На атомных глубинах
12 августа 2000 года в Баренцевом море потерпела катастрофу атомная подводная лодка «Курск». О гибели корабля – уже несколько дежурно – вспоминают каждый год, забывая при этом о целом ряде подлодок, покоящихся на морском дне, но по-прежнему представляющих угрозу. Однако на этот раз в канун годовщины гибели подлодки произошло событие, из ряда вон выходящее: первый замглавы Росатома Иван Каменских публично поставил вопрос о подъёме со дна арктических морей сразу двух атомных подводных лодок.
Своё заявление чиновник сделал на международной конференции по проблемам Арктики, где он выступил с докладом «Экологические проблемы утилизации атомных энергетических установок в Арктике». По его мнению, вопрос о подъёме двух АПЛ – Б-159, затонувшей в 2003 году во время буксировки в Баренцевом море, и аварийной К-27, которая была затоплена в 1982 году у восточного (карского) побережья Новой земли, – нужно решить в 2012 году. Определиться с дальнейшей судьбой этих подлодок необходимо уже затем, чтобы «гарантировать благоприятное экологическое состояние Баренцева и Карского морей». В противном случае мы рискуем столкнуться с радиоактивным загрязнением морей в районе затопления лодок.
По данным «Российской газеты», перед открытием конференции этот вопрос поднимался на заседании Совета безопасности в Нарьян-Маре, и, вероятно, проект подъёма лодок получил поддержку. Однако как это сделать? Подводные лодки гибли в водах мирового океана не раз. За всё время эксплуатации атомных подлодок затонули восемь субмарин: две американские, четыре советские и две российские. Проблема в том, что большинство из них погибло на значительных глубинах – от полутора и более километров. Сложность подъёма связана и с тем, что при ударе происходило частичное разрушение корпуса подлодки. Таким образом, их подъём превращается в неординарную инженерную задачу. Тем не менее поднимать лодки со дна моря надо: помимо угрозы экологии и военной безопасности (на борту лодок находятся ядерные боеголовки, секретные коды), это ещё вопрос чести – для военно-морского флота, да и для всей страны.
Далеко не всегда задача подъёма атомных лодок может завершиться успехом. В этом смысле показательна судьба дизельной лодки Тихоокеанского флота К-129. Она пропала при невыясненных обстоятельствах во время боевой службы у Гавайских островов в марте 1968 года. Тогдашнее руководство СССР эту потерю скрывало, даже от семей подводников (а в экипаже значилось 98 человек). И только семь лет спустя в американские газеты просочилась информация, что погибшую советскую подлодку тайно обнаружили ВМС США на глубине более четырёх километров, а затем была предпринята сверхсекретная операция «Дженефер» по её извлечению. Но попытка эта не совсем удалась – повреждённый корпус лодки при подъёме разломился, и «добыча», на которую так рассчитывали в ЦРУ и Пентагоне, ускользнула из рук.
Были свои потери и у американцев. Пропавшая в районе Азорских островов подводная лодка «Скорпион» (Scorpion) лежит на глубине 3600 метров. А тремя годами ранее подводный флот США потерял атомную подлодку «Трешер» (Thresher, SSN-593), затонувшую в 220 милях к востоку от Бостона. Обломки погибшего корабля обнаружили поисковыми средствами на глубине, в шесть раз превышающей максимальную.
А вот К-27, о которой упоминал Каменских, была намеренно затоплена в 1982 году в заливе Степового у восточного (карского) побережья Новой Земли вследствие аварии. Мало кто знает, но по соседству с К-27 в прибрежных водах Новоземельского архипелага затоплено ещё 14 реакторов с подводных лодок, из которых шесть – с невыгруженным ядерным топливом. Там же, в заливе Цивольки, 125 тепловыделяющих сборок утоплены вместе с аварийными реакторами атомного ледокола «Ленин». В советское время такое избавление от ядерных отходов, к сожалению, было нормой…
Время от времени в этот район заходят суда, чтобы замерить радиационный фон и оценить состояние защитных барьеров. Насколько известно, пока они тревоги не вызывают. Однако предсказать, что будет хотя бы через несколько лет, вряд ли кто-то сможет. Инициативу Росатома, при всей её затратности, можно только приветствовать.
По материалам «Российской газеты»