В стороне от Золотого кольца
Инвестиционная активность и потенциал российских регионов в туристической отрасли были в центре внимания на прошлой неделе в рамках туристического форума Visit Russia. Как создавать инфраструктуру и новые туристические бренды, где пройдут новые маршруты, как развивать внутренний туризм, наконец, как сделать Россию более привлекательной для иностранных туристов – эти и другие вопросы обсуждали в Ярославле российские и иностранные инвесторы, представители туриндустрии и регионов. Форум состоялся по инициативе правительства Ярославской области и Корпорации развития «Золотое кольцо».
Одиннадцать процентов
Как-то забывается, что туризм – не просто сфера развлечения, а весьма респектабельная отрасль народного хозяйства. Именно об этом напомнил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, приветствуя участников форума. 11% мирового валового продукта и более трети рынка услуг – это туризм; каждый десятый, занятый в экономике, занят в сфере туризма – цифры поневоле заставляют серьёзнее отнестись к путешествиям и сувенирам. Это огромный рынок, для России тем более привлекательный, что у нас есть для его развития неплохие возможности. Мы, конечно, не Италия или Франция с мягким климатом, морем, прекрасной архитектурой, но и у нас есть что посмотреть. Другое дело, что это «что-то» находится в труднодостигаемой зоне, особенно для иностранных туристов – если только, конечно, они не особенные фанаты именно нашей страны.
Проблема не только в визах, но и в инфраструктуре. Это не только гостиницы, которые у нас дорогие и которых по-прежнему не хватает. Это и музеи, и памятники – их много, хотя рассеяны они по России крайне неравномерно, а состояние большинства оставляет желать лучшего.
Развлекайте туристов
Во многом устарели и сами подходы в туристической сфере. Российский туризм ещё с советских времён носит ярко выраженный познавательный характер – вид туризма вполне достопочтенный, но не единственный. К «советским» перекосам постсоветская Россия добавила свои. Если говорить об иностранных туристах, на которых пока равняется вся туриндустрия, за исключением нескольких популярных маршрутов (Москва – Питер – Золотое кольцо), в остальных регионах турбизнес прозябает. У нас плохо с дорогами, гостиницами, сервисом, безопасностью – со всем. Между тем современный турист, особенно прибывающий из-за границы (об этом напомнила другой участник форума – посол Словении в России Ада Филипп-Сливник) – человек мобильный, спонтанный и ценящий яркие впечатления. Его нужно постоянно развлекать.
Если к «развлечениям» не относить что-нибудь вроде сломанного автобуса или гостиницы с отсутствующей горячей водой, следует признать, что таковых в России немного. Г-жа посол любезно поделилась опытом своих земляков в привлечении туристов, и надо сказать, в этом словенцы преуспели: 4 миллиона туристов на 2 миллиона населения.
Ей вторил эксперт из Японии, руководитель московского филиала Исследовательского института Номура Ивао Охаси. Ярославлю, например, он посоветовал проводить большой ежегодный фестиваль наподобие «Октоберфеста», а также отремонтировать дороги и начать сотрудничество-обмен с одним из японских регионов.
Немцы на даче
Отвечая на вопрос, как привлечь иностранных туристов в Россию, руководитель московского филиала Исследовательского института Номура Ивао Охаси затронул глубинную проблему, подчеркнув, что разговор о привлечении туристов в Россию – это, прежде всего, разговор об улучшении имиджа России.
Однако это – проблема настолько глобальная, что даже не совсем понятно, с какой стороны за неё взяться. Между тем представитель Швейцарии Штефан Цурфлу, имеющий туристический бизнес в России, предлагает маленькие шажки в этом направлении – конкретные проекты. По его мнению, ключевым моментом в туристическом бизнесе являются люди: они довольны, значит, они сюда вернутся. Российским решением задачки, как сделать иностранцев у нас довольными, он считает возможность развития «дачного» направления отдыха в нашей стране. По мнению Цурфлу, немецкоговорящие туристы с удовольствием приедут отдохнуть на русской даче – в деревенском доме, с рыбалкой, огородцем, соленьем огурцов и прочими маленькими радостями. Иными словами, туристическое золото валяется буквально у нас под ногами. Нужно только выстроить эффективную информационную политику, и тогда Россия получит дополнительно почти полтора миллиона немецкоговорящих туристов.
Некреативные регионы
Отсутствием креативности и концептуального подхода к развитию российских территорий объясняет эксперт по туризму Сергей Поздняков проблемы многих регионов с привлечением туристов.
– Многие просто не видят возможностей своих регионов, а они есть, – говорит Поздняков. Он уверен, что концепция развития региона должна разрабатываться как местными специалистами – они знают местные условия, так и приглашёнными – у них свежий взгляд.
Даже Золотое кольцо – уж какой казалось бы бренд! – неудовлетворительно.
– Почему по Золотому кольцу туристические маршруты связаны в основном с осмотром монастырей и церквей? – спрашивает он.
Кому-то такой вопрос покажется риторическим, но с другой стороны, действительно, почему? На маршруте остаётся множество объектов, которые туристы не видят – просто подать их нужно по-другому. Конечно, необходимо создавать новые музеи, тематические парки, музейно-гостиничные комплексы. Музеев в России не хватает: 10 музеев – на миллион граждан. Для сравнения – в Париже их вчетверо больше.
Чем больше «событий» и объектов для туриста, тем дольше он здесь останется, тем больше денег он оставит. Туризм – такая же отрасль экономики, как промышленность или сельское хозяйство. Она должна приносить деньги, которые должны служить развитию данного региона. В этом – смысл развития регионального туризма.
Но не следует упускать из виду и возможности уже существующей инфраструктуры. В современных условиях музей, уверен Поздняков, должен стать не просто местом сохранения памяти, но площадкой для шоу. Такие возможности есть даже у классического (читай – чопорного и скучного) музея, но тут опять-таки нужен нестандартный подход.
За креативность ратует и управляющий партнёр агентства «Рекламафия» Константин Гаранин. России не нужны десятки однотипных «Сказочных стран», плодящихся в стране как грибы. Лучше создать один, но прорывной проект, наподобие калужского «Этномира», уверен он, и не распылять силы.
Впрочем, все эти прекрасные пожелания вряд ли дадут хороший урожай в виде зарубежных туристов, если получить российскую визу будет так же сложно, как теперь. Ежегодно Россия принимает столько же туристов, сколько Лаос, Камбоджа и Гондурас. Если нашей стране нужен рывок вперёд, с этим нужно что-то делать.
А ведь тут не упомянуто ещё о российских чиновниках. Найти с ними взаимопонимание – отдельная непростая задача. Кто не слышал: в России, кроме дорог и дураков, есть новая беда – согласования.
Туристический форум в Ярославле задумывался организаторами как большая международная встреча всех заинтересованных в развитии туристического бизнеса в России сторон, от предпринимателей и представителей туристических фирм до чиновников. Можно констатировать, что удалось это только отчасти. Почему-то отсутствовали представители Ростуризма, мало было представителей регионов. Диалог состоялся, но услышали ли его все, «кому ведать надлежит», большой вопрос. Похоже, в Ярославль прибыли лишь действительно заинтересованные стороны. Впрочем, уже это неплохо, и можно надеяться, что Россия из страны, экспортирующей туристов, превратится в потребителя. Пока же эти цифры не утешительны: на пять выехавших за рубеж россиян приходится один въехавший иностранец.
Борис Серов