EN
 / Главная / Публикации / Отказ от тайны

Отказ от тайны

08.07.2011

Вопрос о снятии крещения стал играть заметную роль в секуляризующемся мире, но разные христианские конфессии относятся к нему по-разному. Православные и слышать о нём не хотят, католики колеблются, а протестанты склонны его признавать.

В заморском департаменте Франции Реюньоне случился скандал. Местная жительница Оливия Кан уехала лечиться, оставив своих дочерей на попечение родной сестры. Лечение продолжалось долго, и сестра, будучи рьяной католичкой, крестила племянниц. Казалось бы, что тут особенного? Но дело в том, что Оливия вышла замуж за мусульманина и приняла ислам. Стало быть, и дочери её были мусульманками. Вернувшись с лечения, мать с удивлением увидела, как дочери выходят из церкви. Бросившись к кюре, она потребовала снять с дочерей крещение, но тот отказался, заявив, что по церковным законам сделать этого нельзя. Мать решила действовать через суд, наняла адвоката, и тут священник пошёл на попятную, вычеркнув новокрещёных из церковной книги.

У нас в России скандал подобного рода и представить себе трудно. Русская православная церковь твёрдо стоит на том, что таинство крещения отменить невозможно. Обычно батюшки отвечают на подобные вопросы просто. Даже если отречёшься от православия, всё равно останешься крещёным и на Страшном суде будешь отвечать за своё вероотступничество. Но Господь милосерден, ты всегда можешь вернуться в церковь и покаяться. Вечное проклятие ждёт только тех, кто не успел или не захотел сделать этого. И вряд ли наше светское законодательство решится в этом вопросе посягнуть на авторитет церкви.

Однако в секуляризованной Европе дело обстоит совсем не так просто. Светские законы, ставящие во главу угла принцип свободы совести, разрешают людям порвать с религией и таким драматическим путём. Правда прибегают к нему в основном те, кто хочет бросить церкви публичный вызов. В 2007 году испанец Мануэль Гонсалес потребовал, чтобы его имя вычеркнули из списка крещёных. Гонсалес был гомосексуалистом и хотел таким образом выразить свой протест против отношения Ватикана к людям его ориентации. Настоятель прихода в Валенсии, где был крещён бунтарь, отказался выполнить его требование. Тогда Гонсалес подал в суд и легко выиграл дело. В Испании, где противостояние светской публики и католической церкви в последние годы обострилось, оно вызвало много шума.

Однако чаще всего люди, отпадающие от церкви, не хотят поднимать скандал и делают это тихо. Правда, иногда им необходимо засвидетельствовать свой поступок по сугубо практическим соображениям. Например, все граждане Германии обязаны платить церковный налог. Но если они теряют веру, им вовсе необязательно требовать снятия крещения. Просто в налоговых документах нужно указать, что ты не принадлежишь ни к какой церкви. Достаточно расцерковиться, и совсем ни к чему раскрещиваться. Подобный компромисс вполне устраивает и церковные и светские власти.

А вот британские секуляристы, напротив, устроили из раскрещивания целое шоу. В стране есть организация «Национальное секулярное общество». Его члены озабочены тем, что религия слишком активно вторгается в жизнь, навязывая свои ценности. К примеру, эта организация подняла кампанию против процедуры переписи населения. Её не устраивало, как в анкете был сформулирован вопрос о вероисповедании. Мол, он задаётся в слишком общей форме: «Какую религию вы исповедуете?». Секуляристы посчитали, что многие не сумеют ответить на него правильно. Скажем, ты рождаешься в христианской семье, но сам в церковь не ходишь. Или принадлежишь по воспитанию к христианской культуре, но в Бога не веришь. Однако в обоих случаях, настаивали критики, ты можешь запросто ответить: «Я христианин», – хотя по сути таковым не являешься. Вначале они потребовали от государства, чтобы вопрос поменяли на более конкретный, но государство к ним не прислушалось. Тогда они и подняли кампанию, добиваясь от подданных её величества более осмысленного ответа на спорный вопрос.

Зачем секуляристам все эти сложности? Ведь самим им на этот вопрос ответить просто: «Обходимся без религии». А если считают это сугубо личным делом, могут и вовсе не отвечать. Но дело в том, что они уверены: если большинство публики ответит не подумавши, церкви будут козырять высокими цифрами, чтобы получить больше привилегий от властей. И ещё сильнее будут вмешиваться в общественную жизнь. Мол, нас много и мы просим учитывать наши интересы.

По этой же причине Секулярное общество проводит кампанию и по раскрещиванию. Тем, кто желает принять в ней участие, оно высылает за весьма умеренную плату специальные сертификаты. В них, в частности, говорится: «Я публично аннулирую свою причастность обряду крещения и отказываюсь от церкви, которая его совершила... Я не желаю быть в числе членов церкви, которое основано на статистических данных о крещениях и используется для получения законодательных льгот». Кампания пользуется в Британии успехом, сертификаты о раскрещивании получили уже около полутора сотен тысяч человек.

Надо сказать, что в отличие от католической церкви, англиканская не слишком сопротивляется подобным нападкам и вычёркивает имена раскрестившихся из церковных книг не дожидаясь, пока те подадут в суд. Британское право носит, как известно, прецедентный характер. И прецеденты эти свидетельствуют явно не в пользу церкви.

Возвращаясь к истории, случившейся во французском Реюньоне, надо отметить, что она отличается от тех, о которых шла речь выше. Во-первых, в нём оказалась замешана мусульманская семья, во-вторых, крещение несовершеннолетних было проведено тайком от родителей. Крещение мусульман расценивается исламом как тягчайший грех, за который можно поплатиться жизнью. И никакие аргументы светского права не способны перевесить в глазах исламского общества законы шариата. А уж то, что обряд крещения был проведён над детьми, способно с новой силой возродить подзабытые истории о коварстве христианских миссионеров. Католическое население составляет в Реюньоне подавляющее большинство – более 90%, но в этом заморском департаменте, который находится в опасной близости от мусульманского мира, скандалы на религиозной почве французским властям не нужны. Именно поэтому католическая церковь не стала особенно сопротивляться и пошла на попятную, не доводя дело до суда.

Впрочем, уверен, если бы подобная история случилась в России, церковь сумела бы найти из неё выход. Ссориться на ровном месте с добрыми соседями – мусульманами – ей вовсе ни к чему.

Борис Фаликов

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева