EN

Александр Молодин (США): «Главное – не дать русскому наследию исчезнуть»

Юлия Горячева27.02.2025

Александр Молодин. Фото: Александр Молодин

Александр Молодин – общественный деятель и историк, член правления Конгресса русских американцев и президент Международной ассоциации по сохранению российского культурного наследия за границей «Жар-птица» – рассказал «Русскому миру» о сохранении русского культурного наследия и русской идентичности в иноязычной среде.

– Александр, вы давно занимаетесь историей русского присутствия в США, в том числе как автор двух замечательных изданий «Там русский дух… Сто особенных мест в США» и «Православные купола Америки». Что прежде всего привлекает вас в истории русского культурного присутствия в США?

Меня всегда привлекала мысль о том, что русская культура – это не просто часть истории Америки, а её неотъемлемая составляющая. Американская культура изначально формировалась как сплав множества народов и традиций, и вклад русских в этот процесс такой же значительный, как немецкий, английский, испанский или польский.

Мы привыкли думать, что русское присутствие в США ограничивается Аляской и Форт-Россом, но на самом деле русские оставили свой след в самых разных сферах – от архитектуры и религии до науки, искусства и даже политики. Православные храмы, русские кварталы, фактории промышленников, следы русских инженеров, врачей, изобретателей – всё это вплетено в американский культурный код.

Читайте также: Во славу Отечества. Пионеры Русской Америки

Фото: Александр Молодин

Америка не может существовать без русской культуры, потому что она уже давно стала её частью. Именно это вдохновляет меня исследовать эту тему: восстанавливать утерянные страницы, доказывать, что русский след в истории США не второстепенный, а органичный и фундаментальный.

– Из чего на практике складывается ваша деятельность?

– В основе всего – составление электронного реестра русских исторических объектов за границей. Мы – команда единомышленников из самых разных уголков мира – собираем данные о памятниках, архивах, храмах, захоронениях, выясняем их состояние, ищем документы, разговариваем с историками и местными жителями.

Иногда это настоящая детективная работа – по крупицам восстанавливать забытые страницы истории. Как было, к примеру, несколько лет назад, когда вокруг Николаевского собора в Ницце разгорелся судебный спор. Этот величественный храм, один из важнейших памятников русского культурного наследия за границей, оказался в центре борьбы за право собственности. После Русской революции 1917 года правовой статус бывшей имперской собственности оказался неопределённым. Многие объекты переходили из рук в руки, но собор был передан приходу во временное пользование – до момента падения коммунистического режима. Однако ключевой документ, подтверждающий этот статус, оказался далеко – в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в США. Когда несколько лет назад была предпринята попытка передать храм в пользу неопределённой группы лиц, российская община подняла все имеющиеся документы. Суду было представлено доказательство, что соглашение о временном пользовании потеряло силу после 1991 года, и Николаевский собор законно остаётся в собственности Российской Федерации.

Но просто знать мало, важно рассказать и привлечь внимание. Мы ведём лекции, семинары, пишем статьи, выпускаем книги, публикуем материалы в СМИ и соцсетях. Так мы делаем культурное наследие доступным, вызываем интерес у широкой аудитории и привлекаем людей к его сохранению.

Фото: Александр Молодин

Работаем не в одиночку: сотрудничаем с реставраторами, фондами, посольствами, местными властями. Где-то удаётся спасти объект через официальные каналы, а где-то приходится подключать общественность и буквально бороться за его сохранение. В 2019 году в Сан-Франциско разгорелся скандал вокруг монументальных фресок Виктора Арнаутова в школе имени Джорджа Вашингтона. Эти росписи, созданные в 1936 году русским художником-эмигрантом, долгие десятилетия считались выдающимся произведением искусства, рассказывающим сложную и противоречивую историю Америки. Однако внезапно они оказались под угрозой уничтожения. Поводом для возмущения некоторых активистов стало изображение Джорджа Вашингтона с чернокожими рабами и убитым индейцем. Хотя Арнаутов, будучи социалистом, критиковал мифологизированный образ американских отцов-основателей, в новой идеологической реальности фрески сочли «неприемлемыми».

Местные власти всерьёз обсуждали их уничтожение, несмотря на их историческую и художественную ценность. Наши соотечественники, зная об уникальности работы Арнаутова, развернули кампанию в защиту фресок. Петиции, акции и публичные выступления позволили добиться компромисса: вместо уничтожения фрески закрыли специальными щитами, скрывая их от глаз учеников. Но время шло, и борьба за сохранение наследия продолжалась. Давление общественности, историков и искусствоведов дало свои плоды – щитовые панели были сняты, и фрески вновь стали доступны для обозрения. Так удалось защитить это выдающееся произведение монументального искусства, несмотря на политические веяния и культурные споры. Главное – не дать русскому наследию исчезнуть.

Подробнее: Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих

– Что входит в понятие «российское культурное наследие»?

– Российское культурное наследие за границей – это материальные свидетельства истории, оставленные нашими соотечественниками. Это храмы, крепости, кладбища, мемориалы, памятники, исторические здания и целые кварталы, связанные с русской культурой. Каждый из них отражает разные этапы российской истории – от военных походов до этнографических и научных экспедиций.

Некоторые объекты – шедевры архитектуры и монументально-декоративного искусства, созданные выдающимися русскими зодчими, художниками, инженерами. Другие хранят национальные традиции – старинные православные храмы, русские усадьбы, памятные места, вдохновившие писателей и поэтов.

Многие объекты связаны с ключевыми историческими событиями, будь то крепости первопроходцев, русские монастыри за границей или дома, где жили известные соотечественники. Особое место занимают мемориалы воинской славы, посвящённые русским солдатам, сражавшимся в войнах.

Каждый такой объект – это часть истории, которую важно сохранить, чтобы будущие поколения знали, как русская культура вплетена в мировое наследие.

Читайте также: Отец «Солнечного города». Как русский дворянин основал Санкт-Петербург в Америке

– Сколько таких объектов в мире может быть?

– Это вопрос, на который нет точного ответа, потому что полного реестра до сих пор не существует. Мы в «Жар-птице» уже несколько лет ведём системную работу по выявлению их, и сегодня в базе зарегистрировано около 2 500 объектов.

Но это лишь вершина айсберга. По нашим расчётам, основанным на плотности русской диаспоры и исторических данных, общее число объектов может достигать десяти тысяч!

И это по самым пессимистичным оценкам. Вот недавний пример: буквально вчера мы добавили данные о русских памятниках в Болгарии – только в одной этой стране насчитывается более 1 500 объектов российского культурного наследия, мемориалов и захоронений наших воинов, павших в Русско-турецкой войне и Великой Отечественной. А что говорить о странах, где шли особо ожесточённые бои? Белоруссия, Украина, Молдова, Австрия, Венгрия – там таких мест на порядок больше.

А если прибавить широкое распространение Русской православной церкви, картина становится ещё масштабнее. Русские приходы и храмы есть по всему миру, только в США их около тысячи!

Очевидно, что общее число 10 000 – это очень осторожная оценка. На самом деле объектов значительно больше, и наша задача – не только их найти и зафиксировать, но и сохранить их для будущих поколений.

Читайте также: Людмила Селинская: Жизнь в Зарубежье немыслима без веры

Чем занимается ассоциация «Жар-птица», которую вы возглавляете? 

 – Юридически мы организовались в конце прошлого года, а фактически существуем уже семь лет. Сейчас ассоциация объединяет десятки специалистов из Дании, Хорватии, Германии, Туниса, Казахстана, Италии, США, Польши, Молдовы, Франции, Китая.

 В состав её попечительского совета вошли такие уважаемые соотечественники, как князь Александр Трубецкой (Франция), президент Конгресса русских американцев Наталья Сабельник и председатель Всемирного конгресса соотечественников Михаил Дроздов (Китай).

Фото: Александр Молодин

Ассоциация «Жар-птица» сейчас проводит конкурс эссе «Там русский дух…». Чему он посвящён?

– Конкурс «Там русский дух…» – это уникальная возможность собрать малоизвестные, но важные объекты российского культурно-исторического наследия по всему миру. Мы все знаем о таких символах, как Пантелеимонов монастырь на Афоне или памятник Воину-освободителю в Берлине, но вокруг нас тысячи других объектов, о которых знают только местные жители. Наш конкурс даёт шанс раскрыть эти истории, зафиксировать их и передать профессиональным историкам для изучения и публикации.

Поступают работы из самых разных стран – от Молдовы и Турции до Италии, Сербии, Австралии и даже Албании. География охвата растёт, и с каждым новым эссе мы открываем неизвестные страницы истории.

В конкурсе три номинации. Основная – «Там русский дух...», посвящённая любым объектам культурно-исторического наследия. Вторая, «Дорогами Великой Победы», собирает материалы о памятниках и местах, связанных с Великой Отечественной войной. Третья – «История моего прихода», посвящённая русским православным храмам и духовным центрам по всему миру.

Присылают самые неожиданные истории. Например, недавно из Австралии нам отправили эссе о памятнике настоящему богатырю «Русский Джек». Это история о золотоискателе из России, который в начале XX века тащил своего раненого товарища через раскалённую пустыню на одноколёсной тачке десятки километров до ближайшего фельдшера. В честь этого подвига в Австралии установили памятник как символ товарищества и взаимопомощи.

И таких историй очень много! Мы уже получили десятки эссе о неизвестных храмах, мемориалах, кладбищах, памятниках русским морякам, воинам, путешественникам. Это колоссальный пласт истории, который раньше был известен лишь узкому кругу, но теперь становится достоянием широкой общественности. Любой человек, знающий о таком месте, может заполнить простую форму, рассказать свою историю, а дальше мы с проверим, уточним и опубликуем её на карте российского культурного наследия в приложении Жар-птица.

Этот конкурс – не просто сбор эссе, это настоящая историческая разведка! И каждый, кто участвует, становится соавтором большой книги русского наследия в мире.

Читайте также: 100-летие Русского исхода: вклад русской эмиграции в науку, культуру и образование зарубежных стран

Вы только что упомянули мобильное приложение «Жар-птица». Расскажите, пожалуйста, о нём

– О да! Собрать информацию в единую базу данных – это только полдела. Важно сделать её доступной и удобной для каждого. Ведь не все будут копаться в каталогах, настраивать сотни фильтров и проводить поиски в реестре. Поэтому мы создали мобильное приложение «Жар-птица», которое превращает культурное наследие в живой и интерактивный опыт.

Приложение отображает все объекты реестра прямо на карте. Где бы вы ни находились, оно покажет исторические памятники, храмы, мемориалы и другие объекты вокруг вас. Можно сразу открыть подробное описание, посмотреть фотографии, узнать контакты ответственных лиц, а если захотите – проложить маршрут и лично посетить место.

Но «Жар-птица» – это не просто просветительский инструмент, а ещё и мощный инструмент сохранения. Во-первых, прямо в приложении можно добавить новый объект. Если вы узнали о памятнике или мемориале, которого нет в базе, достаточно нажать «Добавить», и информация поступит к нам. Мы её проверим, уточним детали и опубликуем, сделав объект доступным для всех.

Фото: Александр Молодин

Во-вторых, мы внедрили систему мониторинга состояния объектов. Если вы находитесь рядом, можно отметить посещение (чекин), оценить состояние памятника и оставить комментарий. Эта информация попадает в базу, и, если что-то начинает разрушаться или требует вмешательства, мы получаем тревожный сигнал и можем вовремя предпринять меры по защите. То есть теперь любой пользователь может стать исследователем и внести свой вклад в сохранение объектов культурного наследия.

Но на этом мы не остановились! Мы хотели, чтобы посещение объектов культурного наследия превратилось в настоящее увлекательное приключение. За чекины пользователи получают игровые баллы, а в личном кабинете формируется ваша личная карта путешествий – список всех посещённых объектов.


Помните, как несколько лет назад все ловили Покемонов? Вот теперь можно ловить не японских персонажей, а наше российское культурно-историческое наследие. Можно поделиться своими находками с друзьями, спланировать новые поездки.


Идём дальше – теперь в приложении появились тематические маршруты. Они удобно группируют объекты по темам и строят логичный путь их посещения. Уже доступны, например, «Одноэтажная Америка» по следам Ильфа и Петрова или «Русские святыни Кипра». А скоро появится «Дорогами Великой Победы» – маршрут по знаковым местам, связанным с подвигами наших соотечественников в Великой Отечественной войне. Обещаю, что маршрутов будет много и они будут замечательные познавательные и увлекательные.

Получается, что приложение «Жар-птица» – это не просто навигатор по истории, а настоящий культурный квест. С одной стороны, тысячи наших соотечественников участвуют в сохранении русского наследия, а с другой – каждое посещение превращается в игру, в которой можно открывать для себя новые страницы истории.

– Вы руководите Ассоциацией в достаточно непростое время. Как справляетесь с вызовами времени, живя и работая в США и сотрудничая в то же время с российскими организациями?

Я давно привык жить на два мира. С 2004 года я постоянно разрывался между Россией и США, а в 2017 году окончательно переехал. Этот опыт помогает мне понимать и русскую, и американскую реальность, что особенно важно в нынешних условиях.

Вызовы есть всегда, и они как маятник – качаются в разные стороны. Сегодня кажется, что всё против нас, а завтра – ситуация меняется кардинально.

Именно так я воспринимаю и свою работу. Мы сохраняем русскую культуру, историческую память, поддерживаем соотечественников – это ценности, которые не зависят от политической конъюнктуры. Важно просто продолжать делать своё дело, понимая, что всё в мире циклично, и ничто не длится вечно.

– Вы являетесь членом правления Конгресса русских американцев. Что представляет собой сегодня это наиболее известная в русской диаспоре организация, созданная в последней трети ХХ века?

– Интересно, что вы задали этот вопрос именно сейчас – буквально несколько недель назад я закончил работу над рукописью книги, посвящённой истории Конгресса, которая выйдет к его 50-летнему юбилею.

Конгресс русских американцев был создан в разгар холодной войны, когда слово «русский» для многих американцев автоматически означало «коммунист». Тогда перед организацией стояла ключевая задача – показать, что русская культура, искусство, история и традиции существовали до и вне советской идеологии. Члены КРА устраивали фестивали, публикации, устанавливали памятники, проводили культурные и образовательные мероприятия.

С 1991 года, когда Советский Союз распался, смысл работы Конгресса изменился. Мы поняли, что теперь главная миссия – гуманитарная. Сегодня Конгресс активно поддерживает русскую диаспору, помогает детям учить и любить русский язык, историю и культуру, организует стипендии для студентов, оказывает помощь в лечении и решении бытовых вопросов, проводит фандрайзинговые инициативы.

Спустя пять десятилетий Конгресс русских американцев остаётся крепкой организацией, играющей важную роль в жизни русскоязычного сообщества в США. Мы не просто сохраняем русскую культуру за океаном – мы создаём условия, в которых она продолжает жить и развиваться.

Читайте также: Сделать русское присутствие в Америке более заметным

Вы многодетный отец… Своих детей воспитываете в русских традициях?

– Да, у нас с супругой четверо сыновей, и для нас было принципиально важно, чтобы они родились в России. Мы хотели, чтобы их жизнь с самого начала была связана с родной культурой.

Сейчас, живя в США, мы стараемся делать так, чтобы русская культура была естественной частью их жизни. Каждые выходные всей семьёй отправляемся знакомиться с русским наследием в Америке – посещаем старые храмы, русские кварталы, памятники, связанные с нашей историей. И знаете, это работает!

Фото: Александр Молодин

Многие родители жалуются, что дети отказываются говорить по-русски, не понимают, зачем сохранять идентичность. Да, среда влияет, и русский язык объективно сложнее английского. Но если ребёнок живо чувствует культуру, видит её вокруг, участвует в традициях, он воспринимает русскость как естественную часть своей жизни. Наши дети – билингвы, но, когда их спрашивают: «Какой твой язык?», они без колебаний отвечают: «русский».

Вы по роду своей деятельности и в качестве члена Всемирного координационного совета российских соотечественников знаете о работе с соотечественниками не понаслышке. Какой формат работы, связанной с укреплением национальной идентичности за рубежом, на ваш взгляд, самый эффективный?

Национальная идентичность не сохраняется сама по себе – её нужно взращивать, передавать и наполнять смыслом. И чем больше мы вкладываем усилий в сохранение нашего культурно-исторического наследия, тем сильнее наша связь с Родиной, даже находясь за тысячи километров от неё.

Я вижу, что лучше всего работают проекты, которые вовлекают людей в живое участие. Это не просто лекции и книги это конкурсы, экспедиции, посещения объектов наследия, маршруты, игровые механики, которые делают сохранение русской культуры доступным, увлекательным и интересным каждому. Простой пример – наш конкурс эссе «Там русский дух…». Люди не просто читают о наследии, а сами становятся его исследователями, открывая малоизвестные объекты в своих странах.

Но есть и проблемы. Одна из главных – разобщённость русскоязычного сообщества. Мы живём в век информационных перегрузок, и просто создать архив или базу данных недостаточно – важно объединять людей через эмоции, личный опыт, участие. Именно поэтому так важны проекты, которые не только информируют, но и дают возможность каждому стать частью большого дела.

Культурное наследие – это не абстрактная тема для специалистов. Это наша живая история, наш фундамент, и, если мы не будем его поддерживать, завтра его может просто не стать. Поэтому каждый может внести свой вклад, даже просто рассказывая своим детям, ухаживая за памятниками, участвуя в конкурсах, фиксируя исторические объекты. Мы все – хранители нашей культуры, и от нас зависит, увидят ли её будущие поколения.

Читайте также: Глава Русского культурного центра на Аляске: «Наши двери открыты для всех»

 

Также по теме

Новые публикации

Учащиеся из Луганска посетили турецкую Анталью в рамках межшкольного обмена, пишет dikGAZETE. Турецкие чиновники дали понять, что они де-факто признают ЛНР частью России. Это важный результат публичной дипломатии, которую проводит Донбасс, отмечает автор.
Лишь в ХХ веке во всём мире начали серьёзно изучать эпос и сказки. И русская филологическая школа была здесь на передовых позициях. Одним из светил фольклористики, чьи работы перевернули устоявшийся взгляд на то, чем на самом деле является народная сказка, был советский филолог Владимир Пропп; 28 апреля отмечается его 130-летие.
Всероссийский конкурс «Родная игрушка», стартовавший в ноябре прошлого года, всколыхнул всю страну. Заявки пришли из 89 регионов, к проекту подключились десятки тысяч мастеров. Для многих стало откровением, что подлинно народная игрушка, продолжающая древние традиции, живёт и развивается.
Николай Сергеевич Трубецкой – российский языковед, этнограф, историк и философ. В языкознании он разработал фонологическую теорию и стал одним из основоположников структурной лингвистики. Широкой публике он больше известен как один из основателей евразийства.
«Он сражался во имя красоты, веря, что танец – не демонстрация превосходного исполнения, а искусство поэтических образов», – так один из исследователей танца отозвался о мастерстве балетмейстера Михаила Фокина. Реформатор русского и европейского балета оставил после себя 70 постановок, где неразрывно сосуществовали вместе с танцем изобразительное искусство и музыка.
Более 5000 художественных работ – картины, скульптуры, графика, фрески, мозаика, панно. Его картины хранятся в музеях и галереях разных стран, скульптуры украшают площади нескольких мировых центров, а выставки проходят ежегодно как в России, так и по всему миру. В своих работах он хотел запечатлеть историю, откликаясь на события, которые трогали его душу.
21 апреля стартовал очередной этап проекта «Восходящие звёзды», который проходит при поддержке фонда «Русский мир». На этот раз российских молодых музыкантов ждут в Индии, Бангладеш и Малайзии. ОБ этой программе и дальнейших планах рассказывает преподаватель Московской консерватории Маргарита Каратыгина