EN

Митрополит Антоний Храповицкий

13.05.2008

истории Православия не так много людей, которые пытались как-то повлиять на те порядки, которые сложились в Церкви. Даже не проводить реформы, а просто открыто выступить против и изменить ход событий к лучшему. Все знают протопопа Аввакума или патриарха Никона, но есть личности, которые без радикальных перемен, а только своей любовью и преданностью делу смогли внести и сохранить то лучшее, что невозможно переоценить. Одним из таких деятелей церкви был митрополит Антоний Храповицкий.

Митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) является одним из наиболее значительных иерархов Русской Православной Церкви. Личность этого архипастыря была настолько яркой, что ни одно исследование о церковных проблемах конца XIX – начала XX века не может обойтись без упоминания его имени.

Будущий митрополит родился 17 марта 1863 года в селе Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии в дворянской семье. В отличие от большинства сверстников-дворян его не привлекала ни военная, ни чиновничья карьера. Еще в детстве Алексей Храповицкий считал для себя вполне приемлемым поступить в духовное училище, что для мальчика из дворянской семьи считалось унизительным. Позднее, в 1881 году Храповицкий поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1885 году Алексей Павлович был пострижен в монашество и принял священный сан.

С этого момента начинается активное служение отца Антония на ниве богословского образования. Будучи преподавателем Холмской духовной семинарии, ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, Московской, а затем Казанской духовных академий, владыка пытался, во-первых, оживить школьное богословие, а во-вторых, преодолеть сословный характер духовных школ, сделать их открытыми не только для детей священнослужителей, но и для представителей других сословий.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что ситуация в духовных школах в конце XIX века была близка к кризисной. В некоторых семинариях рукоположений не было годами. По некоторым подсчетам, из общего числа выпускников семинарий только 10-15% принимали священный сан. Во многих семинариях распространялись революционные идеи. Причиной всему этому была как сословность, так и нежелание принять действенные меры со стороны руководства духовных учебных заведений. Архимандрит Антоний явил себя совершенно новым для того времени типом ректора. Двери его квартиры всегда были открыты для учащихся, с которыми ректор запросто обсуждал различные исторические и богословские темы.

Немало сил владыка положил для восстановления Патриаршества. Так, во время пребывания на Уфимской кафедре, епископ Антоний направил поздравление Константинопольскому Патриарху Иоакиму III, где содержался намек на необходимость восстановления патриаршества в России. В связи с этим обер-прокурор Святейшего Синода Константин Павлович Победоносцев отклонил представление епископа Антония к ордену св. Анны I степени. Во время Поместного собора 1918 года митрополит Антоний был одним из кандидатов на новоучрежденный пост Патриарха и даже набрал больше всего голосов среди делегатов собора. Однако судьбу патриарха при отсутствии явного большинства должен был решать жребий, который и пал на Тихона (Беллавина).

Активная деятельность владыки не осталась без внимания. Целый ряд революционных организаций приговорил его к смерти. Храповицкий неоднократно получал письма с угрозами. В 1911 году на него было совершено покушение, в результате которого владыка получил ранение. В 1918 году митрополит Антоний был арестован петлюровцами, провел несколько тяжелых месяцев под угрозой смертной казни.

Оказавшись в эмиграции, митрополит Антоний возглавил Зарубежное Высшее Церковное Управление. Необходимость создания единого центра для управления эмигрантскими приходами и епархиями осознавалась всеми. Таким центром и стали Сремские Карловцы в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (будущей Югославии), где в распоряжение иерархов-беженцев Патриарх Сербский Димитрий предоставил свою резиденцию. Зарубежное ВЦУ под руководством митрополита Антония окормляло многочисленную русскую паству, оказавшуюся в эмиграции. Помимо собственно беженцев, число которых составляло, по приблизительным подсчетам,  3-4 млн человек, за пределами России оказались миллионы православных русских людей, проживающих на территориях, отторгнутых от Империи вследствие политики большевиков.

Как в России, так и в изгнании митрополит Антоний написал множество трудов, значительная часть которых не потеряла актуальности до сих пор. Храповицкий высказывал свое мнение практически по всем вопросам, тревожившим Церковь, писал на исторические и богословские темы.

В личной жизни владыка был прост и неприхотлив. Современники отмечают его доброту, готовность поделиться последним с нуждающимися, а также нелюбовь к формализму и официальности. О скромности митрополита Антония говорит, например, следующий факт. Узнав, что в честь 25-летия его священнической хиротонии планируются торжества, архиепископ Антоний категорически запретил проводить какие-либо праздничные мероприятия и заявил: «Я для себя еще в молодости решил поступать так, как один старый архиерей, которые, против вопроса консистории о том, когда (т.е. в какой день) владыке будет угодно назначить пятидесятилетний его юбилей, написал резолюцию – «когда сойду с ума»…».

До конца своих дней митрополит Антоний оставался Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Его смерть 10 июля 1936 года стала тяжким ударом для эмиграции, справедливо видевшей в иерархе символ единства русского народа. Он смог объединить очень многих православных людей очень вовремя. Как раз в то время, когда многие потеряли свою Родину, но не желали интегрироваться в ту страну, в которую они попали по воле судьбы. Возможно, сейчас в школе не изучают его личность, заслуги и деятельность, но для любого православного человека не нужно заглядывать в учебник по истории, чтобы оценить весь масштаб личности митрополита Антония Храповицкого. Ведь именно он был первым, кто понимал, что церковь не должна быть в лоне государства, что тяга к служению Господу не должна ограничиваться сословием и происхождением.  

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.