EN

Знай наших! Василий Суриков – художник русской истории

Анна Ефремова23.01.2023

В. И. Суриков. Фото: vagankovo.net###http://vagankovo.net/wp-content/uploads/2020/03/img_773cc57f66.jpg

Картины Сурикова помнят, наверное, все, кто учился в СССР и России. Хрестоматийные иллюстрации в школьных учебниках – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», а ещё «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин» всё это его полотна. Пожалуй, самый известный в России представитель исторического жанра, он один составил целую эпоху в развитии русской живописи.

Сибирский дух

Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семье казаков. С ранних лет он начал рисовать, и рисовал всюду, где была возможность. Уже ребёнком, по собственному признанию, его завораживала красота, особенно игра красок, и он старался передать её на бумаге.

Художник гордился своим казачьим, сибирским происхождением. Суриковы и Торгошины (по матери) – роды незнатные, но старинные, из настоящих сибирских казаков; его предки были в числе тех, кто основал Красноярск в XVII веке. Да и в самом его облике было что-то народное, казацкое: крепкая широкоплечая фигура, подстриженные в скобку волосы…

Яркие сибирские впечатления детства художник сохранил на всю жизнь – впоследствии он с большим удовольствием делился ими с Максимилианом Волошиным, писавшим его биографию. Жизнь в Сибири в середине XIX века была ещё вполне патриархальной. Он вспоминал о родне, жившей большой неразделённой семьёй; сёстрах былинной русской красоты; о песнях, которые вся семья пела на дворе вечерами; о деде, не знавшем промахов на охоте; о кулачных боях, в которых сам в юности участвовал. «Сибирь под Енисеем... страна полная большой и своеобразной красоты. На сотни вёрст – девственный бор тайги с диким зверьём. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками вёрст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же уходят в дебри скалистых гор. Изредка попадается несущийся с гор бурный поток, а ближе к Енисею то по одному берегу, а то и по обоим – убегающие в синюю даль богатые поёмные луга с пасущимися табунами», – вспоминал художник. 

Суриков любил свою малую родину и в зрелом возрасте, уже будучи известным мастером, не раз приезжал в Красноярск с семьей на отдых, для восстановления сил. Здесь же, в том числе среди своих родных, он находил настоящие русские типы для своих картин.

Несомненно, эта своеобразная жизнь наложила отпечаток на всё творчество художника, которое пропитано любовью к русской старине. Но это лишь один его исток – другим была учёба в петербургской Академии художеств и впоследствии путешествия по Европе, где Суриков тщательно знакомился с картинами европейских мастеров.

В. И. Суриков. Собор Святого Петра в Риме (1884). Фото: Арт-каталог###http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1987

Уже в академии, где он получал стипендию от красноярского золотопромышленника Кузнецова, проявился талант молодого живописца. В годы обучения (1869 – 1875) за свои работы он получил четыре серебряных медали, несколько денежных премий и Малую золотую медаль – по воспоминаниям самого художника, этих денег ему вполне хватало.

В Москве

Выйдя из академии, Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Переезд в Москву во многом предопределил судьбу художника. В холодном, классицистическом Петербурге он чувствовал себя неуютно, а вот древняя столица ему сразу полюбилась.

«Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге…. Но больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями… Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, всё принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах...», – вспоминал Суриков.

«Стрельцы»

Во время одной из таких прогулок художнику и пришла в голову идея его первого безусловного шедевра – «Утра стрелецкой казни». Публичные казни и наказания – порки – в Сибири в то время были ещё в ходу, и художник отчасти «владел темой». «Меня всегда красота в этом поражала, сила. Чёрный эшафот, красная рубаха – красота! И преступники так относились: сделал, значит, расплачиваться надо. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы всё выдерживали», – вспоминал художник.

Но написать такую сложную картину было непросто – требовались не только талант и мастерство, но и сила духа. «Я когда „Стрельцов" писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел, – делился воспоминаниями художник. – Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснёшься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава богу, никакого этого ужаса в ней нет... „Утро стрелецких казней": хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».

Утро стрелецкой казни. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Surikov_streltsi.jpg

Картина была представлена на IX передвижной выставке в 1881 году и произвела огромное впечатление. Восторженных отзывов хватало, впрочем, как и критических, – такая поляризация мнений о творчестве художника сохранится на протяжении всей его жизни. Илья Репин называл «Стрельцов» гордостью выставки, другие же критиковали картину за скученность композиции, тёмные тона, недостатки в рисунке.

Одно точно: никого картина не оставила равнодушным, настолько живо и мощно она написана. В отличие от других художников, писавших на исторические темы в академической манере, у Сурикова получилось не подражание, не «упражнение на тему», а свидетельство очевидца – с его полотна на зрителя смотрел сам грозный XVII век.

Три свои лучшие (по признанию критиков) картины Суриков написал за десятилетие с 1878 по 1888 год. Это «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Все они объединены историческим и смысловым содержанием, образуя трилогию.

«Меншиков»

О замысле второй своей известной картины художник вспоминал: «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идёт, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу всё пришло – всю композицию целиком увидел».

Меншиков в Берёзове. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B5#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SurikovMenshikovBerezovo.jpg

Моделью для образа опального князя Сурикову послужил обычный гимназический учитель по фамилии Невенгловский – его художник случайно встретил на улице. «Раз по Пречистенскому бульвару идёт, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить... В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый – совсем Меншиков. „Кого Вы с меня писать будете?" - спрашивает. Думаю: ещё обидится – говорю: „Суворова с Вас рисовать буду"», – с юмором рассказывал Суриков.

Художника часто упрекали за несоблюдение в этой картине правил перспективы – диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избушки. Однако возможно, что Суриков сделал это сознательно, для того, чтобы подчеркнуть всю трагичность состояния сильной личности, обреченной на забвение в ссылке.

Далеко не все были в восторге от нового творения художника, но Павел Третьяков первым оценил и возвышенный трагизм картины, и её колористическое совершенство. Продав «Меншикова» Третьякову за 5 000 рублей, Суриков смог совершить свою первую долгожданную заграничную поездку.

В Европе

Суриковы побывали в Берлине, Дрездене, Кёльне и всюду подробно осматривали местные картинные галереи. Особенно долго художник задержался в Париже. Здесь Сурикова интересовали не только сокровища Лувра, но и современное французское искусство – русский художник высоко оценивал работы импрессионистов. Но особенно его очаровали мастера старой школы – Тициан, Веронезе, Веласкес. «Видевши теперь массу картин, я пришёл к тому заключению, что только колорит вечное, неизменяемое наслаждение может доставлять, если он непосредственно, горячо передан с природы. В этой тайне меня особенно убеждают старые итальянские и испанские мастера...», – писал он своему учителю П. П. Чистякову в Санкт-Петербург.

«Боярыня Морозова»

«Боярыня Морозова» – ещё один шедевр Сурикова. Эту картину он начал писать после возвращения в Москву. По признанию самого художника, сам образ тоже возник случайно – он увидел сидящую на снегу чёрную ворону, как-то по особенному отставившую крыло… Композиция же картины была навеяна воспоминаниями об одной из улиц в Красноярске, по которой часто возили приговорённых на эшафот.

Впрочем, эта тема жила в художнике давно. Ещё ребенком он слышал рассказ о неистовой раскольнице боярыне Морозовой, которая, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и была подвергнута пыткам и заточению.

Боярыня Морозова. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vasily_Surikov_-_%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg

Художник долго подбирал лицо для главной героини – он часто посещал старообрядческое Преображенское кладбище в Москве, ища подходящие женские типы. Второстепенные образы он находил, но вот на роль самой боярыни Морозовой никто не подходил. В итоге, как и в случае с Меншиковым, художнику повезло – Сурикову помогли знакомые московские старообрядцы. «Лицо» Морозовой было найдено.

Нужный образ задаёт тональность этому шедевру художника. Сухое, властное лицо боярыни Морозовой, её истовая поза создают живое напряжение между главной героиней и окружающей её толпой.

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты из русской истории. Выше и дальше этой картины наше искусство, то, которое берёт задачей изображение старой русской истории, не ходило ещё», – написал об этом полотне известный критик Стасов.

Картина была выставлена на XV передвижной выставке в 1887 году и вызвала настоящий восторг у публики. «Боярыню Морозову» также купил П. М. Третьяков для своей галереи – уже за 15 000 рублей.

Трагедия и излечение

Этот творческий взлёт художника был неожиданно прерван – тяжело заболела жена художника Елизавета Августовна. Медицина была бессильна, и в 1888 году её не стало. Художник сильно переживал потерю. «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу», – писал он брату. Выход художник видел в вере, горячей молитве. «После тяжёлой, мучительной ночи вставал рано и шёл к ранней обедне... Он пламенно молился о покойной своей подруге, страстно, почти исступлённо бился о плиты церковные горячим лбом... Затем в вьюгу и мороз, в осеннем пальто бежал на Ваганьково, и там, на могиле, плача горькими слезами, взывал, молил покойницу – о чём?.. Кто знал, о чём тосковала душа его?», – вспоминал сблизившийся с Суриковым в этот период художник Михаил Нестеров.

Художник уезжает на родину, в Красноярск, где лечит тоску тем, чем может, – творчеством. Именно в этот период по совету брата написана едва ли не сама энергичная и жизнеутверждающая картина Сурикова – «Взятие снежного городка». Эту традиционную масленичную забаву художник не раз видел в детстве, а теперь попытался выразить в красках. И картина вышла удачной – за неё художник получил именную бронзовую медаль на Международной выставке в Париже (1900 год).

Взятие снежного городка. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SurikovSnowFortress.jpg

Сразу после окончания «Взятия снежного городка» Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Эта тема не могла не волновать художника, с детства он слышал предания и рассказы о Ермаке и его храбрых сподвижниках. Но и тут проявился особый, личный подход художника к теме. «В Покорении Сибири много лично пережитого, – рассказывал он. – Точно так же, бывало, идём в кулачном бою стенка на стенку, сомнём врага, собьём его в кучу, прижмём к обрыву и врежемся в кашу человеческих тел. И типы инородцев – тоже всё это было хорошо знакомое по сибирской жизни. Даже и силуэты всадников, скачущих в смятении на дальнем берегу, тоже не что иное, как передача ярко сохранившегося в памяти впечатления».

Работа над картиной продолжалась с 1891 по 1895 гг.; художник собрал огромное количество исторических материалов, написал множество этюдов. Он колесил по всему Красноярскому краю, заезжая в самые дальние села в поиске типов татар, остяков, вогулов.

Картина была представлена на XXIII передвижной выставке в Петербурге, которую посетил сам император Николай II. Полотно так впечатлило царя, что он купил его за 40 000 рублей, а впоследствии передал в дар Русскому музею. В 1895 году Совет Академии художеств присудил Василию Сурикову звание академика.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8_%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BC#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Surikov_Pokoreniye_Sibiri_Yermakom.jpg

Русский художник

Вероятно, нет другого художника в истории русского искусства, кто бы вызывал столь противоречивые оценки, как Суриков. Одни пели осанну, называя его работы «визуальными романами» и «хоровыми картинами» (В. В. Стасов). Другие критиковали за перегруженность композиции, «кашу» из лиц и персонажей, жухлые краски, презрительно именуя его картины «парчовыми коврами».

А вот художник А. Н. Бенуа, сам принадлежавший к течению «Мир искусства», с которым у Сурикова, казалось, нет ничего общего, видел в этих «недостатках» как раз достоинства Сурикова. Больше всего его восхищало то, что Суриков сумел отказаться от следования строгой догме академизма ради того, чтобы до конца воплотить свой замысел. А тем самым сумел найти свой собственный, национальный стиль.

«Благодаря отсутствию перспективной глубины в “Морозовой” Суриков сумел подчеркнуть типичную и в данном случае символичную тесноту московских улиц, несколько провинциальный характер всей сцены, так чудовищно контрастирующей с восторженным воплем главной героини. Эту картину называли, думая её этим осудить, ковром, но действительно это удивительное по своей гармонии пёстрых и ярких красок произведение достойно назваться прекрасным ковром… Также можно похвалить Сурикова и за тесноту в фигурах “Казни стрельцов”, и за несоразмерный рост Меншикова; также и в особенности за его до грубости смелые краски, всегда удивительно отвечающие поэтическому намерению, также и за письмо: грубое, резкое, но удивительно меткое, сильное, характерное… Разумеется, Суриков – русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной... Значение Сурикова как гениального ясновидца прошлого для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и понято…», – писал Бенуа.

«Суриков и краску, и живопись любил любовью живой, горячей, – сказал о нём Михаил Нестеров. – Он и тут, в беседу о живописи, о её природе, о её особом “призвании”, вкладывал свой страстный, огненный темперамент. Поэтому, может быть, краски Василия Ивановича “светятся” внутренним светом, излучая теплоту подлинной жизни. А как любил он жизнь! Ту жизнь, которая обогащала его картины. Исторические темы, им выбираемые, были часто лишь “ярлыком”, “названием”, так сказать, его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем был поражен когда-то ум, сердце, глаз внутренний и внешний Сурикова».

Также по теме

Новые публикации

Лучшая косторезная школа в мире – российская. Доказано Международной выставкой-конкурсом косторезного искусства «Душа Севера», которая завершилась в Новом Уренгое. Обладателем Гран-при конкурса, собравшего ведущих мастеров из России, Китая, Монголии и Киргизии, стал заслуженный художник России Владимир Похилюк из Магадана.
Правописание сложных прилагательных географической тематики – тема довольно затруднительная, поскольку такие слова могут быть написаны по-разному, несмотря на одинаковое звучание: северокавказский и Северо-Кавказский, западносибирская и Западно-Сибирская… От чего это зависит?
В жюри короткометражных картин прошедшего недавно в Анапе 33 Международного кинофестиваля «Киношок» вошёл знаменитый киргизский кинорежиссёр Эрнест Абдыжапаров. После фестиваля мы поговорили с мэтром о современном кино, его героях и общем культурном пространстве наших стран.  
Как язык влияет на культуру и сознание народа? По мнению лингвистов, национально-специфические слова в разных языках могут иметь свои уникальные оттенки значения, не всегда точно переводимые на другие языки.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева при поддержке фонда «Русский мир» провёл Дни русской культуры в Индонезии. Партнёром проекта, который продолжался более недели, выступил Институт Секола Тингги Бизнес Руната в Денпасаре.
Часть присутствующих высказалась или высказались? Большинство москвичей выбрали или выбрало электронное голосование? При выборе формы глагола в подобных предложениях нередко возникает вопрос: когда требуется единственное, а когда множественное число?
В петербургском киноцентре «Родина» состоялся премьерный показ фильма «Петербург! Жизнь в городе…». Картину создала международная команда, в которую вошли молодые авторы из России, Аргентины, Армении, Беларуси, Египта, Испании, Италии, Китая, Мексики, Польши, Сербии, Туниса, Турции и Франции.
В одной известной молодёжной песне поётся: «Буду новой встречи ждать и скучать за блеском глаз». Узнаем, допустимо ли сочетание «скучать за…», а также какой из вариантов – «скучать по вас» или «скучать по вам» – считается сегодня нормативным.