EN
 / Главная / Публикации / На атомных глубинах

На атомных глубинах

11.08.2011

12 августа 2000 года в Баренцевом море потерпела катастрофу атомная подводная лодка «Курск». О гибели корабля – уже несколько дежурно – вспоминают каждый год, забывая при этом о целом ряде подлодок, покоящихся на морском дне, но по-прежнему представляющих угрозу. Однако на этот раз в канун годовщины гибели подлодки произошло событие, из ряда вон выходящее: первый замглавы Росатома Иван Каменских публично поставил вопрос о подъёме со дна арктических морей сразу двух атомных подводных лодок.

Своё заявление чиновник сделал на международной конференции по проблемам Арктики, где он выступил с докладом «Экологические проблемы утилизации атомных энергетических установок в Арктике». По его мнению,  вопрос о подъёме двух АПЛ – Б-159, затонувшей в 2003 году во время буксировки в Баренцевом море, и аварийной К-27, которая была затоплена в 1982 году у восточного (карского) побережья Новой земли, – нужно решить в 2012 году.  Определиться с дальнейшей судьбой этих подлодок необходимо уже затем, чтобы «гарантировать благоприятное экологическое состояние Баренцева и Карского морей». В противном случае мы рискуем столкнуться с радиоактивным загрязнением морей в районе затопления лодок.

По данным «Российской газеты», перед открытием конференции этот вопрос поднимался на заседании Совета безопасности в Нарьян-Маре, и, вероятно, проект подъёма лодок получил поддержку. Однако как это сделать? Подводные лодки гибли в водах мирового океана не раз. За всё время эксплуатации атомных подлодок затонули восемь субмарин: две американские, четыре советские и две российские. Проблема в том, что большинство из них погибло на значительных глубинах – от полутора и более километров. Сложность подъёма связана и с тем, что при ударе происходило частичное разрушение корпуса подлодки. Таким образом, их подъём превращается в неординарную инженерную задачу. Тем не менее поднимать лодки со дна моря надо: помимо угрозы экологии и военной безопасности (на борту лодок находятся ядерные боеголовки, секретные коды), это ещё вопрос чести – для военно-морского флота, да и для всей страны.

Далеко не всегда задача подъёма атомных лодок может завершиться успехом. В этом смысле показательна судьба дизельной лодки Тихоокеанского флота К-129. Она пропала при невыясненных обстоятельствах во время боевой службы у Гавайских островов в марте 1968 года. Тогдашнее руководство СССР эту потерю скрывало, даже от семей подводников (а в экипаже значилось 98 человек). И только семь лет спустя в американские газеты просочилась информация, что погибшую советскую подлодку тайно обнаружили ВМС США на глубине более четырёх километров, а затем была предпринята сверхсекретная операция «Дженефер» по её извлечению. Но попытка эта не совсем удалась – повреждённый корпус лодки при подъёме разломился, и «добыча», на которую так рассчитывали в ЦРУ и Пентагоне, ускользнула из рук.

Были свои потери и у американцев. Пропавшая в районе Азорских островов подводная лодка «Скорпион» (Scorpion) лежит на глубине 3600 метров. А тремя годами ранее подводный флот США потерял  атомную подлодку «Трешер» (Thresher, SSN-593), затонувшую в 220 милях к востоку от Бостона. Обломки погибшего корабля обнаружили поисковыми средствами на глубине, в шесть раз превышающей максимальную.

А вот К-27, о которой упоминал Каменских, была намеренно затоплена в 1982 году в заливе Степового у восточного (карского) побережья Новой Земли вследствие аварии. Мало кто знает, но по соседству с К-27 в прибрежных водах Новоземельского архипелага затоплено ещё 14 реакторов с подводных лодок, из которых шесть – с невыгруженным ядерным топливом. Там же, в заливе Цивольки, 125 тепловыделяющих сборок утоплены вместе с аварийными реакторами атомного ледокола «Ленин». В советское время такое избавление от ядерных отходов, к сожалению, было нормой…

Время от времени в этот район заходят суда, чтобы замерить радиационный фон и оценить состояние защитных барьеров. Насколько известно, пока они тревоги не вызывают. Однако предсказать, что будет хотя бы через несколько лет, вряд ли кто-то сможет. Инициативу Росатома, при всей её затратности, можно только приветствовать.

По материалам «Российской газеты»

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Цветаева