EN

Знай наших! Евгений Яковлев – русский учёный, ставший знаменитым в Перу

Светлана Сметанина31.07.2023

Евгений Никандрович Яковлев. Фото: Всероссийский историко-этнографический музей###https://viemusei.ru/virtualnyye-vystavki/evgenij-yakovlev-vozvrashhenie-na-rodinu-dlinoyu-v-vek/

В Дарвиновском музее (Москва) открылась выставка, посвящённая русскому эмигранту Евгению Яковлеву – археологу, этноорнитологу, исследователю доколумбовой перуанской керамики. Его имя практически неизвестно на родине, но в Лиме, столице Перу, его именем названы площадь и проспект. Его работы цитируют современные учёные, а по его рисункам можно изучать древние культуры Латинской Америки.

В 2015 году в Русском орнитологическом журнале была опубликована статья Евгения Шергалина «Евгений Никандрович Яковлев (1895 – 1934) – почти забытый в России перуанский археолог и этноорнитолог». Так состоялось «возвращение» на родину имени учёного, внёсшего значительный вклад в исследования древних культур Южной Америки.

Оказалось, что у Евгения Яковлева в России живут близкие родственники, которые все эти годы считали его без вести пропавшим. Племянница учёного – художник-абстракционист Светлана Калистратова – занялась изучением его судьбы. Результатом её работы стала выставка «Инварианты эволюции культуры. Перу – Россия». Вместе с документами, посвящёнными Евгению Яковлеву, здесь представлены и работы самой Светланы Калистратовой, вдохновлённые загадочными геоглифами Наски.

Светлана Калистратова

Светлана Калистратова, племянница Евгения Яковлева:

Евгений Яковлев родился в Торжке Тверской области в семье народовольцев. Его родителей сослали в Архангельск, где его мама преподавала в начальной школе. В это же время в одно из дворянских имений Архангельска приезжала в гости маленькая девочка, которая будет известна всему миру как Надежда Константиновна Крупская, жена и соратница Владимира Ленина. Молодая учительница приходила в дом, где остановилась маленькая Надя Крупская, и они даже подружились. В конце жизни Надежда Крупская разыскала ту полюбившуюся ей учительницу и выхлопотала ей пенсию. И даже в своей книге написала, что учительница в Архангельске оказала огромное влияние на её становление и выбор профессии педагога.

По воспоминаниям сестры будущего учёного, его комната уже в детские годы напоминала лабораторию и была вся заставлена «научными экспонатами» для опытов. После окончания гимназии Евгений поступает в Петровско-Разумовскую академию, известную сегодня как Тимирязевская академия. Но успел он проучиться всего три года, началась Первая мировая война, и студента Яковлева призвали в армию. Правда, воевать ему не довелось – он служил резервистом в тылу. После Октябрьской революции 1917 года Евгений вступает в ряды Добровольческой армии, а в 1921 году с её остатками эмигрирует в Турцию.

Студент Е. Яковлев

Его годы учёбы в сельскохозяйственной академии помогли Евгению получить визу в США как востребованному специалисту в сельском хозяйстве. По словам Светланы Калистратовой, он должен был выращивать фрукты в Калифорнии. Но судьба распорядилась иначе.

Светлана Калистратова:

По пути в США корабль зашёл в порт Лимы, и Евгений Яковлев принимает решение остаться в этой стране. В письме к матери он так объясняет своё неожиданное решение: «…гораздо меньше стран, богатых историческим прошлым. В этом отношении Перу равняется Египту, Греции, Италии и Мексике. И, если могу что-либо сделать в жизни для человечества, так это изучая доисторического человека здесь, у первоисточников…».

Добавим, что на тот момент древняя история континента, где расположена Латинская Америка, была практически неизвестна в Европе и России – в отличие от истории того же Египта или Древней Греции. Удивительно, что молодой человек, вчерашний студент-третьекурсник быстро понял и оценил всё «непаханое поле» предстоящей работы.

Читайте также: Знай наших! Юрий Кнорозов – расшифровщик языка майя

В это время в Лиме как раз начинает развиваться научный интерес к древней истории континента. Знакомство с выдающимся перуанским археологом и антропологом доктором Хулио Сесаром Тельо стало очень важным для Яковлева: русский учёный сразу попал в научную среду и стал работать в Национальном музее археологии и истории Перу. Но Яковлев этим не ограничился и поступил на филологический факультет местного университет, чтобы в оригинале читать старинные тексты доколумбовой эпохи. Добавим, что до этого он уже знал пять языков, что резко выделяло его из научной среды в Лиме.

Фрагмент выставки в Дарвиновском музее

Евгений Яковлев участвует в археологических раскопках, с 1931 года публикует результаты своих научных исследований в журнале Национального музея археологии и истории Перу. Названия статей говорят об эрудиции и разносторонних интересах учёного: «Стриж в декоративном искусстве цивилизации Наска», «Примитивное божество племени Наска», «Украшения из перьев у древних перуанцев».

А его самой известной работой стал труд «Растительный мир и древние жители Перу». В частности, к нему обращался при написании своей книги Тур Хейердал. Как известно, знаменитый норвежский исследователь древних цивилизаций именно из Лимы отправился в свою первую и самую известную экспедицию на плоту «Кон-Тики». И в своей книге «Приключение одной теории» знаменитый путешественник дважды обращается к работам Яковлева.

Фрагмент выставки в Дарвиновском музее

На выставке в Дарвиновском музее представлена ещё и необычная экспозиция с точными репликами из папье-маше из частного археологического музея в Перу. Это именно те экспонаты, которые исследовал Евгений Яковлев. И рядом на стенах представлены в удивительно тонком и точном исполнении рисунки Яковлева с изображением образов, перерисованных с керамики древних цивилизаций.

Для учёного очень важно уметь хорошо рисовать – раньше на факультетах естественных наук рисование даже специально преподавалось рисование. Фотоаппаратов не было, но даже когда они появились, зарисовки флоры и фауны давали преимущество перед фотографией – учёный в процессе рисования улавливал и фиксировал те детали, которые не мог «увидеть» фотоаппарат.

Но у Яковлева был ещё и талант к рисованию, он вообще был разносторонне одарённым человеком – прекрасно рисовал, играл на музыкальных инструментах.

Светлана Калистратова:

– Когда семья жила в Торжке, отец Евгения Никандровича работал адвокатом. Семья жила в двухэтажном доме, но второй этаж оставался пустым – там стоял только рояль и находилась скрипка. Такой домашний зал для музицирования. Поэтому все дети в семье – а их было шестеро – играли на музыкальных инструментах. Например, моя мама, сестра Евгения Яковлева, до 24 лет работала аккомпаниатором в кинотеатре немого кино. А сам Евгений играл на пяти музыкальных инструментах, знал пять языков и прекрасно рисовал. Им отец ставил каждый вечер натюрморт, и все дети сидели и рисовали с натуры. И маленький Женя в детстве перерисовал всю книгу Брэма «Жизнь животных».

Рисунки Е. Н. Яковлева

Неудивительно, что все его книги иллюстрированы им самим. Помимо увлечения археологией, Яковлева называли ещё и этноорнитологом – учёный изучал птиц в природе и сопоставлял их со стилизованным изображениями на древней керамике. В статье «Хищные птицы в искусстве и поверьях древних перуанцев» Евгений Яковлев не только определил виды хищных птиц по их изображениям в скульптуре и живописи, но и интерпретировал их культурологическое значение. Для этого он проштудировал все литературные источники по описанию Перу XVI – XVII вв. Статья была опубликована в 1932 году, и в ней Евгений Яковлев изложил результаты подробного исследования изображений как реально существующих, так и мифологических птиц во всех доколумбовых обществах Перу, включая культуры Чавин, Наска, Паракас, Мочика, Уари и Инка.

Яковлев также стал пионером в изучении иконографии изображений на керамических изделиях цивилизации Наска, и его интерпретации рисунков во многом опередили время. Поразительно, что все его научные изыскания уложились всего в четыре года – Евгений Яковлев ушёл из жизни в 39 лет в результате болезни. Именно поэтому семья потеряла с ним связь и считала без вести пропавшим.

Рисунки Е. Н. Яковлева

В 2019 году сотрудники Национального музея археологии, антропологии и истории Перу совместно с Музеем минералов Перу собрали все статьи выдающего русского учёного и опубликовали их в виде книги. Она также представлена на выставке, пока лишь на испанском языке. В планах родственников – осуществить перевод работ нашего соотечественника на русский язык.

За свою столь короткую, но, бесспорно, яркую и насыщенную жизнь Евгений Яковлев успел оставить заметный след в археологии Перу. Его работы по-прежнему изучают, на них ссылаются, они входят в современные учебники по археологии. Неудивительно, что при жизни нашего соотечественника даже считали неофициальным русским консулом в Перу – за его выдающиеся личные и научные качества. А после его смерти в центре Лимы появилась площадь имени Евгения Яковлева – русского учёного, внёсшего выдающийся вклад в науку Перу.

Также по теме

Новые публикации

Сегодня в России насчитывается уже 105 тысяч гектаров виноградников, и более полусотни виноделен на юге страны принимают посетителей. Энотуризм – новое направление для путешественников в нашей стране, однако интерес к нему растёт очень быстро.
Образовательный рынок живёт по общим закономерностям «цена-качество». Екатеринбург не теряет привлекательности на фоне крупных мегаполисов, где тоже развита наука, – Томска, Казани, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы. И помогает в этом международное признание уральских вузов в рейтингах, где сопоставляются лучшие университеты мира...
Сталкиваясь на письме со сложными словами, мы нередко задумываемся о том, какой вариант их графического оформления уместен. Для того чтобы сделать правильный выбор между слитным, дефисным или раздельным написанием, следует руководствоваться нехитрыми правилами.
29 июля 2024 года Россия и Индия проведут международный просветительский телемост, посвящённый 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Студенты из десяти штатов Индии, изучающие русский язык как иностранный, получат возможность улучшить свои знания через прямое общение со специалистами в области филологии и лингвокультурологии.
21 июля  Россия и Сирия отметили 80-летие с момента установления дипломатических отношений. Но наша тесная духовная связь появилась задолго до 1944 года. Ещё в начале XX века на родине христианства – в Палестине, Ливане, Сирии – развернуло активную деятельность Императорское православное палестинское общество (ИППО).
Спектакль «Хаджи-Мурат» по повести Льва Толстого в переводе советского и российского востоковеда, историка и лексикографа Виктора Погадаева стал культурным событием в Малайзии. Постановка собрала четыре аншлага подряд, спектакль посетил даже премьер-министр страны.
«Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана» – с этой фразы начнётся ваше знакомство с самым маленьким городом на Волге площадью всего 3 квадратных километра и числом жителей чуть более 1800. Но несмотря на свои крохотные размеры, одно веское основание роднит его с мировыми европейскими столицами: как и Москва, Рим или Барселона: он стоит на семи холмах.