EN
 / Главная / Публикации / Хочешь жить – умей меняться!

Хочешь жить – умей меняться!

01.09.2011

Урочище Каменный Город (Пермский край)

Недавно на заседании президиума Правительства РФ была рассмотрена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2011-2018 годы.  На её реализацию, заявил премьер-министр Владимир Путин, из федерального бюджета будет выделено, как и предполагалось ранее, 96 млрд рублей. Кроме того, из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований к ним добавится 25 млрд рублей, внебюджетных средств – 211 млрд рублей. Эти цифры и были утверждены, хотя перед заседанием ходило немало слухов о том, что они будут сильно урезаны.

Этапы большого маршрута

Программа разбита на три этапа: первый – 2011 год, второй – 2012-2013 годы, третий – 2014-2018 годы. В текущем году программа предусматривает подготовку инвестиционных площадок для строительства коллективных средств размещения с инженерной и транспортной инфраструктурой, а также проведение работ по берегоукреплению и обустройство прибрежных зон туристских территорий.

Федеральные деньги, по словам премьера, пойдут на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристско-рекреационным потенциалом. При этом Путин подчеркнул, что в российских городах, имеющих всемирно известные культурно-исторические памятники и природные объекты, туристическая жизнь развивается крайне медленно, а потенциал страны в этой сфере используется от силы на треть. Доля туризма в ВВП России составляет всего 6,5%, а в среднем в мире этот показатель – 9,4%.

В результате реализации программы количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно возрасти более чем в шесть раз – до 23 млн, а количество россиян, отдыхающих на родине, за это же время должно увеличиться в 1,5 раза – с 29 до 45 млн. Сегодня из-за того, что большинство россиян отдаёт предпочтение отдыху за рубежом, туристический сектор недополучает ежегодно до 300 млрд руб. Объём рынка платных туристических услуг за восемь лет должен увеличиться в 4,7 раза – до 417 млрд рублей.

Планы выглядят, что и говорить, весьма внушительно, особенно в части предполагаемого увеличения иностранного турпотока. Но, как говаривал яснополянский классик, гладко вписано в бумаги, да забыли про овраги... Одних деклараций о добрых намерениях явно недостаточно. Иностранцев с каждым годом в Россию приезжает всё меньше, и причины этого хорошо известны.

Любой заморский гость охотно расскажет, каких мучений и каких денег стоило ему получение российской визы. После этого – такого «обычая», кажется, нет уже почти нигде в мире – ему надо в трёхдневный срок зарегистрироваться. Гостиницы в России – на любом уровне «звёздности» – одни из самых дорогих в мире, особенно в столицах. Всё более актуальными, увы, становятся проблемы безопасности – практически во всех странах с развитой туристической индустрией существует специальная туристическая полиция. Создать таковую в России, кажется, ещё никто не предлагал – видимо, по причине большой, как сейчас можно говорить, коррупционной ёмкости данного проекта. Попросту говоря, есть опасения, что вместо того, чтобы охранять туристов, их будут обирать. О качестве транспортной инфраструктуры и говорить не хочется, хотя кое-какие сдвиги заметны – и в центре (где, например, пусть черепашьими темпами, но всё же приводится самая короткая трасса, ведущая в единую Европу – Новорижское шоссе), и в регионах, где, наконец, научились возить туриста – ещё лет десять назад об этом можно было только мечтать – на пристойного класса автобусах.

Все эти болевые точки, повторимся, давно известны. Куда интереснее ответить на другой вопрос: а зачем иностранцам приезжать в Россию? Зачем вообще турист отправляется в чужие края? Ответ прост: отдохнуть и увидеть то, чего он не может увидеть у себя в стране. Иными словами, употребить качественно приготовленный и надлежащим образом упакованный турпродукт. Что мы можем предложить по этой части и иностранному гостю, и соотечественнику?

Кому нужна Баба-Яга?

...В то время, когда я пишу эти строки, с экрана телевизора держит речь седобородый старец, изрядный дока по части искусствоведения: «Да кому нужны все эти ваши деды-морозы, бабы-яги, золотые рыбки и кикиморы? Весь мир над нами смеётся! А вот показывать нашу великую архитектуру мы по-прежнему не умеем!». Допустим. Но что-то никогда не доводилось слышать, чтобы кто-то смеялся, например, над норвежскими троллями, шведским Карлсоном, финским Йолопукки (он же – Дед Мороз). Напротив. А по части архитектуры... Любой гид расскажет весьма красноречивый анекдот, как в одном из городов «Золотого кольца» перекормленный «главками» бедолага-турист возопил: «Кто ещё скажет слово “закомара” – задушу!».

А если всерьёз, то привычная череда гостиница – ресторан – музей – храм (монастырь) давным-давно приелась и иностранцам, и россиянам. Турист – об этом говорят буквально все, кто связан с их обслуживанием, – с каждым годом становится всё более требовательным, въедливым, привередливым даже. И он имеет на это право, поскольку платит собственные деньги. А абсолютное большинство турфирм, занимающихся внутренним туризмом, увы, предпочитает жить по принципу «лучшее – враг хорошего». Сколько успешно осуществлённых туристических проектов, сколько неповторимых «изюминок», особенно в регионах, остаётся вне их внимания? При этом сетования на то, что, мол, не умеют у нас в провинции ничего для туриста придумать, раздаются постоянно!

А что на деле? Есть, конечно, ещё регионы в России (например, Брянская область), где, похоже, ни о каком туризме и не слыхивали. Но в большинстве отношение к индустрии гостеприимства весьма разительно меняется – в немалой степени поспособствовала этому приснопамятная поездка Президента РФ по городам Верхней Волги. Приходит понимание – и к начальству, и к рядовым гражданам – того, что едва ли не в каждом городе и каждом уезде есть что показать заезжему гостю. Причём то и дело на туристическом рынке «всплывают» такие диковины, о которых даже искушённые в туризме люди, особенно в столицах, и не слыхивали. Кто слышал о затерянном в пермских лесах и созданном одной природой потрясающем Каменном Городе? Или о находящемся неподалёку другом городе, рукотворном, но мёртвом – Верхней Губахе, заброшенной в средине 60-х? В Киеве люди платят поистине бешеные деньги, до тысячи долларов, чтобы на один день попасть в оставленную навсегда Припять. А тут практически то же самое – только без всякой радиации. Екатерина Шестакова, один из лучших пермских гидов, рассказывала мне, как ещё пять-шесть лет в Кунгуре местные жители стыдили её – да что можно показывать туристам в нашем занюханном городке? Теперь задают иные вопросы: а ты сказала, что вон тот особняк сын владельца за одну ночь проиграл в карты? Сказала, что мы были чайной столицей России? Весьма показательная перемена. Как показательны и множащиеся межрегиональные соглашения о развитии туризма между областями, в его развитии доселе не очень отличавшихся.

Не рубите, господа, не секите!

То есть вполне искреннее – пусть порой и весьма абстрактное – желание  развивать туризм есть. Но очень многого и не хватает. В первую очередь, чётко заявленного «сверху», а главное, подкреплённого законодательными установлениями намерения развивать отрасль. Речь идёт, прежде всего, о налоговых льготах, которые способны привлечь солидных инвесторов и облегчить существование местным предпринимателям. «Вот вы, журналисты, только и знаете, что попрекать нас дороговизной, – говорил мне недавно молодой бизнесмен, открывший небольшую гостиницу в весьма знаменитом туристическом городе. – А знаете вы, какие пошлины заламывает государство ну, скажем, за гостиничное оборудование?» Тут вполне уместно вспомнить и о том, что в той же Европе, на которую у нас по поводу и без любят ссылаться, 3-4% процента прибыли в туризм считается вполне удовлетворительным показателем, а в России меньше чем за сто никто и пальцем не пошевелит. Совсем недавно Минэкономразвития предложило ликвидировать две свободные туристические зоны – в Калининградской области и на Ставрополье – ну не идёт туда инвестор! И не пойдёт, если не завлечь его «пряником» льгот и послаблений – деньги в туризме окупаются медленно. Только вот кто это «пряник» испечёт?

Именно осознанного понимания этой «медленности» сплошь и рядом не хватает начальникам всех уровней, заявляющим о намерении развивать туризм в своём регионе. Им, как это часто бывает в России, подавай всё и сразу. Практически ни один из них, на все лады расхваливающих ту или иную диковину или достопамятность, не в силах ответить на самый простой вопрос: а почему, собственно, иностранный или отечественный турист непременно должен её увидеть? А без чёткого, продуманного, аргументированного ответа на этот вопрос никакого, даже самого плохонького, турпродукта не создать.

Нет понимания и того, что развитие туризма – это не просто строительство гостиниц, ресторанов, развлекательных центров, а создание единой «упряжки» из собственно туристической инфраструктуры и практически всего городского «хозяйства» – от полиции до электросети (туристический город, прежде всего, освещённый город – привет от «тьмы египетской», доныне царящей по ночам, к примеру, на улицах Ростова Великого). А какой туризм без кадров соответствующей квалификации? Дело даже не в том, что любая работа в туристической сфере, от гостиницы до музея, на российских просторах по-прежнему считается непрестижной. Многие из тех, кто непосредственно связан с подготовкой кадров для туризма, жалуются, что воспитание квалифицированного персонала (горничных, менеджеров) для отелей в России уже вполне возможно. Но вот никуда не девшаяся, чисто советская психология официантов, похоже, неискоренима... Появляются и проблемы, так сказать, нового поколения. Как не порадоваться, например, всё новым музеям, открывающимся в верхневолжских городках? Но вот кто будет работать в них со всё увеличивающимся потоком туристов? Местные кадровые резервы исчерпаны, а гидов-златоустов из губернских городов, а уж тем более из столиц, на микроскопические уездные зарплаты и калачом не заманишь.

Наконец, одна из самых болезненных точек развития внутреннего туризма – информационное обеспечение. Многие вполне успешные туристические проекты, созданные на местах, пока что обречены «вариться» в собственном соку – информацию о них подчас трудно найти даже в Интернете. Ни финансовой, ни информационной поддержки от государства они не имеют. Ряд регионов (Великий Новгород, Пермь, Тамбов и т.д.) создал свои, весьма успешно работающие информационно-туристические порталы. Но общероссийского как не было, так и нет. А путеводителям (по России их выпускается явно недостаточно), как показывают опросы, турист доверяет всё меньше, веря по преимуществу «сарафанному радио» – и это в XXI веке!

И таких точек, несмотря на многие несомненные успехи (достигнутые, кстати, в большинстве случаев «вопреки», а не «благодаря»), меньше не становится. Как совместить, к примеру, все декларации о намерениях  развивать внутренний туризм с растущими с каждым годом ценами на авиа- и железнодорожные билеты, этот самый туризм как корень подсекающий? Старая пословица гласит: избавь меня, Боже, от друзей, а от врагов я как-нибудь и сам избавлюсь. Конечно, свежепринятая программа смотрится здорово. Но почему-то всё больше людей из занятых в туризме говорит, что максимум, что может сделать для них государство – не вмешиваться. К чему бы это?

Георгий Осипов

 

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева