Аквариум кремлёвского типа
...А ведь никакой практической необходимости в строительстве этого стеклобетонного уродца, резко диссонирующего со всей кремлёвской архитектурой, не было. Народу снисходительно растолковали, что «руководящим органам партии и правительства» срочно требуется новое, современное здание для съездов, форумов и прочих многошумных толковищ. И, как всегда, соврали. Что, не было и до того в Кремле солидных, вместительных залов? Было, и сколько угодно. Например, зал клуба в построенном «на костях» Чудова и Вознесенского монастырей бывшем здании школы красных командиров – будущий Кремлёвский театр. А зал, возникший опять-таки на месте уничтоженных Александровского и Андреевского залов Большого Кремлёвского дворца – в нём проходили до 1959 года все съезды «руководящей и направляющей»? Разумеется, правду сказать было нельзя. А правда заключалась в том, что во время одного из визитов в Пекин Хрущёв увидел тамошний «аквариум» для партийных форумов (между прочим, там он находится вовсе не по соседству с императорским дворцом), и ему непременно захотелось иметь такой же не просто в Москве, а именно в Кремле. Мол, плох тот властитель, который не оставит своего следа на лице многострадального ансамбля.
Дворец был выстроен в 1959-1961 годах по периметру Заднего государева двора – женской половины царского дворца, имевшей весьма продолжительную и бурную историю. При строительстве Дворца съездов его подземные части были раскопаны, исследованы и... уничтожены. В XIX веке по периметру двора были построены Кавалерские (свитские) корпуса императорского дворца и возведённое по проекту известного зодчего Ивана Еготова здание для Оружейной палаты, в котором она располагалась до переезда в сегодняшнюю «резиденцию». Именно возле неё – что весьма символично – стояла Царь-пушка и лежали захваченные в 1812 году французские орудия. Именно старое здание Оружейной палаты завершало ансамбль великолепной классической площади, прочими фасадами которой были Сенат и Арсенал. И Кавалерские корпуса, и Оружейную палату срочно объявили «малоценной ветхой застройкой». Знакомые мотивы... И совсем недавно, при очередных раскопках, было установлено, что часть одного из снесённых корпусов была постройкой конца XV века...
Верховодил строительством известный и заслуженный губитель старой Москвы, автор новоарбатской «вставной акульей челюсти» Михаил Посохин-старший. Сейчас уже почти никто и не вспоминает, что его проект был осуществлён в весьма усечённом виде: первоначальный и сперва одобренный (!) Хрущёвым вариант предусматривал, к примеру, полный снос кремлёвской стены с двумя башнями от Троицкой до Боровицкой и строительство на их месте широченного пандуса – специально для эффектного подкатывания шикарных «членовозов». Хрущёву, правда, пытались возражать – мол, здание закроет вид на Кремль с западной стороны. «Вождь» отвечал: пускай смотрят с другой!
Сегодня «эстафета времён» продолжается: также вполне символично, что по инициативе Посохина – уже младшего – кремлёвскому уродцу присвоен статус вновь выявленного памятника архитектуры. Но всё больше становится людей, которые надеются дожить до Москвы без Нового Арбата и Государственного Кремлёвского сарая – так, на татарский манер, называли посохинский «шедевр» в некогда арендовавшем его сцену Большом театре.
Георгий Осипов