Первый «Спутник над Польшей»
В Варшаве завершился V Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей». Ещё год назад он назывался «Спутник над Варшавой», но его география расширилась, и после показов в столице наши картины поедут ещё по 42 городам страны.
Если сравнивать этот фестиваль с аналогичными акциями в других странах, то ничего равного по масштабам «Спутнику» не найти. В его программе было представлено свыше 150 картин, как совсем новых, так и советских, анимация, документальное и игровое кино. Это и «Чебурашка», «Ну, погоди», «Волшебная лампа Алладина», и спецпрограмма «Русский эрос», куда вошли даже фильмы Абрама Роома «Третья Мещанская» и «Маленькая Вера» Василия Пичула, и картины о космосе.
Желающие могли пройти спецкурс «Метод Станиславского» или посетить мастер-класс и ретроспективу Андрея Кончаловского. В Польше его хорошо знают, и не только по кино. Несколько лет назад он поставил в Варшаве «Короля Лира». А в день открытия «Спутника» Кончаловский представлял фильм «Щелкунчик и Крысиный король» и держал приветственное слово. Похвалил фестиваль, потому что на него приходят люди, которые не едят попкорн и не разучились читать. 20 лет назад и представить было нельзя, чтобы поляки стремились посмотреть российское кино. Кончаловский говорил о засилье Голливуда и опасности крысификации мира, которая над нами нависла. Огромный зал Дворца культуры и техники был почти полон. Кстати, это самое высокое здание города, памятник позднего сталинизма, построенный советским архитектором Львом Рудневым. 20 лет назад высотку хотели снести. А теперь это важнейшая достопримечательность Варшавы.
Конкурсную программу из 14 картин отсматривало жюри во главе с польским классиком Кшиштофом Занусси. Гран-при присудили «Фаусту» Александра Сокурова. Фильм, ставший победителем Венецианского кинофестиваля, в России ещё не показывали. Но «Спутнику» удалось его заполучить благодаря французским партнёрам. Вторую награду получил «Кочегар» Алексея Балабанова, а третью – «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой. Приз зрительских симпатий – у фильма «Generation П» Виктора Гинзбурга.
Кинорежиссёр Михаил Калик давно живёт в Израиле, куда эмигрировал, когда понял, что работать в СССР ему всё равно не дадут. Его фильмы подвергались жесточайшей цензуре, резались ножницами. Из титров одного из них – «Любить» – он даже попросил изъять своё имя. В Варшаве Калик представлял ретроспективу из пяти фильмов, среди которых и такие известные, как «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!». После картины «Любить» режиссёр едва не плакал, потому что показали не авторскую версию, а ту, что была изрезана советской цензурой. Такая копия была прислана из России.
Помимо внушительной делегации российских кинематографистов в лице Виктора Сухорукова, Андрея Смирнова, Антона Шагина, Виктора Шамирова, Константина Буслова и многих других, в Варшаву пригласили уникального человека – Юрия Силаева. О нём, собравшем вручную первый спутник Земли, сняла документальный фильм «Золотые руки» Людмила Цветкова. Работал он всю жизнь не покладая рук в режиме строжайшей секретности под руководством Сергея Королёва. Даже жена толком не знала, чем он занимается. На том же самом предприятии Юрий Силаев трудится и теперь. После показа фильма он отвечал на самые смелые вопросы зрителей, а их интересовало всё, в том числе зарплата и пенсия, которые получают такие специалисты, ставшие достоянием своей страны. Интересовались, все ли детали спутника были советского производства. И он честно отвечал. Потрясающая личность, при этом скромный человек, не в пример многим нашим творческим людям с повышенной самооценкой. Виктор Сухоруков был потрясён знакомством с ним.
Руководит фестивалем большая поклонница российского кино и русской культуры Малгожата Шляговска-Скульска и её муж Пётр Скульский, они же ежегодно проводят в Москве большой показ польского кино «Висла».
Светлана Хохрякова