EN
 / Главная / Публикации / Будет ли война с Ираном? Два русских взгляда

Будет ли война с Ираном? Два русских взгляда

17.04.2012

Прошедшие в минувшую субботу в Стамбуле переговоры Тегерана с «шестёркой» посредников по поводу иранской ядерной программы принесли некоторое успокоение. Официально стороны отделываются самыми общими, однако благожелательными комментариями. Понятно, что говорить о каких-то конкретных результатах пока рано – все ждут следующего раунда переговоров в Багдаде. Да и отменять наложенные на Иран санкции США и Евросоюз пока не спешат. Тем не менее определённая разрядка наступила. Хорошо уже то, что в ближайшее время израильского удара по Ирану не будет – об этом можно говорить достаточно уверенно. Хотя конфликт тлеет довольно далеко от российских границ, вряд ли перспектива с большей или меньшей вероятностью подвергнуться ракетным ударам не может не волновать наших соотечественников в Израиле. В США, одном из потенциальных участников столкновения, русскоязычная диаспора также неравнодушна к этой теме. Мы попросили двух наших постоянных авторов в Израиле и США ответить на вопрос, что думают наши соотечественники о возможном конфликте на Ближнем Востоке. Результат оказался довольно интересным и даже парадоксальным.

Александр Элькин, Израиль:

Лет десять назад автор этих строк, живущий в Израиле, отдыхал в Италии. Включив как-то вечером телевизор, мы наткнулись на сюжет об очередной эскалации в Иудее и Самарии. Итальянского мы не знали, однако напряжённый тон диктора на фоне танков и солдат не оставлял сомнения, что речь идёт о крупномасштабном конфликте. Поэтому, вернувшись домой, мы с некоторым удивлением увидели, что «на Шипке всё спокойно» – мобилизация не объявлена, все заняты повседневными делами.

Не знаю, как освещают нынешнюю ситуацию в российских СМИ. Однако, судя по тому, что уже несколько тамошних знакомых поинтересовалось, как мы (не правительство, а простые граждане) готовимся к войне с Ираном и что думаем о её последствиях, можно предположить, что вероятность израильского удара по Ирану там считают достаточно высокой.

Не знаю, что по этому поводу думают министры и генералы – даже если они и в самом деле готовят удар по ядерным объектам Ирана, нам об этом, естественно, никто докладывать не будет, поскольку секретность – необходимое условие подобной операции. Также не стану говорить за всех русскоязычных израильтян. Однако если говорить о моих многочисленных знакомых, то «мы» к войне с Ираном не готовимся никак. И не из шапкозакидательских настроений – мол, что эти иранцы смогут сделать, если сухопутной границы у нас нет, а в воздухе израильская авиация гораздо сильнее. А просто потому, что не слишком верим, что нынешнее правительство решится на авиаудар по Ирану.

Причин здесь несколько. Во-первых, многие не верят, что у нынешнего правительства хватит решимости принять столь рискованное решение. Как цинично выразился знакомый инженер: «Чтобы бомбить Иран, нужны, извините, яйца. У Бегина (премьера, приказавшего в 1981-м бомбить Ирак) они были, а у теперешних – сильно сомневаюсь». И действительно, во всех последних конфликтах – второй Ливанской войне, военных операциях на Западном берегу и в секторе Газа – действия израильской армии были реакцией на агрессию со стороны террористов: волну терактов, похищение солдат или ракетные обстрелы. Единственным за последние годы превентивным ответом стал упомянутый выше авиаудар по Сирии – однако, как уже было сказано, это была гораздо более простая и менее рискованная операция.

Во-вторых, многолетний опыт научил нас, что, как это ни парадоксально, для того, чтобы воевать, Израилю нужно более левое правительство. Операцию «Защитная стена» осуществило правительство национального единства, в котором министрами обороны и иностранных дел были лейбористы; вторую Ливанскую войну и крупномасштабную зачистку Газы в 2009 году – левоцентристское правительство Эхуда Ольмерта. Нынешняя эскалация на юге лишний раз подтверждает этот тезис. Как метко заметил бывший москвич, чья семья провела несколько дней под обстрелом, в подобной ситуации «левый» Ольмерт ввёл в Газу сухопутные войска, а «правый» Нетаниягу ограничивается точечными авиаударами.

Некоторые знакомые вообще полагают, что все разговоры о войне с Ираном – просто ловкий дипломатический ход с целью получить от Америки какую-либо дополнительную помощь. Когда в СМИ появилось сообщение, что Нетаниягу, будучи в США, согласился не бомбить Иран в обмен на обещание дополнительной военной помощи, знакомый политолог заметил: «Получить нечто существенное в обмен на обещание не делать того, что и так не собирался – по-моему, это называется дипломатическая победа».

Накануне американского вторжения в Ирак в Израиле серьёзно готовились к возможной атаке – инспектировали бомбоубежища, делали запасы воды и консервов, специально герметизировали комнаты на случай химической атаки; армия раздавала населению противогазы, по радио постоянно разъясняли, как вести себя при обстреле. Сегодня, несмотря на все разговоры о возможном ударе по Ирану, ничего подобного не происходит, все заняты обычными делами. Так что если в ближайшее время правительство всё-таки решится на авиаудар – в чём я, признаться, сильно сомневаюсь – мы узнаем об этом только из сообщений СМИ.

Анна Генова, США:

Пару месяцев назад в статье об «иранской угрозе» глава еврейско-американской газеты Atlanta Jewish Times Эндрю Адлер на страницах своего издания предположил, что одним из наиболее эффективных способов сохранить Израиль является… физическое устранение президента США агентами «Моссада». Издатель отметил, что Израиль не хотел бы видеть Обаму во главе Белого дома в течение ещё четырёх лет, но в то же время рассчитывает на американский удар по Ирану. При таком раскладе Израилю якобы было бы выгодно «убрать» президента (в статье использовано выражение take out). Эта, мягко говоря, странная статья вызвала возмущение, в том числе и еврейских СМИ. Представитель секретной службы США Джордж Огилви тут же сообщил, что предпринимаются «соответствующие следственные действия», а израильский генеральный консул в Атланте Офир Авиран назвал статью «отвратительной». Конечно же, Эндрю Адлер, будучи человеком не совсем глупым, быстро опомнился и принёс письменные извинения.

Полуанекдотическая история нашла своё косвенное продолжение в общей, надо сказать, далеко не мирной, настроенности Израиля и еврейских СМИ в Америке – да и как быть тут мирными, когда страна в перманентно военном положении. Вот, например, еврейско-американский сайт Never again is now! открыто призывает Америку: «Бомби Иран сейчас!», требуя: «Остановите тех, кто играет в русскую рулетку с жизнью Израиля!».

В то время как Барак Обама настаивает на том, что в отношении Ирана необходимо применять, в первую очередь, санкции и дипломатическое давление, израильское руководство уже готово начать военную операцию. Как говорится, лучший способ борьбы – нападение. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу сказал по поводу сроков начала операции, что «речь идёт не о днях или неделях, но и не о годах».

«Да, война готовится, – подтверждает мой приятель Жора, русский иммигрант из Штутгарта, – в Израиле уже остановили АЭС, консервируют и вывозят топливо на хранение. Война начнётся скорее всего в апреле. Иран нанесёт ответные ракетные удары по Израилю и США. Иранцы – это персы, народ весьма мстительный и воинственный!»

Тем временем меры, пока только экономические, уже начались. Введено эмбарго на иранскую нефть. Беспрецедентной называют санкцию глобальной системы межбанковских финансовых телекоммуникаций SWIFT, которая обеспечивает основную массу международных платежей. SWIFT впервые «сдалась» под напором со стороны ЕС и США, отключив 17 марта все иранские банки от международной банковской сети. Что фактически означает финансовую изоляцию Ирана.

В эксклюзивном интервью для фонда «Русский мир» владелец русско-американского новостного портала www.RUNYweb.com и проекта «Энциклопедия Русской Америки» Геннадий Кацов так прокомментировал ситуацию: «Атомная бомба для Ирана – это национальный проект. Его иранцы будут осуществлять во что бы то ни стало. Иметь атомную бомбу – это значит стать ведущей региональной державой, что в шиитско-суннитском мире, да и шире – в мусульманском, – первостепенная задача. Собственно, известный дворовой принцип: “кто выше бьёт, тот лучше играет”. Тема уничтожения Израиля здесь несёт, скорее, идеологическую, пропагандистско-отвлекающую задачу. Одно дело – сводить счёты с суннитами-саудовцами, другое – послать атомную бомбу на Израиль. Аятоллы не самоубийцы. Это не значит, что Израилю атомная боеголовка не угрожает: у Ирана есть и «Хезболлах», и ХАМАС, и много прочей нечисти, руками которых можно на Израиль напасть. Таким образом, ядерная военная программа Ирана опасна для региона и всего мира (учитывая союзнические отношения США и Израиля)».

По сути, военные действия в Иране кажутся большинству российских иммигрантов делом уже решённым – это мнение, конечно, диктуется и СМИ, и предыдущим опытом. Тем временем в Лос-Анджелесе снимается реалити-шоу «Шахи закатов» про жизнь иранско-американской золотой молодёжи. Гламурный сериал, одна из главных героинь которого говорит: «Ненавижу две вещи: муравьёв и некрасивых людей» – постепенно привлекает всё больше критики, особенно среди американских иранцев. В свете назревающего конфликта и уже подпорченного имиджа деток «нефтяных скважин» – 20% населения Беверли-Хиллз, многие иранцы считают, что это шоу только ухудшит отношение Америки к Ирану. Конечно, есть и совершенно противоположная культурная прослойка, которая восхищается настоящим иранским кино. В частности, последним шедевром «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади, который получил «Золотого медведя» в Берлине. Фильм был показан в Америке и имел широкий (в узких кругах, разумеется) резонанс. Кстати, картина Фархади рассказывает о том, как молодая семья находится на грани распада из-за того, что приходится выбирать между лучшей жизнью в другой стране и жизнью на родине ради больного Альцгеймером дедушки. Выбор у героев не совпадает, фильм оставляет конец истории за скобками. «Выйдя из просмотрового зала на нью-йоркскую улицу, благодаришь судьбу за то, что ты не в Иране», – написала русская американка, журналистка Майя Прицкер.

Так что пока остаётся благодарить судьбу, что мы не в зоне, где актуальны законы шариата и сегодня-завтра полетят бомбы любых конфигураций.

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Цветаева