EN
 / Главная / Публикации / Знай наших! Евгений Яковлев – русский учёный, ставший знаменитым в Перу

Знай наших! Евгений Яковлев – русский учёный, ставший знаменитым в Перу

Светлана Сметанина31.07.2023

Евгений Никандрович Яковлев. Фото: Всероссийский историко-этнографический музей###https://viemusei.ru/virtualnyye-vystavki/evgenij-yakovlev-vozvrashhenie-na-rodinu-dlinoyu-v-vek/

В Дарвиновском музее (Москва) открылась выставка, посвящённая русскому эмигранту Евгению Яковлеву – археологу, этноорнитологу, исследователю доколумбовой перуанской керамики. Его имя практически неизвестно на родине, но в Лиме, столице Перу, его именем названы площадь и проспект. Его работы цитируют современные учёные, а по его рисункам можно изучать древние культуры Латинской Америки.

В 2015 году в Русском орнитологическом журнале была опубликована статья Евгения Шергалина «Евгений Никандрович Яковлев (1895 – 1934) – почти забытый в России перуанский археолог и этноорнитолог». Так состоялось «возвращение» на родину имени учёного, внёсшего значительный вклад в исследования древних культур Южной Америки.

Оказалось, что у Евгения Яковлева в России живут близкие родственники, которые все эти годы считали его без вести пропавшим. Племянница учёного – художник-абстракционист Светлана Калистратова – занялась изучением его судьбы. Результатом её работы стала выставка «Инварианты эволюции культуры. Перу – Россия». Вместе с документами, посвящёнными Евгению Яковлеву, здесь представлены и работы самой Светланы Калистратовой, вдохновлённые загадочными геоглифами Наски.

Светлана Калистратова

Светлана Калистратова, племянница Евгения Яковлева:

Евгений Яковлев родился в Торжке Тверской области в семье народовольцев. Его родителей сослали в Архангельск, где его мама преподавала в начальной школе. В это же время в одно из дворянских имений Архангельска приезжала в гости маленькая девочка, которая будет известна всему миру как Надежда Константиновна Крупская, жена и соратница Владимира Ленина. Молодая учительница приходила в дом, где остановилась маленькая Надя Крупская, и они даже подружились. В конце жизни Надежда Крупская разыскала ту полюбившуюся ей учительницу и выхлопотала ей пенсию. И даже в своей книге написала, что учительница в Архангельске оказала огромное влияние на её становление и выбор профессии педагога.

По воспоминаниям сестры будущего учёного, его комната уже в детские годы напоминала лабораторию и была вся заставлена «научными экспонатами» для опытов. После окончания гимназии Евгений поступает в Петровско-Разумовскую академию, известную сегодня как Тимирязевская академия. Но успел он проучиться всего три года, началась Первая мировая война, и студента Яковлева призвали в армию. Правда, воевать ему не довелось – он служил резервистом в тылу. После Октябрьской революции 1917 года Евгений вступает в ряды Добровольческой армии, а в 1921 году с её остатками эмигрирует в Турцию.

Студент Е. Яковлев

Его годы учёбы в сельскохозяйственной академии помогли Евгению получить визу в США как востребованному специалисту в сельском хозяйстве. По словам Светланы Калистратовой, он должен был выращивать фрукты в Калифорнии. Но судьба распорядилась иначе.

Светлана Калистратова:

По пути в США корабль зашёл в порт Лимы, и Евгений Яковлев принимает решение остаться в этой стране. В письме к матери он так объясняет своё неожиданное решение: «…гораздо меньше стран, богатых историческим прошлым. В этом отношении Перу равняется Египту, Греции, Италии и Мексике. И, если могу что-либо сделать в жизни для человечества, так это изучая доисторического человека здесь, у первоисточников…».

Добавим, что на тот момент древняя история континента, где расположена Латинская Америка, была практически неизвестна в Европе и России – в отличие от истории того же Египта или Древней Греции. Удивительно, что молодой человек, вчерашний студент-третьекурсник быстро понял и оценил всё «непаханое поле» предстоящей работы.

Читайте также: Знай наших! Юрий Кнорозов – расшифровщик языка майя

В это время в Лиме как раз начинает развиваться научный интерес к древней истории континента. Знакомство с выдающимся перуанским археологом и антропологом доктором Хулио Сесаром Тельо стало очень важным для Яковлева: русский учёный сразу попал в научную среду и стал работать в Национальном музее археологии и истории Перу. Но Яковлев этим не ограничился и поступил на филологический факультет местного университет, чтобы в оригинале читать старинные тексты доколумбовой эпохи. Добавим, что до этого он уже знал пять языков, что резко выделяло его из научной среды в Лиме.

Фрагмент выставки в Дарвиновском музее

Евгений Яковлев участвует в археологических раскопках, с 1931 года публикует результаты своих научных исследований в журнале Национального музея археологии и истории Перу. Названия статей говорят об эрудиции и разносторонних интересах учёного: «Стриж в декоративном искусстве цивилизации Наска», «Примитивное божество племени Наска», «Украшения из перьев у древних перуанцев».

А его самой известной работой стал труд «Растительный мир и древние жители Перу». В частности, к нему обращался при написании своей книги Тур Хейердал. Как известно, знаменитый норвежский исследователь древних цивилизаций именно из Лимы отправился в свою первую и самую известную экспедицию на плоту «Кон-Тики». И в своей книге «Приключение одной теории» знаменитый путешественник дважды обращается к работам Яковлева.

Фрагмент выставки в Дарвиновском музее

На выставке в Дарвиновском музее представлена ещё и необычная экспозиция с точными репликами из папье-маше из частного археологического музея в Перу. Это именно те экспонаты, которые исследовал Евгений Яковлев. И рядом на стенах представлены в удивительно тонком и точном исполнении рисунки Яковлева с изображением образов, перерисованных с керамики древних цивилизаций.

Для учёного очень важно уметь хорошо рисовать – раньше на факультетах естественных наук рисование даже специально преподавалось рисование. Фотоаппаратов не было, но даже когда они появились, зарисовки флоры и фауны давали преимущество перед фотографией – учёный в процессе рисования улавливал и фиксировал те детали, которые не мог «увидеть» фотоаппарат.

Но у Яковлева был ещё и талант к рисованию, он вообще был разносторонне одарённым человеком – прекрасно рисовал, играл на музыкальных инструментах.

Светлана Калистратова:

– Когда семья жила в Торжке, отец Евгения Никандровича работал адвокатом. Семья жила в двухэтажном доме, но второй этаж оставался пустым – там стоял только рояль и находилась скрипка. Такой домашний зал для музицирования. Поэтому все дети в семье – а их было шестеро – играли на музыкальных инструментах. Например, моя мама, сестра Евгения Яковлева, до 24 лет работала аккомпаниатором в кинотеатре немого кино. А сам Евгений играл на пяти музыкальных инструментах, знал пять языков и прекрасно рисовал. Им отец ставил каждый вечер натюрморт, и все дети сидели и рисовали с натуры. И маленький Женя в детстве перерисовал всю книгу Брэма «Жизнь животных».

Рисунки Е. Н. Яковлева

Неудивительно, что все его книги иллюстрированы им самим. Помимо увлечения археологией, Яковлева называли ещё и этноорнитологом – учёный изучал птиц в природе и сопоставлял их со стилизованным изображениями на древней керамике. В статье «Хищные птицы в искусстве и поверьях древних перуанцев» Евгений Яковлев не только определил виды хищных птиц по их изображениям в скульптуре и живописи, но и интерпретировал их культурологическое значение. Для этого он проштудировал все литературные источники по описанию Перу XVI – XVII вв. Статья была опубликована в 1932 году, и в ней Евгений Яковлев изложил результаты подробного исследования изображений как реально существующих, так и мифологических птиц во всех доколумбовых обществах Перу, включая культуры Чавин, Наска, Паракас, Мочика, Уари и Инка.

Яковлев также стал пионером в изучении иконографии изображений на керамических изделиях цивилизации Наска, и его интерпретации рисунков во многом опередили время. Поразительно, что все его научные изыскания уложились всего в четыре года – Евгений Яковлев ушёл из жизни в 39 лет в результате болезни. Именно поэтому семья потеряла с ним связь и считала без вести пропавшим.

Рисунки Е. Н. Яковлева

В 2019 году сотрудники Национального музея археологии, антропологии и истории Перу совместно с Музеем минералов Перу собрали все статьи выдающего русского учёного и опубликовали их в виде книги. Она также представлена на выставке, пока лишь на испанском языке. В планах родственников – осуществить перевод работ нашего соотечественника на русский язык.

За свою столь короткую, но, бесспорно, яркую и насыщенную жизнь Евгений Яковлев успел оставить заметный след в археологии Перу. Его работы по-прежнему изучают, на них ссылаются, они входят в современные учебники по археологии. Неудивительно, что при жизни нашего соотечественника даже считали неофициальным русским консулом в Перу – за его выдающиеся личные и научные качества. А после его смерти в центре Лимы появилась площадь имени Евгения Яковлева – русского учёного, внёсшего выдающийся вклад в науку Перу.

Также по теме

Новые публикации

После Второй мировой войны в Европе было воздвигнуто примерно 4000 памятников советским воинам-освободителям. На территории Центральной и Восточной Европы захоронены более миллиона красноармейцев. Сейчас в некоторых странах Европы и бывшего СССР эта память стирается, а памятники советским воинам целенаправленно уничтожаются.
Как получилось, что украинский национализм Галичины выродился в неонацизм, ядром которого стали русскоговорящие выходцы с северо-востока Украины? Участники международной конференции «Украинский нацизм в XXI веке: корни и ветви» попытались дать ответ на этот вопрос.
Лидеры культурной Ассоциации «Друзья великой России» в Италии считают, что политика Запада в отношении отмены русской культуры в Европе окончательно провалилась. Она изначально была обречена на провал.
5 декабря исполняется 220 лет со дня рождения Фёдора Тютчева, чьи знаменитые строки «Умом Россию не понять…» хоть однажды слышал, наверное, каждый. Впрочем, сам он миссией своей жизни поэзию отнюдь не считал – его волновали более глобальные вопросы. Россия и Запад, истоки взаимного непонимания и ростки русофобии – вот поприще, на котором Тютчев вёл свою личную войну. Читая сегодня его труды, невозможно не воскликнуть: как в воду глядел…
Расхожая фраза «Обня́л, приподня́л» довольно популярна в современной молодёжной среде. Этим высказыванием обычно выражают дружелюбие в конце приятельского разговора. Но всё ли здесь верно с точки зрения орфоэпии?
170 лет назад, 18 (30) ноября 1853 года, в Синопской бухте, что у северного побережья Турции, произошло грандиозное сражение — последнее крупное парусное сражение в истории. Как известно, русский флот под командованием адмирала Нахимова сжёг и полностью уничтожил флот турецкий.
Завершился проект обмена опытом по методике преподавания русского языка как иностранного «Дружим с Монголией вместе». Рабочая группа, состоящая из преподавателей и студентов историко-филологического факультета Горно-Алтайского государственного университета, провела мероприятия в шести городах: Кызыле, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите и Барнауле.