На Украине, несмотря на запреты и коронавирус, состоялся ХI фестиваль музыки и пения «Бархатный сезон»
Александр Кондряков01.10.2020
2020 год в истории проведения «Бархатного сезона» стал самым необычным, самым сложным. Вмешались внешние факторы, к музыке не имеющие никакого отношения.
Прежде всего, коронавирус, не пощадивший ни одну страну планеты.
Весь год организаторы жили надеждой, что эпидемия пойдёт на спад. Не дождались. Чуда не произошло. Более того, медики предупредили о второй волне эпидемии. Стало ясно, что в этом году необходимо менять формат проведения мероприятий фестиваля. Человечество в этом году приноровилось к ситуации и предложило массу вариантов существования в новых условиях.
Коль уж нельзя собраться вместе наяву, сделать это можно дистанционно. Оргкомитет фестиваля на этом варианте проведения «Бархатного сезона» и остановился, тем более технические возможности позволяли всё организовать без проблем. На том и порешили: сроки не менять – 29 – 30 сентября 2020 года. Резервным днём назначить 1 октября.
В этом году фестиваль-конкурс посвящён 180-летию со дня рождения П. И. Чайковского.
Пётр Ильич и Украина: на протяжении всей творческой жизни композитора они были неразделимы. Каменка и Браилов, Киев и Одесса – Чайковский любил бывать в этих местах. Более того, пребывание здесь удивительным образом отразилось на его творчестве. Украинские мотивы звучат во многих его произведениях. Ярким подтверждением этого является симфония № 2 до минор. Её часто называют «Малороссийской» или «Симфонией с журавлём». В финале симфонии звучит знаменитая украинская народная песня «Журавель» – отсюда и название. Если вам доведётся оказаться в винницком Браилове или черкасской Каменке, местные краеведы непременно покажут озёра, на берегах которых Петра Ильича посетили волшебные звуки «Лебединого озера». Тем более организаторов фестиваля удивил шум в Херсонской области, связанный с проведением «Бархатного сезона – 2020». В Херсоне фестиваль уютно чувствовал себя на протяжении четырёх предыдущих лет. И вдруг…
От начальника управления СБУ в Херсонской области поступил запрет на проведение международного праздника музыки. Официальное обоснование: «организатор Фестиваля Александр Кондряков (президент Международного педагогического клуба, сотрудничающего с неправительственным фондом «Русский мир»)». Неофициальное: Чайковский не тот композитор, писал на русском. Не стали мы выяснять логику нелогичных решений. Пусть это остаётся на совести ненавистников всего русского. Конкурс проводится дистанционно. Все запреты – самодеятельность невежественных чиновников. Правда, для того, чтобы облегчить труды неправедные работникам Службы, решили ни фамилий не публиковать, ни фотографий.
Читайте также: СБУ против учителей: в Херсоне запретили конкурс имени Чайковского
Конкурсная программа, как и планировалось, началась 29 сентября.
Чтобы предоставить возможность каждому участнику выступить на фестивале, было принято решение сократить выступления музыкантов до одного произведения.
С 10.00 до 18.00 конкурсному жюри удалось просмотреть выступление 63 музыкантов.
Наибольшее впечатление произвели на профессиональных судей конкурса:
гитаристка из Хмельницкого, исполнившая романс «Слеза дрожит» на стихи А. К. Толстого;
вокалистка из Одессы, исполнившая «Новогреческую песню» на слова А. Н. Майкова;
аккордеонист из Минска, исполнивший «Анастасия-вальс»;
флейтист из Риги исполнил «Апрель. Подснежник» из цикла П. И. Чайковского «Времена года»
К сожалению, по ходу конкурса выяснилось, что не все конкурсанты имели технические возможности выступить, а херсонцам, на всякий случай, порекомендовали взять паузу в этом году. Второй день конкурсной программы практически мало чем отличался от первого. И техника работала исправно, и заминок особых не было – всё же выстроить в очередь несколько десятков музыкантов и без больших потерь времени выслушать каждого оказалось делом непростым. Но это было самой большой проблемой фестиваля.
На экране блистали своим мастерством учителя музыки из Украины, Беларуси, Латвии, России и Италии.
Скрипачка из Ростова запомнилась исполнением «Итальянского каприччо»;
гитарист из Витебска виртуозно исполнил романс «Корольки»;
певица из Житомира запомнилась исполнением романса на стихи А. К. Толстого «Средь шумного бала»,
а гитаристка из Клина поразила трогательным исполнением фрагмента Сонаты № 2 – финальная часть, в основе которой легла украинская народная песня «Журавель».
Конкурсная программа завершилась глубоким вечером. В этот день выступило 72 участника. Из запланированного организаторам не удалось в этом году провести номинацию «Учитель – ученик», которая рассчитана была только на херсонских музыкантов, поскольку достаточно сложно привозить детей из дальних стран и городов. Неудобно, конечно, перед детьми и их наставниками, а также херсонскими музыкантами, несколько месяцев готовивших свои программы для «Бархатного сезона».
Но эти вопросы не к нам…
Итоги фестиваля-конкурса будут подводиться на протяжении двух дней.
Затем победителям, призёрам и участникам будут отправлены почтой заслуженные награды.
Ну, и для тех, кто будет внимательно читать репортаж о проведении фестиваля-конкурса музыки и пения «Бархатный сезон – 2020» и с лупой рассматривать фотографии участников – на БИС.
В исполнении организатора фестиваля Александра Кондрякова (президента Международного педагогического клуба, сотрудничающего с неправительственным фондом «Русский мир»): Пётр Ильич Чайковский «Неаполитанская песенка». Смычком водит рука Кремля…
С Международным днём музыки!