Захвати тепла до Покрова
Покров иногда называют специфически русским праздником, и основания для этого есть – нигде в христианском мире его не отмечают так, как в России. Историческая основа праздника хорошо известна – по преданию, в 910 году во время осады Константинополя сарацинами Богородица простёрла над «вторым Римом» свой покров (омофор), чем и спасла его от врагов. Праздник пришёл на Русь около 1164 года, и первым храмом, построенным в его честь, была церковь Покрова-на-Нерли.
«Каков Покров, такова и зима», «До Покрова осень, после Покрова – зима», «Покров землю покроет – где листом, а где и снежком», – говорили в народе. По поверью, именно в первый (по старому стилю) день октября улетали последние журавли. Более ранний отлёт считался дурной приметой – следовало ожидать очень холодной зимы. Приглядывались зорко и к белкам. Говорили: если белка к Покрову чисто вылиняла, зима будет хороша.
Отмечали Покров – своего рода межевой столб между осенью и зимой – практически все, но каждый – на свой лад. Для мужиков-работяг Покров был одним из главных дней в году. «В октябре и мужик с лаптями, и изба с дровами». Все работы в поле и на гумне закончены, и пора строить планы на будущий год – неспроста на Руси все трудовые соглашения заключались от Покрова до Покрова. Каждый рачительный хозяин именно к Покрову старался «ухитить», то есть утеплить хату, тщательно конопатя мхом углы: «Не ухитишь до Покрова – зима будет не такова!»
А девушки со своими сужеными именно с заветного дня Покрова начинали играть свадьбы: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!» – причитали они. Снег на Покров считался очень хорошей приметой, обещавшей очень дружную и снежную зиму и множество свадеб. А если венчание происходило под снежную порошу, то считалось, что молодые будут счастливы всю жизнь. После обедни на Покров невесты клали к иконе Богородицы так называемую «обыденную пелену» – льняное покрывало, которое в пору уборки льна надо было соткать непременно за один день.
Бытовал в деревнях на Покров и ещё один очень старинный обычай: полагалось сжигать в печи старые соломенные постели – это уберегало от дурного глаза. Пожилые женщины сжигали в печи свои изношенные за лето лапти – «прибавляли себе ходу на зиму». Детей в Покров обливали на пороге хаты водой сквозь решето – это должно было предохранять от зимних простуд.
Считалось, что после Покрова прекращали шалить и колобродить лешие в лесу. В день расставания с летней волей они ломали деревья, вырывали с корнями кусты, распугивали зверьё по норам, после чего и сами проваливались сквозь землю – до весны. «В канун Покрова, – пишет известный бытописатель Аполлон Коринфский, – ни мужик, ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу – из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок: “Леший – не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!”».
И до сих пор в некоторых северных губерниях вполне серьёзно рекомендуют на Покров в лес не ходить...
Георгий Осипов