EN
 / Главная / Публикации / Дело о чёрной футболке

Дело о чёрной футболке

16.07.2010

Дело о футболке с надписью «Православие или смерть» и изображением черепов, возбуждённое одним из районных отделений прокуратуры Москвы, не могло не привлечь к себе внимания – уж слишком абсурдной кажется позиция представителей правоохранительной структуры. Вероятно, в самой Люблинской межрайонной прокуратуре не ожидали получить столько откликов на своё заявление, направленное в Люблинский районный суд с требованием признать изображение на футболке экстремистским.

Разумеется, решение не будет вынесено сразу: предстоит ещё судебная процедура, в ходе которой сотрудники Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции исследуют изображения. Эксперты, в частности, должны будут ответить на вопрос: направлены ли надпись и рисунок на возбуждение религиозной розни и не пропагандируют ли религиозное превосходство или неполноценность.

Очевидно, что решение представителей прокуратуры, возникшее при проверке группы «Антирелигия», направлено в конечно счёте против владельцев социальной сети «В Контакте», в которой эта интернет-группа и зарегистрирована.

Это уже не первая проверка и не первое обвинение против крупнейшей российской соцсети. Ещё в апреле появилось сообщение о внеплановой прокурорской проверке «В Контакте» на предмет возможно содержащихся в ней экстремистских материалов, которое, впрочем, представители самой сети опровергали. А пару лет назад циркулировали упорные слухи о том, что ФСБ намерена добиваться закрытия «Одноклассников» – тогда, правда, утверждалось, что негодование вызывает не какой-то конкретный материал, а сам принцип соцсети, позволяющий систематизировать данные по городам, учебным центрам, предприятиям, войсковым частям с указанием дат службы, личным данным с набором фотографий и т. д., что представляет угрозу безопасности России.

Но даже если настоящая проверка действительно плановая и касается, как утверждают представители «В Контакте», отнюдь не только данной сети, сути происходящего это не меняет. И дело о футболке не останется единственным, поскольку материалов, которые можно бы причислить к экстремистским, в сети, объединяющей более 70 млн пользователей, при желании можно найти предостаточно.

Самой же прокуратуре нужно выполнять план по противодействию экстремизму, поэтому можно с уверенностью сказать, что это не последнее такое дело.

Понятно, что социальная сеть, строящаяся «снизу», – явление очень неудобное для любой, не только нашей, правоохранительной системы (в силу своей стихийности, отсюда – подозрительность и стремление к установлению контроля). Периодически возникающие в недрах соцсетей сообщества, переходящие от слов к делу, наподобие пресловутых «Синих ведёрок», лишь укрепляют веру в то, что сети – это уже просыпающаяся угроза.

Однако на этот раз прокуратура, похоже, попала пальцем в небо. Как оказалось, футболка с подозрительной символикой придумана и изготовляется студией «Русский символ» – подразделением Союза православных хоругвеносцев. И хотя Патриархия старается дистанцироваться от православных радикалов, всё же говорить о том, что они совсем не связаны, неверно, особенно учитывая нынешний курс РПЦ на воцерковление даже довольно крайних молодёжных контркультурных течений. Что уж говорить о хоругвеносцах.

Кстати говоря, в такой же футболке два года назад на «Нашествии-2008» выступал известный своей приверженностью официальному православию лидер группы «Алиса» Константин Кинчев, и тогда вопросов ни у кого, кроме журналистов, не возникло. Глава СПХ Леонид Симонович-Никшич, четыре года назад получивший церковный орден из рук патриарха Алексия II, тоже постоянно носит эту футболку.

Представление прокуратуры как начало наступления на православных радикалов, пожалуй, последнее, что можно предположить в условиях российской государственно-церковной симфонии. Да и претензии прокуратуры направлены не против производителей майки, а против администратора «Антирелигии», который поспешил закрыть своё сообщество.

Что же тогда? Характерно, что жалоба в прокуратуру поступила от некоего жителя Санкт-Петербурга, который, как сообщается, сообщил о размещении в Интернете материалов, оскорбляющих православную и мусульманскую веру. Желание усмотреть в рисунке и надписи сразу все, даже противоречащие друг другу, смыслы, может вызвать только недоумение. Как можно прийти к мысли о том, что надпись «Православие или смерть» (тем более что на изображении черепа почему-то зажали в зубах ножи) является выпадом против мусульман – понятно, хотя и выглядит явной натяжкой, но тогда совершенно не ясно, почему выбор ограничился только приверженцами ислама. А иудеи? католики? буддисты? Ведь согласно этой логике всем неправославным угрожают смертью.

В свою очередь представители СПХ утверждают, что изображение и надпись выражают вполне естественной для верующего убеждение в том, что вне Православия спасения нет, и в этом нет ничего неортодоксального или противоречащего основам христианского мировоззрения. Мнение значительно более обоснованное, хотя, признаем, форма выражения этой идеи избрана весьма провокационная. Тем не менее в этом нет ничего преступного или экстремистского.

Однако тогда из контекста, очевидно, выпадают не известно зачем пририсованные ножи, зажатые в зубах у черепов. В результате получается этакая смесь пиратской эстетики (черепа с ножами) с христианской (надпись и православные кресты) – такие же чувства вызывает, вероятно, вид несущегося на огромном мотоцикле байкера с христограммой на косухе. Это эклектика, чёрный юмор – что угодно, но не экстремизм.

Можно посочувствовать прокурорским работникам, вынужденным разбираться в хитросплетеньях современного сознания, однако их решение разрубить этот гордиев узел одним ударом выглядит уж слишком брутальным.

Стоит добавить, что «В Контакте» существуют и другие антирелигиозные группы, и даже с тем же названием – «Антирелигия», в альбомах которых можно найти гораздо более однозначные антихристианские карикатуры, и понять, почему выбор пал именно на чёрную майку, довольно сложно.

Как относиться к футболке Союза православных хоругвеносцев: как к современному арт-объекту или, по примеру таганских судей, считать это изображение кощунством, пусть каждый решает сам.

Для самой РПЦ скандал, похоже, оказался неожиданностью, во всяком случае, консолидированной позиции по этому вопросу нет. Патриарх Кирилл ранее заявлял, что популярный среди определённой части паствы лозунг «Православие или смерть!» противоречив и не соответствует Христову учению. В то же время епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим выступил в защиту этого девиза, в котором он не усматривает ничего экстремистского. «Без святого православия нам, и правда, смерть!» – говорит он. Не считает экстремистской футболку и руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский. «Это высказывание ни на кого не направлено, ни к чему не принуждает. Люди говорят о собственной позиции, это их личный выбор», – уверен он.

Что скажут судебные эксперты, мы, вероятно, вскоре узнаём, и тут нас могут ждать сюрпризы. В зависимости от их решения возможно, например, возникновение поистине странной ситуации: изображение, защищаемое адептами РПЦ, будет признано оскорбительным по отношению к Православию. Вероятен и другой парадокс: создание своего рода антипрокурорского альянса радикальных сторонников РПЦ и их светских противников. Одни будут требовать отменить решение о признании изображения экстремистским, вторые же (если только они последовательны в своих убеждениях) – в принципе прекратить проверки арт-объектов на соответствие уголовному законодательству.

Александр Рязанцев

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева