EN
 / Главная / Публикации / Не расстанемся

Не расстанемся

29.10.2008

Пять лет назад, накануне 85-летия Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи, на юбилейной пресс-конференции бывших руководителей комсомола (помню Бориса Пастухова и Виктора Мишина, но был кто-то ещё), проходившей на следующий день после ареста ветерана ВЛКСМ Михаила Ходорковского, я, желая «подколоть» юбиляров, спросил их, собираются ли они поздравлять своего бывшего коллегу по комсомолу – вожди ответили что-то типа «суд разберётся», но были смущены, если не вопросом про Ходорковского, то, по крайней мере, злорадным смехом собравшихся.

Сегодня, пять лет спустя, чувство неловкости и смущения приходится испытывать уже автору этих строк – не как журналисту, а как обывателю, столкнувшемуся с невероятных масштабов почти государственным праздником 90-летия ВЛКСМ. Развешанные по городу праздничные транспаранты Департамента семейной и молодёжной политики правительства Москвы, торжественный концерт в Кремлёвском дворце съездов, на котором, процитирую восторженный отчёт активистки комсомола девяностых Дарьи Митиной (её восторг понятен – могла ли она  мечтать о таком пятнадцать лет назад? Это победа, это – «наши вернулись»), «банкиры и олигархи, высшие чиновники и хозяева жизни поднимались на сцену и с горящими глазами, прерывающимся от слёз голосом говорили о боях за советскую власть, о трудовых подвигах, о палатках на стройках Братской ГЭС», и «Александр Градский, погрузневший и постаревший, певший «Как молоды мы были», расплакался на сцене и не допел последний куплет».

Глупо спорить – в жизни каждого бывшего комсомольца есть немало эпизодов, о которых приятно вспомнить, да и песня «Как молоды мы были» – очень хороша. Но когда она звучит гимном восставшей из ада комсомольской эстетики, приверженцами которой, как оборотни в ночь полнолуния, вдруг оказываются «банкиры и олигархи, высшие чиновники и хозяева жизни» – тут почему-то хочется не слёзы вытирать, а, вооружившись осиновым колом, доделать то, что не доделал 1991 год.

В такие дни ещё отчетливее делается понятно, насколько провальны оказались постсоветские попытки выстроить хоть какую-то – от диссидентски-правозащитной до православно-самодержавно-народной или даже белогвардейской – национальную идею. Можно придумать праздник 4 ноября, можно снять блокбастер «Адмиралъ» о Колчаке, можно назвать улицу в центре Москвы именем Солженицына – но куда им тягаться с комсомолом, на юбилей которого, снова процитирую Дарью Митину, «губернаторы и министры, бывшие губернаторы и бывшие министры,  олигархи и пенсионеры, бывшие и нынешние функционеры-управленцы, банкиры и учёные, космонавты и инженеры, левые и правые, красные, белые и серо-буро-малиновые –   все славят организацию, которая сделала их людьми».

Проблема в том, что комсомол и на общесоветском уровне в последние десятилетия советской власти выделялся своей мерзостью и цинизмом (чтобы сделать карьеру в КПСС, нужно было хотя бы изображать идейность, в комсомол же брали всех, а карьеру в нём делали какие-то совсем неприличные люди, и неудивительно, что именно из комсомольских, а не партийных органов вышли первые олигархи, а комсомольская пресса в постсоветские годы стала законодательницей бульварных мод – партийные газеты, напротив, тихо зачахли), и во многом именно он символизировал то, о чём каждый нормальный советский человек конца восьмидесятых (даже будущие избиратели КПРФ, и, может быть, как раз в первую очередь они) мог сказать: «Достало». Вы уверены, что всё так изменилось за двадцать лет? Вы уверены, что нормальный постсоветский человек, живущий в 2008 году, изменил своё отношение к комсомолу? Вряд ли, скорее – всё дело в том, что теперь этого нормального человека просто никто не спрашивает, как он относится к комсомолу. Да и не только к комсомолу, если уж на то пошло.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева