EN
 / Главная / Публикации / Игра на всю жизнь, или Живая история своими руками

Игра на всю жизнь, или Живая история своими руками

19.07.2010

На поле близ одного из дачных посёлков Подольского района Подмосковья недавно состоялся необычный матч по женскому футболу: мяч был не круглым, а овальным и напоминал, скорее, маленькую подушку от дивана. А сами девушки были не в купальниках, как можно было бы предположить, а в средневековых нарядах и обуви «из той эпохи». Несмотря на экзотический вид, сражались они на совесть – для выявления победителя потребовалось дополнительное время. Столь же неистово болели и зрители. «Их надо было в матче со Словенией на поле выпустить, – раздалось из толпы. – Тогда, глядишь, и на чемпионат мира попали бы, и Хиддинк остался».

Так завершился один из дней фестиваля исторической реконструкции «Городецкое гульбище». Этот матч – скорее шоу, специально организованное для зрителей. Историческая достоверность этого действа вызывает много вопросов, в том числе и у самих организаторов. В остальном же всё было по-настоящему, как в IX-XII вв. (именно этой эпохе и посвящён фестиваль). И в лагере, и на поле боля разрешалось использовать лишь аутентичные и, более того, специально проверенные на аутентичность предметы, будь то одежда, обувь, оружие или посуда.

Впрочем, без шоу было не обойтись, уже в силу масштабов фестиваля. За два дня (10-11 июля) на «Городецком гульбище», несмотря на жару и отсутствие бытовых удобств, побывало не менее 5 тысяч человек. Для такого специфического мероприятия это очень внушительная цифра. Понятно, что такое количество народа надо не только приобщать к живой истории, но и как-то развлекать. Иными словами, дать людям расслабиться. Помимо упомянутого футбольного матча, для посетителей были организованы различные конкурсы и состязания, главным образом «военно-спортивной» направленности. А вечером первого дня состоялся большой концерт средневековой музыки. Главные пункты же программы – состязания конников и лучников, поединки пеших ратников и, наконец, большая битва, в которой участвовало более сотни «воинов» с каждой стороны.

Всего в нынешнем «Городецком гульбище» принимало участие около 1000 человек из примерно 40 российских городов, а также из Украины, Белоруссии и Польши. География фестиваля постоянно расширяется. В этом году в нём впервые участвовали реконструкторы-сибиряки.

Вообще, сейчас фестивалями исторической реконструкции мало кого удивишь. А раньше... Сложно сказать, что было раньше. Можно лишь с уверенностью утверждать, что «игра в войну» также стара, как и сама война. Специальные «военно-театральные» представления организовывались ещё в Древнем Египте, а затем в Греции и Риме (в последнем случае не путать с триумфами и гладиаторскими боями). Существовали подобные «шоу» и в Средние века, и в Новое время. Их организовывали для повышения боевого духа населения, как то было, например, в Англии в годы наполеоновских войн. Но чаще всего – просто на потеху почтенной публики. Все эти мероприятия проводились с участием регулярных войск и не преследовали цель доподлинно восстановить реальные исторические события. Так что о реконструкции в строгом смысле слова в данном случае говорить нельзя.

Собственно военно-исторические клубы, которые по канонам должны состоять исключительно из штатских лиц или отставников, практически одновременно появились в Англии и США в 60-е гг. прошлого века. В Штатах «пионерами» реконструкторского движения были в основном коллекционеры униформы и оружия, стремившиеся испытать их «в настоящем деле». А в Великобритании – учёные-историки, как настоящие подвижники готовые ставить эксперименты на себе ради прояснения спорных вопросов прикладной военной истории.

В наши дни движение военно-исторической реконструкции охватило, без преувеличения, весь цивилизованный мир. Но лидерами в данной области по-прежнему остаются Соединённые Штаты и Великобритания. Так, американские реконструкторы способны выставить на «поле боя» до 15 тысяч человек при 200 орудиях (с обеих сторон), английские армии порой достигают численности в 5 тысяч человек. Наиболее популярные эпохи среди реконструкторов – Древний Рим, ранее средневековье, наполеоновские войны, Гражданская война в США, Первая и Вторая мировые.

В нашей стране движение военно-исторической реконструкции зародилось в конце 80-х гг. XX века. У его истоков, как и в Англии, стояли военные историки, профессионалы и любители. В те далёкие уже времена стали возникать первые военно-исторические клубы – сначала неформальные, а затем и организованные, созданные при поддержке комсомола. На базе этих клубов со временем появились и более крупные объединения. Первым среди них была Военно-историческая комиссия, которую многие в шутку называли «военно-историческим комиссариатом». Впрочем, её члены занимались не столько реконструкцией, т. е. изготовлением униформы и оружия определённой эпохи и проведением «сражений», сколько распространением и популяризацией военно-исторической литературы, как западной, так и отечественной, «самиздатовской». В 1989 г. при поддержке ЦК ВЛКСМ возникла Ассоциация военно-исторических клубов, которая прекратила своё существование вместе с самим комсомолом. В 1992 г. была создана Межрегиональная ассоциация военно-исторических клубов (в 1997 г. она была преобразована в международную). В 1996 г. образовалась Военно-историческая ассоциация России. Члены этих ассоциаций занимаются в основном реконструкцией событий войны 1812 г. и наполеоновской эпохи в целом.

Среди других популярных у реконструкторов эпох в России – войны Петра Великого, Гражданская война (помимо «красных» и «белых» есть, говорят, даже «анархисты» и прочие «зелёные»), Первая мировая, Советско-финская и Великая Отечественная война. Есть среди наших, разумеется, и «иностранцы» – главным образом «французы» эпохи Наполеона и «немцы» периода Второй мировой.

Объединения реконструкторов эпохи раннего средневековья оформились несколько позже, в середине и конце 90-х гг. Говорят, что среди создателей таких клубов было много любителей фэнтези, и в первую очередь, конечно, поклонников Толкиена. Даже и сейчас «толкиенутые» и прочие ролевики составляют, так сказать, главный кадровый резерв «средневековых» реконструкторских клубов. То же самое относится и к любителям исторического фехтования.

Однако различия между ними и «настоящими реконструкторами» огромны. Ролевик, как бы серьёзно он ни относился к своему увлечению, по сути, никак не ограничен в своих фантазиях. Это касается и выбора тем для игр, и конкретных ролей для себя, которые, кстати, несложно поменять, изготовления костюмов и прочего реквизита, ведь никто толком не знает, как «на самом деле» выглядел тот или иной «фэнтезийный» персонаж. Любитель ролевых игр в любой момент может сменить не только роль, но и увлечение в целом. Как и любитель исторического фехтования. Реконструктор отличается от них, в первую очередь, степенью вовлечённости в своё хобби.

Уже давно канули в лето времена, когда солдат наполеоновской армии мог появиться на поле боя в мундире, застегивающемся на молнию, а средневековый ратник – в обуви из искусственной кожи. Сегодня полная аутентичность оружия, снаряжения, предметов быта – одно из главных требований ко всем членам клубов, и одно из главных условий их участия в битвах и иных действах. Купить необходимую одежду, оружие и даже сырьё для их изготовления негде, поэтому практически всё приходится делать своими руками. В том числе и ткать полотно для пошива одежды по средневековым технологиям. А также ковать оружие в «старинных» кузницах и т. д.

На Городецком гульбище, где даже члены оргкомитета были в средневековых костюмах, ремесленники располагались в лагере поблизости от ристалища. И любой желающий мог спокойно пройти в этот лагерь, воочию увидеть процесс изготовления тех или иных вещей и даже научиться азам ремёсел. Такой свободой Гульбище выгодно отличается от других аналогичных мероприятий, где зрители могут находиться лишь в гостевом секторе, а доступ в лагерь им запрещён. Любой новобранец сразу после вступления в клуб должен обзавестись комплектом униформы или одежды, а также оружием. Конечно, старшие товарищи ему в этом помогут, но и самому ему предстоит многое сделать своими руками, а значит – и многое узнать, многому научиться.

Пребывание в военно-историческом клубе отчасти напоминает военную службу. Помимо изготовления униформы и оружия, новобранец должен научиться обращаться с ним, освоить строевые приёмы и только после этого его допустят до участия в сражении. Но даже оказавшись в первый раз на поле боя, он будет находиться в задних рядах, изображая раненого или убитого. Ни участвовать в поединках, ни тем более стрелять – не важно, из лука или из мушкета – ему не дадут. Такой «курс молодого бойца» может продолжаться месяцы, а то и годы, в зависимости от интенсивности клубной жизни и активности самих реконструкторов.

Кстати, знания строевых приёмов и приёмов обращения с оружием всеми участниками проверяются столь же строго, как и аутентичность формы и снаряжения. Занимаются этим «офицеры» – чаще всего штатские, но давно участвующие в военно-реконструкторском движении и имеющие навыки работы с людьми. Крупные объединения – от 80 человек и выше – чаще всего возглавляют те, кто служил в настоящей армии и получившие реальный опыт военного командования. В компетенции офицеров, помимо обучения «нижних чинов», находятся вопросы безопасности, организация и обеспечение полевых лагерей во время «походов», «учений» и «сражений», материальное снабжение и многое другое.

Отдельный вопрос – политическая ангажитрованность военных реконструкторов. Тут есть свои тонкости. Принято считать, что среди «немцев на Вторую мировую» много людей правых взглядов и симпатизирующих нацистам, среди «советских», соответственно, коммунистов, а многие «средневековые» реконструкторы – националисты и язычники. По воспоминаниям ветеранов движения, в середине 90-х гг. среди членов военно-исторических клубов, действительно, было немало политически «озабоченных» граждан, равно как и тех, кто стремился использовать движение в своих политических целях. Но сейчас всё изменилось. Многие отсеялись сами собой, в том числе и потому, что не выдержали тягот походной жизни. То же самое можно сказать и про других «попутчиков», например, тех же ролевиков. В результате остались только самые стойкие и преданные делу реконструкции.

Сегодня военно-исторические реконструкторские клубы окончательно оформились в самостоятельное, хорошо организованное движение. Помимо перечисленных выше объединений, возникли новые – как «общефедеральные», так и «региональные». Например, ассоциация «Гардарика» ныне объединяет более 40 клубов любителей реконструкции средневековой эпохи по всей стране. Общее количество участников движения определить сложно. По приблизительным подсчётам, по всей стране движение объединяет до 10 000 человек. В этом мы пока ещё здорово отстаём от большинства стран Запада. Там клуб, насчитывающий 30 человек, считается небольшим, а у нас, наоборот, достаточно крупным.

Но, проигрывая количественно, наши клубы ничем не уступают в качественном отношении. Достаточно привести один пример: многие шведские музеи охотно покупают униформу и «своей», и русской армий Петровской эпохи. При этом стартовая цена одного комплекта – без малого 1000 долларов. Что касается владения оружия, строевых и тактических приёмов, то здесь наши реконструкторы не только не уступают, но порой и превосходят своих зарубежных коллег. А материала для сравнения сейчас более чем достаточно – нашим есть, где себя показать. Вот уже много лет они участвуют в крупных зарубежных фестивалях, например, в Волине (Польша) и Гастингсе (Англия), а также в реконструкциях битв при Ватерлоо (Бельгия), Аустерлице (Чехия, г. Славков), Маренго (Италия). Зарубежные реконструкторы приезжают в гости к нам и принимают участие, например, в реконструкции Бородинской битвы, а с этого года, как отмечалось выше, и в «Городецком гульбище».

Помимо военной, в последние годы становится всё более распространённой гражданская реконструкция. Участники соответствующих, пока, правда, немногочисленных, клубов коллекционируют, а при необходимости реставрируют предметы быта и интерьера, шьют, также с соблюдением технологи, одежду определённой эпохи, обучаются танцам и принятым тогда хорошим манерам. Наибольшей популярностью пользуются XIX (дворянский быт) и ХХ века (советская эпоха). Однако в последнем случае вряд ли правомерно говорить о реконструкции в строгом смысле слова, ведь многие предметы той поры, которые нельзя назвать даже артефактами, хорошо сохранились, а само советское время ещё не изгладилось из памяти многих наших сограждан.

Впрочем, терминология в данном случае важна, но не критична: в любом случае речь идёт о воссоздании живой или даже жизненной истории. Пусть посредством игры, но эта игра для многих энтузиастов становится, без всякого преувеличения, делом всей жизни.

Василий Андреев

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева