EN
 / Главная / Публикации / Морское наследие России

Морское наследие России

21.09.2011

В Санкт-Петербурге состоялось третье заседание Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Заседание прошло в новом здании Центрального военно-морского музея – отреставрированном и приспособленном под музей памятнике истории и архитектуры «Крюковские казармы» в Санкт-Петербурге под руководством председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслава Попова. Основная тема – развитие сети морских музеев в России. Известно, что по числу морских музеев наша страна, к сожалению, очень сильно отстаёт от ведущих морских держав. Это же касается и оснащения музеев. Морская мощь страны должна быть представлена ярко, в том числе в виде музейной сети.

– Мы надеемся на помощь государства в развитии уже существующих крупных учреждений, хранящих морское наследие России (Центральная военно-морская библиотека, Центральный военно-морской архив, Российский государственный архив ВМФ, Центральный военно-морской музей, Музей Мирового океана, музеи Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии, Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, Государственный Северный морской музей в Архангельске). Но также рассчитываем и на создание новых крупных музейных центров в регионах, – говорит начальник Центрального военно-морского музея Андрей Лялин.

Другой важный вопрос – это сохранность музейного фонда.

В России очень много небольших ведомственных музеев при судостроительных заводах, конструкторских бюро, институтах и пр. Большинство из этих организаций, созданных ещё при советской власти и даже много ранее, сейчас стали частными. Соответственно, и музеи, отражающие историю отечественного судостроения, оказались в распоряжении новых собственников без всяких обременений. Какова может быть судьба уникальной коллекции при очередной смене собственника? Именно так были утрачены коллекции многих ведомственных музеев, другие находятся в поле большого риска.

На заседании Межведомственной комиссии также будет уделено внимание и вопросу сохранности исторического флота России. Пусть не на бескрайних океанских просторах, а у городской набережной, эти «ветераны» ещё способны нести вахту и приносить пользу обществу. Ярким примером тому могут служить судьбы ледоколов «Красин» и «Ленин», крейсера «Авроры», сторожевого корабля «Красный вымпел»… Перечень существующих сегодня судов-музеев, увы, невелик. Поэтому так важна работа по определению перспективных судов, внесению выявленных новых объектов в общий реестр морского наследия. Музей – это высшая степень признания заслуг корабля. Но всякий ли корабль может стать музеем?

Сохранять для потомков надлежит уникальные, единственные в своём классе суда, корабли с богатой событиями биографией. Такие, как плавмаяк «Ирбенский», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», научно-исследовательское судно «Академик Александр Несмеянов», ветеран дореволюционного флота аварийно-спасательное судно Черноморского флота России «Коммуна», первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол». Если Министерство обороны сегодня готово передать плавмаяк «Ирбенский» муниципальному образованию Кронштадского района Санкт-Петербурга, то это решение при обоюдном согласии сторон спасло бы уникальное судно. Передача на баланс субъектам Российской Федерации может стать одним из возможных вариантов устройства дальнейшей судьбы любого отслужившего свой срок корабля.

Сохранять суда возможно, и не изменяя их ведомственной принадлежности. Для новороссийских мальчишек живым воплощением героической истории Черноморского флота стал артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», навечно ставший на якорь у городской набережной.

Решением Главнокомандующего ВМФ в целях развития сети культурно-досуговых учреждений Черноморского флота на российском побережье и для усиления военно-патриотического воспитания молодёжи и жителей Краснодарского края на флоте была организована работа по созданию в Новороссийске филиала Музея Черноморского флота РФ на базе крейсера «Михаил Кутузов». 28 июля 2002 года крейсер «Михаил Кутузов» бросил якорь у новороссийской набережной и продолжил служить родине как корабль-музей.

Но есть и другие примеры использования ушедших в запас кораблей. Незавидной оказалась судьба тяжёлого авианесущего крейсера «Минск». В конце 1995 года, после 16 лет службы в составе ВМФ СССР, «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. В дальнейшем авианосец был перепродан китайской компании. А в 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка в Шэньчжене. С марта 2006 года авианосец регулярно выставляется на китайских аукционах как дорогой и экзотический лот.

Сегодня ожидает решения своей дальнейшей судьбы легенда отечественного судостроения, ветеран дореволюционного флота аварийно-спасательное судно типа катамаран «Коммуна». Несмотря на внушительный возраст, «Коммуна» периодически принимает участие в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы Черноморского флота России. Однако впору задаться вопросом о дальнейшей судьбе судна: превратится ли оно в очередной китайский аттракцион или станет ещё одной достопримечательностью России.

Вполне возможно, что серьёзным инструментом решения вопросов станет разработка межведомственной стратегии развития морских музеев в России.

– Такая стратегия может чётко обозначить перспективные цели и задачи развития сети музеев, наметить формы работы и регионы для развития морских музейных проектов, – говорит секретарь Международной ассоциации «Морское наследие России», заместитель директора по науке филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол “Красин”» Павел Филин.

Алексей Буданов

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева