EN
 / Главная / Публикации / Старые песни о главном

Старые песни о главном

04.02.2011

Лучшим подарком ко дню рождения – 50-летию генерального директора Первого канала Константина Эрнста – стал визит во вверенную ему информационную империю премьер-министра Владимира Путина.

Пожалуй, сложно найти другого телевизионного деятеля столь крупного масштаба, который бы, по нынешним временам, оставался в информационном поле и в большой политике столь долго – с 1995 года, когда Эрнст стал сначала генеральным продюсером ОРТ, а с 1999 года – генеральным директором. Пришедший на телевидение из науки (по образованию он биохимик), Эрнст, вне сомнения, сделал первое в России развлекательное телевидение мирового уровня. Уже его первые проекты – «Русский проект», соединивший рекламу и кино, и, конечно, шоу «Старые песни о главном» – обозначили главные черты нового русского телевидения – фабрика грёз в поисках своего лица в новой России. Синтез рекламы, шоу и кино, органично вплетённые в телевизионное пространство, дали многослойный эффект «Дозоров» и «Фабрики звёзд», обновлённого КВНа и вертикальной сетки сериалов, ток-шоу «Прожектораперисхилтон» и их многочисленных подражателей, каждый телесезон снимающих кальку с новаторских и не очень находок Эрнста и его команды.

– Ему подражают потому, что Эрнст – человек искусства, – убеждён кинорежиссёр Станислав Говорухин. – И даже не случись ему занять свой пост, думаю, он всё равно стал бы удачливым продюсером художественных фильмов.

Впрочем, существует и совсем иной взгляд на деятельность Эрнста. B 2007 году ему вручили антипремию «Абзац» в номинации «Почётная безграмота» с формулировкой «как физическому воплощению самой большой рейтинговой доли телевидения, оглупляющего простого человека, отрывающего его от книги и чтения, от всякого проявления культуры».

Визит Путина на Первый аккуратно, но точно расставил акценты в оценке заслуг Эрнста в формировании принципов современного медиамировоззрения. Выбирая между посещением «Новостей» и «Прожектораперисхилтон», где его ждали, Владимир Путин предпочёл всё же не информационное ТВ и даже не популярный и выверенный стёб над ним, а развлекательное шоу – «Минуту славы». В этом поступке премьера после скандального заявления телевизионного журналиста Леонида Парфёнова (новости на Первом канале, сказал Парфенов, – это «старости – повторение того, как принято в таких случаях вещать»), есть своя сермяжная правда. Ведь Парфёнов, давний друг Эрнста, озвучил то, что всем и так давно ясно.

Информационное вещание на Первом, позиционирующем себя как независимое ТВ, уступив пальму первенства качественным развлечениям, стало неоперативным и очень выборочным. Пышным цветом расцвела самоцензура. А вместе с этим куда-то ушла с экранов и качественная тележурналистика. Именно во времена Эрнста у нас в квартирах вместо телевизоров появились «зомбоящики». В итоге мы имеем неплохой стандартно-развлекательный канал, который к тому же хорошо умеет доносить официальную позицию, вот только от современного телеканала, претендующего на звание «Главного», ждут всё-таки большего.

Самоограничение информационного потока вроде бы начиналось разумно. Сначала, в конце 90-х, ради выведения из игры в конец обнаглевших медийных олигархов, а потом, после 11 сентября 2001 года – ради выработки международных стандартов борьбы и противостояния терроризму, едва ли не главный ресурс которого – внимание СМИ. Вот только добровольное ограничение на телевидении информации постепенно и незаметно дало негативный результат – информационное телевидение перестало быть в полном смысле информирующим.

Настолько, что когда случился террористический акт в аэропорту Домодедово, мировые СМИ давно вели прямое включение с места события, Интернет пестрел подробностями и версиями случившегося, а федеральные каналы, включая Первый, упорно молчали. Ведь всё надо согласовывать. Система, заточенная под определённые задачи, стала малоэффективной в другом отношении, а в конечном итоге непрофессиональной. Лишь спустя несколько часов вместо информирования началась информационная «арт-подготовка». Она шла в лучших традициях защиты чести мундира – тех, кто, собственно, и допустил трагедию в аэропорту Домодедово, но по чистой случайности, выданной в ТВ-репортажах за упорный труд, не допустили кровопролития на Красной площади в новогоднюю ночь. Последовавший пиар силовых структур был настолько очевиден, что даже президент Дмитрий Медведев был вынужден прилюдно и с раздражением заметить: «Хватит пиариться, работать надо».

По такому же принципу – замены информации пиаром – строится и будничное информационное телевещание. Ярким примером стала телевизионная версия отставки мэра Москвы Юрия Лужкова. Телерасправа с ним напомнила «экшен» в лучших доренковских традициях, когда подготовка общественного мнения к неизбежной отставке Лужкова сменилась оголтелым антипиаром мэра, теперь уже бывшего.

Отчасти такое стало возможным и потому, что Константин Эрнст провозгласил свой информационный тезис: «Абсолютной свободы слова – раз – не существует, два – она разрушительна». По-своему он прав: не хотелось бы видеть по ТВ, к примеру, интервью с террористами, даже если это Усама Бен Ладен. Но как найти грань, отделяющую разумное самоограничение от несвободы?

Впрочем, главное всё же в другом. В медиасфере, как бы ни относиться к его гражданской позиции, Эрнст, несомненно, профессионал. В 2000-е, когда власть стала активно собирать кулак из эффективных менеджеров, его таланты оказались особенно востребованными. Будем надеяться, что разговор о будущем российского телевидения не закончен. Можно ли сделать его лучше? Тут вряд ли могут быть сомнения. Однако для этого необходимо как минимум, чтобы такие люди, как Константин Эрнст, этого захотели.

Владимир Емельяненко

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева