EN
 / Главная / Публикации / Ректор Донецкого университета: «Наш вуз является системообразующим в Донбассе»

Ректор Донецкого университета: «Наш вуз является системообразующим в Донбассе»

Редакция портала «Русский мир»24.10.2020

Донецкий национальный университет сегодня – это ведущий научный и образовательный центр Донецкой Народной Республики. Несмотря на тяжёлые времена, которые вуз пережил в 2014 году, когда в Донбассе шли бои, университет сохранил кадры и продолжает полноценную работу. На 13 факультетах сегодня ведётся преподавание по 158 научным специальностям, здесь работают порядка 2 тыс. сотрудников, учатся более 16 тыс. студентов, а набор на первый курс в этом году составил порядка шести с половиной тысяч.

О том, как удалось сохранить университет в Донецке, и о перспективах его развития «Русский мир» поговорил с ректором ДонНУ доктором физико-математических наук, профессором Светланой БеспаловойНо начали мы беседу с вопроса о совместном проекте университета и фонда «Русский мир» – Мультимедиацентре ДонНУ , открывшемся ровно два года назад, 24 октября 2018 года.

– Расскажите о работе Мультимедиацентра ДонНУ, которому исполнилось уже два года. Насколько он оказался востребованным?

 Мультимедиацентр открыт в ДонНУ с целью продвижения идеологии Русского мира, распространения русского языка, культуры, духовных и эстетических традиций России в нашем многонациональном регионе. Развитие Мультимедиацентра предполагало создание университетской телестудии – в прошлом году при поддержке фонда «Русский мир» она была открыта. К работе телестудии мы привлекаем сотрудников и студентов кафедры журналистики, кафедры политологии, а также многих кафедр филологического, исторического и других факультетов.

На открытии Мультимедиацентра ДонНУ, 2018 г.

Наша студия будет освещать, прежде всего, образовательные проекты, проекты в области духовного и патриотического воспитания, рассказывать о студенческой жизни и, конечно, о важных событиях, происходящих в Донбассе.

Но это только одно из направлений работы Мультимедиацентра. Мы сейчас задумываем создание студенческого радио, молодёжных интернет-изданий, хотелось бы также создать в университете кинозал, где мы смогли бы, в том числе, демонстрировать фильмы об истории и культуре России, показывать последние новинки российского кино. Ещё у нас в проекте качественная модернизация типографии, потому что книгоиздание сейчас – важное направление идеологической работы, её нужно восстановить и развить в издательство.

Кроме того, с Мультимедиацентром связана работа культурно-просветительского Есенинского центра, который мы открыли совместно с Рязанским государственным университетом имени С. А. Есенина. Здесь студенты представляют свои научные исследования, посвящённые Есенину, проходят конкурсы и фестивали, в которых участвуют студенты ДонНУ и других вузов Донецкой и Луганской Народных Республик, России, ряда зарубежных стран.

В Мультимедиацентре проходят круглые столы, конференции, а самым крупным проектом стала традиция проведения получивших самое широкое признание Международных форумов «Русский мир и Донбасс: от сотрудничества к интеграции». Первый форум состоялся в 2018 г., а в этом году он пройдёт уже в третий раз.

Форум «Русский мир и Донбасс: от сотрудничества к интеграции образования, науки, инноваций и культуры», 2018 г.

В рамках форума мы устраиваем «Донецкие чтения» – это наша традиционная многопрофильная конференция, инициированная в 2015 году, где представляют свои работы преподаватели и научные сотрудники, специалисты-практики, молодые учёные и аспиранты по всем тем научно-образовательным направлениям, которые существуют в университете, а их у нас 158.

– То есть у вас готовят по всем основным научным профилям?

– Да, а кроме того, с присоединением к нашему вузу в 2019 году Педагогического института Донецкий университет стал ещё и центром подготовки учителей для всего региона, начиная от дошкольного уровня. Действует у нас и центр юридического образования, у нас есть совместные программы подготовки специалистов с прокуратурой, Министерством юстиции, другими министерствами, органами государственной власти ДНР и т. д.

Гуманитарное образование у нас представлено многими факультетами – историками, филологами, факультетом иностранных языков. Естественно-научные факультеты – биологи, химики, физики, IT-технологии. Такой классический многопрофильный университет является системообразующим в Донбассе – он готовит кадры самого высокого уровня для всех сфер. Кадры для промышленности, финансово-экономического сектора, для образования, культуры, науки, средств массовой информации, органов управления.

Закономерно, что Мультимедиацентр создан именно в нашем университете. Я начала говорить о форуме, который проходит в Мультимедиацентре. Помимо конференции конференции с преимущественно научной тематикой в его рамках мы обязательно проводим ещё одну конференцию, посвящённую идеологическим вопросам. В прошлом году у нас проходила конференция, посвящённая духовно-нравственному воспитанию молодёжи. Также у нас проходила конференция по информационному противоборству, где изучались методология и технологии противодействия информационным атакам, которые ведутся против Донбасса и Русского мира.

Светлана Беспалова, ректор Донецкого национального университета. Фото: donnu.ru

В этом году у нас запланирована конференция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и вкладу Донбасса в общую победу советского народа. В 1941 году в Донбассе были сформированы три шахтёрские дивизии, которые героически сражались на многих фронтах, а на территории Донбасса в период оккупации действовало подполье. Кроме того, с первых дней войны на фронт ушли многие студенты и сотрудники Сталинского государственного педагогического института, от которого берёт начало наш университет. В рамках конференции у нас пройдут круглые столы, посвящённые исторической памяти и фальсификации истории, – очень важно всё это донести до молодёжи.

– Ваши студенты патриотично настроены? Их нужно как-то дополнительно мотивировать?

– Студенты после 2014 года существенно отличаются от тех, которые были до войны. Раньше студенты были более беспечны, а сегодня они лучше понимают, что им нужно получать знания, и ценят профессионализм.

Нынешние ребята стали более серьёзными, они понимают, что они из Донбасса, хотя у нас есть студенты и с территории Украины. Конечно, они другие – знают, что такое война, они видели, сколько детей у нас погибло (у нас в городе есть Аллея ангелов – там имена более сотни детей, которые погибли во время военных действий).

Приём в студенческое братство. Фото: donnu.ru

– Абитуриенты с территории Украины тоже продолжают поступать в Донецкий университет?

– Да, они до сих пор поступают, правда, в этом году из-за закрытия границы их было меньше. Но в основном это студенты, которые в 2014 году выехали на территорию Украины вместе с родителями. После окончания острой фазы войны многие вернулись.

Наше образование выше уровнем, чем во многих регионах Украины, ведь Донецкий национальный университет был самым крупным в Донбассе, входил в девятку лучших классических университетов Украины и в международный рейтинг топ-700 лучших университетов мира. Ну, и кроме того, многие мотивированы учиться именно у нас, потому что они из русскоязычных семей и хотят получать знания на русском языке.

У нас многонациональный и многомиллионный регион, к тому же в 1965 году для обеспечения Донбасса научными кадрами был создан Донецкий научный центр Академии наук Украины, включающий порядка десяти научных институтов. В те годы сюда приехали работать ряд видных учёных и молодые талантливые специалисты изо всех уголков Советского Союза. Многие из них одновременно возглавили кафедры в нашем Педагогическом институте, который затем был преобразован в университет.

Конечно, в 2014 году вуз пострадал, но вместе с тем начался и новый этап его истории. Университет перешёл под юрисдикцию Донецкой Народной Республики, параллельно была история с с предпринятой киевскими властями эвакуацией вузов из Донбасса. Украинский клон нашего вуза находится в Виннице, и порядка трети профессорско-преподавательского состава перешло на работу туда. Правда, многие остаются жить в Донецке и наезжают в Винницу работать вахтовым методом, что, как вы понимаете, не способствует достижению сколь-либо достойного уровня образования. В основном там преподаются гуманитарные предметы. Многие преподаватели уже не первый год просятся назад.

Здание ДонНУ. Фото: bigmir.net

– Студенты из дальнего и ближнего зарубежья у вас тоже учатся?

– До войны у нас было достаточно много иностранных студентов. С началом военных действий их у нас почти не осталось. Но сейчас мы вновь стараемся привлечь иностранцев, у нас сохраняется иностранный факультет как подготовительное отделение для нашего и других вузов республики, мы задумываемся о его реанимации. Желающие уже есть – из стран СНГ, Азии, из Сирии. Сейчас мы продумываем, как нам их принять – всё дело за миграционной службой, необходимо дать им возможность приезжать и учиться легитимно. Я думаю, в ближайшей перспективе мы этот вопрос решим.

– На какие факультеты сейчас самый высокий конкурс?

– Это юриспруденция – у нас заново создаются государственные органы, и республика нуждается в подготовленных кадрах. А вообще, средний конкурс по университету – три-четыре человека на место.

– В ДонНУ реализуется программа создания «Цифрового университета». Сейчас это очень актуальная тема. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

– Эта программа охватывает четыре направления: цифровизация образовательной деятельности, научных исследований, управления университетом, наконец, развитие материально-технической базы для осуществления этой самой цифровизации.

Цифровизация образования предполагает введение дистанционного обучения. Если вы зайдёте на наш сайт, то увидите там огромное количество дистанционных курсов. Работа в период пандемии была очень напряжённой – перевести в короткий срок такое количество студентов на дистанционный режим непросто, но мы справились с этой задачей.

Все заседания учёных советов, аттестационные комиссии, а я являюсь председателем Совета ректоров вузов ДНР, у нас тоже проходили в удалённом режиме.

Что касается управления, то у нас есть собственная разработка – программа «Абитуриент», которую мы модернизировали, введя туда личные кабинеты, в которой могли регистрироваться наши абитуриенты, а также школьники. Также у нас есть блок цифрового финансового менеджмента, где работают сотрудники отдела кадров и бухгалтерии. Мы активно работаем над созданием единой системы компьютерного менеджмента во всех сферах деятельности вуза.

– Украина оборвала с вами все связи – давайте поговорим о связях с коллегами из России. Какое-то научное сотрудничество с российскими вузами ведёте?

– К сожалению, официально, как юридическое лицо, мы на данный момент ещё не можем участвовать в научных исследованиях, финансируемых Россией. Но потенциал у нас вне всяких сомнений есть, и уже есть конкретные предложения. Отдельные наши учёные частным образом ездят в Россию на стажировку, например в Дубну, участвуют в исследованиях и написании совместных научных статей, но официального участия научных групп в грантовых программах – этого на сегодня нет. Но не могу не сказать, что у нашего сотрудничества с вузовским и научно- промышленным сообществом России самые серьёзные и взаимовыгодные перспективы. При всех выпавших на нашу долю сложностях и лишениях мы сохранили потенциал ведущих научных школ, по ряду направлений в университете сегодня выполнены инновационные разработки приоритетного мирового уровня. У нас замечательные, отмечаемые коллегами из ведущих российских университетов, успехи в студенческой науке, которые говорят о высоком качестве подготовки, потенциале и креативности наших выпускников. Об этом же свидетельствуют поступающие им многочисленные предложения стать магистрантами и аспирантами российских университетов первой линейки.

На встрече в фонде «Русский мир». Исполнительный директор В. Кочин вручил С. Беспаловой почётный знак фонда «За активную работу», 2020 г.

– Дипломы ДонНУ уже признаются в России?

– В 2014 году наш университет оказался в сложном положении. Вуз в трактовке киевских властей официально перевели в Винницу, преподавателей запугивали, был издан указ об уголовном преследовании тех, кто останется преподавать в Донецке. Это был политический проект уничтожения высшего образования в Донбассе. К тому же город обстреливали, и многие преподаватели действительно опасались. Тогда действовал дистанционный режим обучения, мы даже не могли понять, сколько у нас студентов. Тем не менее мы начали учебный год осенью 2014 года. В этой ситуации большую помощь нам оказала Россия – всё академическое сообщество: ректоры вузов, российское Министерство образования и науки.

Был реализован проект двойных дипломов. У нас установилось хорошее сотрудничество с Южным федеральным университетом (ЮФУ) – наши магистранты в последние полгода магистратуры могли поступать в экстернат ЮФУ, Донского государственного технического университета, Воронежского госуниверситета, Крымского федерального университета, где они защищали магистерские работы и сдавали государственные экзамены. Таким образом, студенты одновременно получали диплом Донецкого национального университета и одного из российских университетов, правда, для этого приходилось серьёзно потрудиться.

Кроме того, по указу Президента России о признании всех документов Донецкой Народной Республики на территории России все документы об образовании, выданные в ДНР, признаются на территории Российской Федерации.

В течение пяти лет мы перестраивали наши программы под стандарты Российской Федерации, и с 2018-19 года начали процесс аккредитации магистерских программ в Рособрнадзоре. Семьдесят пять процентов магистерских программ уже прошли аккредитацию. Это значит, что наши выпускники теперь получают дипломы ДонНУ российского образца, а наш университет является субъектом российского образовательного пространства.

Коллективом университета проделана огромная работа по развитию и становлению вуза, в осуществимость которой ещё не так давно трудно было поверить. Но талант, трудолюбие, интеллектуальный потенциал нашего коллектива и поддержка на всех уровнях – от главы республики, правительства, Министерства образования и науки, научно-образовательного сообщества ДНР до самого широкого круга наших коллег, единомышленников, добрых друзей из всех уголков великой России, наших соратников из фонда «Русский мир» – это тот потенциал движения вперёд, который даёт основания для новых планов, новых надежд, новых свершений.

Это ориентир для нового этапа развития вуза как опорного центра образования, науки, культуры, духовности Донецкой Народной Республики, для реализации Донецким национальным университетом своей миссии как интеллектуального звена Русского мира. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева