EN
 / Главная / Публикации / Идентификация Пушкина

Идентификация Пушкина

08.09.2011

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас, –

писал когда-то Заболоцкий. Ему было проще, скажет иной музейщик – и автор полотна известен, и имя персонажа. А ну как «из тьмы былого» в музей попадает портрет неизвестного (неизвестной) кисти неизвестного художника? Что тут поделаешь?

Сорок два года назад именно такие портреты впервые стали темой выставки на той же музейной площадке. Тогда их было восемьдесят, и десять за время экспонирования были идентифицированы. Теперь их без малого двести, и многие обрели «голоса» совсем недавно – ещё один шаг к созданию в России собственной национальной портретной галереи, пусть пока и воображаемой.

Безусловный «премьер» нынешней выставки – приобретённый правительством Москвы специально для музея на Пречистенке портрет Марии Николаевны Волконской кисти известного художника Й. Олешкевича. Точнее – пока Раевской, поскольку на задней стороне портрета – «писан 1824 года», создан, как установлено историками, в Киеве, где в январе следующего года состоялась её свадьба с Сергеем Волконским. И год с малой толикой до рубежа, который разделит на «до» и «после» жизнь обоих...

Портреты неизвестных кисти неизвестного художника – весьма характерная, увы, черта отечественной культуры. До 1917-го большие или меньшие портретные галереи имело практически каждое «дворянское гнездо» – например, на нынешней выставке многие происходят из Ольгова, что близ Дмитрова - давней вотчины Апраксиных. Его обитателям, как, впрочем, и других имений, и в голову не приходило подписывать на семейных портретах изображённых и авторов портретов – их мог назвать практически любой обитатель усадьбы, причём чем старше она была, тем, понятно, гуще и ярче был ореол легенд и преданий, с ними связанных. А потом, как известно, канули в реку времён и расточились в лагерную пыль и сами усадьбы, и их обитатели, и легенды о них: «Да отняли список, и негде узнать...» Негде, говорите?

А если вглядеться повнимательнее? Проще всего с военными: у них всё регламентировано, всё расписано – где служил, когда, в каких чинах, какими орденами и когда награждёен, в каком изображён мундире. Очень долго портрет генерала в парадном мундире кисти И. Тюрина считался – а против легенды зачастую пойти невероятно трудно! – портретом внука Пушкина Александра Александровича.

Однако дотошный историк, а ныне руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, повнимательнее вглядевшись в «модель», доказал, что на портрете изображён совсем другой Александр. На мундире – осыпанный алмазами портрет императора Александра II – награда редкостная, штучная. Позолоченные пуговицы с пылающей гранатой, жёлтые эполеты – значит, один из гренадёрских полков. Достаточно свериться с полковыми списками, чтобы установить, что на портрете – шеф 11-го гренадёрского Фанагорийского  полка, генерал-адъютант, светлейший князь Италийский граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский, военный генерал-губернатор Петербурга, президент Вольного экономического общества и прочая, прочая, прочая, а проще – внук великого полководца, любимым полком которого был, как известно, именно Фанагорийский.

Идентификация портретов – наука увлекательнейшая, но вместе требующая от историка и универсализма, и зоркого глаза, и умения мыслить нестандартно. По-научному всё это иной раз называется скучновато. Историко-предметный метод. Метод привлечения достоверного иконографического ряда. Метод привлечения иной раз даже заокеанских судмедэкспертов – как при идентификации очень знаменитого и абсолютно единственного прижизненного миниатюрного портрета трёхлетнего Пушкина. Анализ смешанно-восходящей родословной.

Именно так – в сопоставлении с другими прижизненными изображениями – обрёл имя дивный портрет Александры Апраксиной (Пашковой), происходящей из Ольгова. Именно её семья после смерти Пушкина заняла ту самую квартиру на Мойке, и отлично владевшая кистью Александра запечатлела её интерьеры – что бы  без её рисунков делали реставраторы?

Большая часть портретов, представленных на нынешней выставке, идентифицирована – точно или предположительно. И совсем здорово было бы, если бы «роман» (или «новелла») каждого портрета – разумеется, с его изображением – был записан и издан, ведь иным поворотам «портретных» сюжетов точно позавидовали бы Шерлок Холмс, Пуаро и Мегрэ. Но это, похоже, уже из области фантастики, материи, истории совершенно чуждой...

Георгий Осипов

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева