EN
 / Главная / Публикации / Конкурс «Расскажи о своей Родине»: как дети становятся послами своей страны

Конкурс «Расскажи о своей Родине»: как дети становятся послами своей страны

Алла Шеляпина15.02.2023

Фото: пресс-служба Минпросвещения России / edu.gov.ru (CC BY 4.0)###https://edu.gov.ru/press/4313/trampliny-razvitiya-professionalnye-konkursy-stali-glavnoy-temoy-oktyabrskogo-nomera-elektronnogo-zhurnala-vestnik-obrazovaniya-minprosvescheniya-rossii/

Глава оргкомитета конкурса «Расскажи о своей Родине» Екатерина Аверкиева уверена: конкурс создаёт атмосферу доверия и заинтересованности друг в друге людей из разных стран. Никому ничего не навязывая, наоборот, приглашая с открытым сердцем и душой дружить как можно больше новых друзей из разных стран.

– Как возникла идея конкурса и для кого вы его проводите?

– У нас нет возрастных ограничений. Но преимущественно участвуют школьники и студенты. Нашим конкурсом очень хотелось научить детей видеть вокруг хорошее. Потому что очень часто мы акцентируемся на том, что не так в нашей жизни. Но если люди с детства научатся видеть вокруг хорошее, они будут более счастливыми.

Дети, создавая свои работы и рассказывая о своей родине, находили то, чем они гордятся. Мне самой далеко не всё равно, что думают о нашей стране в мире. Я хотела показать, чем мы живём, чем мы дышим, россияне. Когда дети рассказывают о своей жизни простым, очень искренним языком – это по-настоящему трогает душу. Поэтому изначально все работы были двуязычными: на русском и субтитры на английском. Ведь в первом конкурсе принимали участие только российские школьники и назывался он «Расскажи миру о своей России». Но к нам начали поступать работы и зарубежных ребят. Они как-то узнавали о нас, присылали работы и о России, и о своей стране проживания. Хотя специально мы никого за рубежом не информировали. И мне стало понятно, что есть такой запрос.

– Конечно, формировать единое доброжелательное поле общения людей из разных стран, особенно соединяя россиян и русскоязычных за рубежом, очень ценно сегодня.

– Это как визит в гости. Когда ты приходишь в чужой дом, ты же не рассказываешь только о себе. Обязательно спросишь хозяина о его доме, жизни, семье. Это просто хорошие манеры. Так и здесь: если мы хотим рассказывать всему миру про Россию, то мы должны в свою очередь попросить рассказать людей о своей стране. Поэтому наш конкурс стал называться «Расскажи миру о своей Родине» и приобрёл статус международного. И к нам начали поступать работы от наших соотечественников, иностранцев из-за рубежа, иностранных студентов, обучающихся в России.

– Это единственный конкурс, который проводит ваша организация?

– Нет. Первым был конкурс «Гимн России понятными словами». Теперь уже он входит в проект патриотического воспитания Министерства образования РФ. Но шесть лет назад, когда мы начали его проводить, мы первые обратили внимание на то, что дети выучивают текст нашего гимна, зачастую не понимая смысла некоторых слов или терминов. Даже ученики колледжей нам говорили, что, например, «держава» – это войско по-старорусски.

По условиям конкурса дети должны были брать слова, в которых они не уверены или смысла которых не знают, и разбирать их значение, используя словарь, примеры употребления в текстах, семантику, этимологию. Результатом такого разбора и понимания служит «страничка-объясняшка» или «видеообъясняшка» всех непонятных ему слов гимна.

У нас есть определённые требования к оформлению таких «объясняшек», их структуре и наполнению. Есть подробные методические материалы к подготовке итогового материала. В результате такой исследовательской работы ребёнок сам лучше понимает весь глубинный смысл текста гимна. В последнем, шестом, конкурсе приняло участие более 4,5 тысяч человек из 88 регионов страны, включая уже и новые территории.

– Что главное даёт ребятам ваш конкурс?

– Мы стараемся сделать полезными работы ребят для других людей. Нам важно, чтобы ребёнок осознавал, что он вносит свой личный вклад в полезное дело. Например, наши «объясняшки» могут использовать учителя в младших классах на уроках патриотического воспитания, педагоги дополнительного образования. Каждый участник получает от нас именной сертификат и благодарность. Нам очень важно, чтобы под крыльями нашей любви ребёнок вырос в достойного члена общества, искренне гордился своей страной. Кроме того, в рамках участия в конкурсе «Расскажи миру о своей Родине» дети становятся послами своей страны, не только всей России, но прежде всего малой родины, того места, где они живут.

Мы обязательно публикуем работы в сети Интернет: в наших соцсетях, на сайтах партнёрских организаций. Организуем выставки в федеральных учреждениях органов власти, на площадках проведения крупных мероприятий. Например, мы организовали выставку во время недавнего шестого съезда Национальной родительской ассоциации, куда съехались делегаты из 70 регионов страны, на партнёрской площадке там работали представители 53 организаций. И все они увидели результаты работы многих наших конкурсантов, не только победителей.

– Кто вам помогает в отборе конкурсных работ, в продвижении?

– Московский педагогический государственный университет – наш ключевой партнёр. Все организационно-технические задачи на конкурсе выполняют студенты-волонтёры. Как будущие педагоги, они получают здесь огромную практику организации и проведения воспитательной работы, и даже сами начинают лучше учиться. А наш конкурс без их помощи просто не состоялся бы.

После первого отбора по соответствию техническому заданию к оценке присланных работ подключаются наши эксперты – их более 100. И уже на финальном этапе из 5 – 7 работ в каждой возрастной категории выбираются победители членами финального жюри. На этом этапе к нам подключаются наши партнёры из Россотрудничества, Комитета по делам семьи, женщин и детей Государственной Думы, Национальной родительской ассоциации и других федеральных организаций. Таким образом формируется итоговый список победителей. Но для нас каждый участник – большая ценность, поэтому мы благодарны им всем.

– О чём рассказывают наши соотечественники? Какие работы из-за рубежа вам особенно понравились?

– Они все талантливы и очень искренни. Некоторые дети участвуют в конкурсе уже по два-три раза. Николай Сэфсик из Техаса участвует в нашем конкурсе с 2019 года – тогда он стал победителем. Он написал очень трогательное сопроводительное письмо к своему ролику: «Техас – это моя вторая Родина, так как я живу в 2 странах. Когда я нахожусь в Техасе, я часто рассказываю местным жителям, какая удивительная и прекрасная наша страна – Россия, какие здесь хорошие люди и какой у нас красивый город Сарапул и река Кама». Сарапул – это недалеко от Ижевска, Удмуртия.

Ребята рассказывают каждый свою историю. Например, Михаил-Акила Гао из Китая, победитель во второй возрастной категории 2021 года, пишет: «У меня две родины. Потому что папа из России, а мама из Китая. А живу я в городе Харбин, построенном русскими сотрудниками КВЖД». Здесь есть памятники русским солдатам, павшим во время Второй мировой войны, и Миша говорит, что жители чтят их память. Дальше он рассказывает в своём ролике о том, чем его город и Китай в целом связаны с Россией.

Восьмилетний победитель 2022 года из Даугавпилса (Латвия) Анри Андреев с любовью рассказывает о своём родном городе, его истории, дублируя ролик на латышском языке субтитрами. В нём он показывает уже снесённый монумент солдатам Советской армии, освободившим Латвию от фашистов.

Мы приглашаем всех принять участие в конкурсе и присылать свои работы нам на почту. С условиями конкурса и техническими требованиями к работам можно ознакомиться на сайте.

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева