EN
 / Главная / Публикации / В стороне от Золотого кольца

В стороне от Золотого кольца

24.10.2011

г. Тотьма

Инвестиционная активность и потенциал российских регионов в туристической отрасли были в центре внимания на прошлой неделе в рамках туристического форума Visit Russia. Как создавать инфраструктуру и новые туристические бренды, где пройдут новые маршруты, как развивать внутренний туризм, наконец, как сделать Россию более привлекательной для иностранных туристов – эти и другие вопросы обсуждали в Ярославле российские и иностранные инвесторы, представители туриндустрии и регионов. Форум состоялся по инициативе правительства Ярославской области и Корпорации развития «Золотое кольцо».

Одиннадцать процентов

Как-то забывается, что туризм – не просто сфера развлечения, а весьма респектабельная отрасль народного хозяйства. Именно об этом напомнил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, приветствуя участников форума. 11% мирового валового продукта и более трети рынка услуг – это туризм; каждый десятый, занятый в экономике, занят в сфере туризма – цифры поневоле заставляют серьёзнее отнестись к путешествиям и сувенирам. Это огромный рынок, для России тем более привлекательный, что у нас есть для его развития неплохие возможности. Мы, конечно, не Италия или Франция с мягким климатом, морем, прекрасной архитектурой, но и у нас есть что посмотреть. Другое дело, что это «что-то» находится в труднодостигаемой зоне, особенно для иностранных туристов – если только, конечно, они не особенные фанаты именно нашей страны.

Проблема не только в визах, но и в инфраструктуре. Это не только гостиницы, которые у нас дорогие и которых по-прежнему не хватает. Это и музеи, и памятники – их много, хотя рассеяны они по России крайне неравномерно, а состояние большинства оставляет желать лучшего.

Развлекайте туристов   

Во многом устарели и сами подходы в туристической сфере. Российский туризм ещё с советских времён носит ярко выраженный познавательный характер – вид туризма вполне достопочтенный, но не единственный. К «советским» перекосам постсоветская Россия добавила свои. Если говорить об иностранных туристах, на которых пока равняется вся туриндустрия, за исключением нескольких популярных маршрутов (Москва – Питер – Золотое кольцо), в остальных регионах турбизнес прозябает. У нас плохо с дорогами, гостиницами, сервисом, безопасностью – со всем. Между тем современный турист, особенно прибывающий из-за границы (об этом напомнила другой участник форума – посол Словении в России Ада Филипп-Сливник) – человек мобильный, спонтанный и ценящий яркие впечатления. Его нужно постоянно развлекать.

Если к «развлечениям» не относить что-нибудь вроде сломанного автобуса или гостиницы с отсутствующей горячей водой, следует признать, что таковых в России немного. Г-жа посол любезно поделилась опытом своих земляков в привлечении туристов, и надо сказать, в этом словенцы преуспели: 4 миллиона туристов на 2 миллиона населения.

Ей вторил эксперт из Японии, руководитель московского филиала Исследовательского института Номура Ивао Охаси. Ярославлю, например, он посоветовал проводить большой ежегодный фестиваль наподобие «Октоберфеста», а также отремонтировать дороги и начать сотрудничество-обмен с одним из японских регионов.

Немцы на даче

Отвечая на вопрос, как привлечь иностранных туристов в Россию, руководитель московского филиала Исследовательского института Номура Ивао Охаси затронул глубинную проблему, подчеркнув, что разговор о привлечении туристов в Россию – это, прежде всего, разговор об улучшении имиджа России.

Однако это – проблема настолько глобальная, что даже не совсем понятно, с какой стороны за неё взяться. Между тем представитель Швейцарии Штефан Цурфлу, имеющий туристический бизнес в России, предлагает маленькие шажки в этом направлении – конкретные проекты. По его мнению, ключевым моментом в туристическом бизнесе являются люди: они довольны, значит, они сюда вернутся. Российским решением задачки, как сделать иностранцев у нас довольными, он считает возможность развития «дачного» направления отдыха в нашей стране. По мнению Цурфлу, немецкоговорящие туристы с удовольствием приедут отдохнуть на русской даче – в деревенском доме, с рыбалкой, огородцем, соленьем огурцов и прочими маленькими радостями. Иными словами, туристическое золото валяется буквально у нас под ногами. Нужно только выстроить эффективную информационную политику, и тогда Россия получит дополнительно почти полтора миллиона немецкоговорящих туристов.

Некреативные регионы

Отсутствием креативности и концептуального подхода к развитию российских территорий объясняет эксперт по туризму Сергей Поздняков проблемы многих регионов с привлечением туристов.

– Многие просто не видят возможностей своих регионов, а они есть, – говорит Поздняков. Он уверен, что концепция развития региона должна разрабатываться как местными специалистами – они знают местные условия, так и приглашёнными – у них свежий взгляд.

Даже Золотое кольцо – уж какой казалось бы бренд! – неудовлетворительно.

– Почему по Золотому кольцу туристические маршруты связаны в основном с осмотром монастырей и церквей? – спрашивает он.

Кому-то такой вопрос покажется риторическим, но с другой стороны, действительно, почему? На маршруте остаётся множество объектов, которые туристы не видят – просто подать их нужно по-другому. Конечно, необходимо создавать новые музеи, тематические парки, музейно-гостиничные комплексы. Музеев в России не хватает: 10 музеев – на миллион граждан. Для сравнения – в Париже их вчетверо больше.

Чем больше «событий» и объектов для туриста, тем дольше он здесь останется, тем больше денег он оставит. Туризм – такая же отрасль экономики, как промышленность или сельское хозяйство. Она должна приносить деньги, которые должны служить развитию данного региона. В этом – смысл развития регионального туризма.

Но не следует упускать из виду и возможности уже существующей инфраструктуры. В современных условиях музей, уверен Поздняков, должен стать не просто местом сохранения памяти, но площадкой для шоу. Такие возможности есть даже у классического (читай – чопорного и скучного) музея, но тут опять-таки нужен нестандартный подход. 

За креативность ратует и управляющий партнёр агентства «Рекламафия» Константин Гаранин. России не нужны десятки однотипных «Сказочных стран», плодящихся в стране как грибы. Лучше создать один, но прорывной проект, наподобие калужского «Этномира», уверен он, и не распылять силы.

Впрочем, все эти прекрасные пожелания вряд ли дадут хороший урожай в виде зарубежных туристов, если получить российскую визу будет так же сложно, как теперь. Ежегодно Россия принимает столько же туристов, сколько Лаос, Камбоджа и Гондурас. Если нашей стране нужен рывок вперёд, с этим нужно что-то делать.

А ведь тут не упомянуто ещё о российских чиновниках. Найти с ними взаимопонимание – отдельная непростая задача. Кто не слышал: в России, кроме дорог и дураков, есть новая беда – согласования.

Туристический форум в Ярославле задумывался организаторами как большая международная встреча всех заинтересованных в развитии туристического бизнеса в России сторон, от предпринимателей и представителей туристических фирм до чиновников. Можно констатировать, что удалось это только отчасти. Почему-то отсутствовали представители Ростуризма, мало было представителей регионов. Диалог состоялся, но услышали ли его все, «кому ведать надлежит», большой вопрос. Похоже, в Ярославль прибыли лишь действительно заинтересованные стороны. Впрочем, уже это неплохо, и можно надеяться, что Россия из страны, экспортирующей туристов, превратится в потребителя. Пока же эти цифры не утешительны: на пять выехавших за рубеж россиян приходится один въехавший иностранец.

Борис Серов

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева