EN
 / Главная / Публикации / Первый русский автомобиль

Первый русский автомобиль

15.07.2011

Автомобиль Фрезе и Яковлева

Когда заходит речь об истоках российского автомобилестроения, на память приходит одно название – «РуссоБалт». Машины этой марки выпускались на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге начиная с 1908 года. Однако мало кто помнит, что российское автомобилестроение к тому времени уже имело историю, пусть и небольшую. Первый автомобиль российского производства был представлен публике ещё в позапрошлом веке – 16 июля 1896 года на Нижегородской промышленно-художественной выставке русскими инженерами Евгением Александровичем Яковлевым и Петром Александровичем Фрезе. На заводе Яковлева изготавливались двигатель и трансмиссия, а корпус, ходовая часть и колёса – на фабрике Фрезе.

По конструкции это была пролетка с двигателем, ещё большее сходство с экипажами ей придавали большие деревянные колёса (задние больше передних), с цельными резиновыми шинами. Максимальная скорость «автомобиля» составляла 21 километр в час, а запаса бензина хватало на движение в течение 10 часов. По конструкции и даже внешне машина очень походила на автомобиль Карла Бенца – об авторских правах тогда говорить было не принято. «Бенц-Викторию» Фрезе и Яковлев видели в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Впрочем, русские инженеры внесли в конструкцию свои усовершенствования, и эти усовершенствования были признаны автомобильным сообществом. Так, в заимствованной у Бенца коробке передач были применены более надёжные приводные ремни из многослойной прорезиненной ткани. Фрезе несколько изменил и конструкцию шасси. В свою очередь Яковлев существенно облегчил двигатель и трансмиссию, в частности, выполнил двигатель меньших, чем у Бенца, размеров.

Появление автомобиля российского производства было весьма своевременным. Хотя, в конце концов, дело не пошло, первый русский автомобиль задумывался именно как коммерческий серийный продукт. И это неслучайно. Как раз в 1896 году во Франции состоялись автомобильные гонки Париж – Марсель – Париж на дистанции длиной 1720 км, а Э. Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами. Тогда же Россия ввела у себя правила дорожного движения, а в Англии парламент отменил закон, запрещавший движение автомобилей без предшествующего человека с красным флагом. Прогресс в автомобилестроении стал уже заметным трендом, в Европе и за океаном начиналась новая безлошадная эпоха.

Почему проект всё же не удался – судить сейчас сложно, так часто бывает с первопроходцами. Вероятно, общество ещё не было готово к новинке, да и – что особенно важно для высокотехнологичных стартапов во все времена – государство не спешило с поддержкой частной инициативы. В 1898 году Яковлев умер, а его преемники, не заинтересовавшись производством двигателей внутреннего сгорания, переориентировали завод. Фрезе был вынужден покупать двигатели за границей, а в 1910 году продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу.

Александр Рязанцев

 

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева