«Их послало нам само небо, а не море!». Как русские моряки спасали жителей итальянской Мессины
Редакция портала «Русский мир»24.03.2020
Российское Министерство обороны направило самолёты с военными медиками и медицинским оборудованием для жителей Италии, где наиболее острая ситуация с коронавирусом. Но сегодня уместно вспомнить ещё одну, подзабытую страницу подвига русских военных моряков, оказавшихся в 1908 году недалеко от итальянского города Мессина, когда там произошло страшное землетрясение.
28 декабря 1908 в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом произошло землетрясение магнитудой 7,5. В результате были разрушены города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и Пальми. Это землетрясение до сих пор считается сильнейшим в Европе: по разным данным тогда погибло от ста до двухсот тысяч человек.
Именно в эти дни в Средиземном море на военных учениях находились русские военные корабли: два линкора «Цесаревич» и «Слава» и крейсеры «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Причём их команда состояла главным образом из недавних выпускников Морского корпуса Петра Великого и Инженерного института. Такой состав объяснялся тем, что после завершения Русско-японской войны, в результате которой был обескровлен военно-морской флот, остро стал вопрос подготовки кадров для формирования командного состава боевых кораблей. Двухмесячные учения в Средиземном море как раз и должны были дать необходимый опыт вчерашним курсантам.
Но уже утром пришла ужасная весть: в Южной Италии и на Сицилии произошло страшное землетрясение. Жилые здания были разрушены, множество погибших, местные власти оказались в полном бессилии и обратились с мольбой о помощи к русскому адмиралу В. И. Литвинову, командовавшему отрядом.
«Адмирал тотчас же собрал к себе командиров и объявил, что вечером отряд снимется с якоря, чтобы к рассвету уже быть в Мессине. Это решение было восторженно встречено на судах. Трудно описать чувства, наполнявшие всех в эти моменты. Тут была и глубокая жалость, и искреннее желание помочь, насколько хватит сил, несчастным итальянцам, гостеприимством которых теперь пользовался отряд», – пишет мичман Манштейн. А к вечеру русские моряки уже знали страшные подробности: город Мессина разрушен почти до основания, практически все жители погребены под развалинами.
Чем ближе подходили к Мессине русские корабли, тем более ужасный вид открывался перед глазами моряков. Обвалившиеся стены, упавшие купола церквей, разрушенные дома… В некоторых местах полыхали пожары. А вдоль порта прямо у воды жались небольшие кучки людей. Что особенно поражало – в городе и порту царила жуткая тишина.
Даже на суда как будто передалось это состояние катастрофы – все говорили вполголоса и исполняли команды безмолвно. Многие снимали фуражки и крестились. А как только корабли встали на якорь, первые партии командного состава немедленно отправились на берег. На берегу картина оказалась ещё более удручающей.
Русские моряки немедленно приступили к работе. Тут же были организованы перевязочные пункты и своего рода госпиталь, куда стали доставлять раненых. Понятно, что ни врачей, ни санитаров катастрофически не хватало, так что офицеры и матросы сами ухаживали за ранеными и делали им перевязки. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи оказывали первую медицинскую помощь, делали операции и накладывали повязки. Именно такая немедленная помощь, пусть и выполненная не самым тщательным образом, спасла многие сотни жизней.
Ну а другая часть команды работала на развалинах, пытаясь вытащить и спасти как можно больше людей. Русские моряки пробирались туда, куда, казалось, просто невозможно пробраться, разбирали завалы вручную, рискуя собственной жизнью. Увы, некоторые не успевали выбраться из завалов и погибали вместе со своей ношей.
Вот что писал командир линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову: «…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера, в которой находился штабс-капитан Федоров, не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих».
Сотни раненых русские корабли вывозили в соседние города. Там команда закупала перевязочные материалы и дезинфицирующие средства и немедленно возвращалась в Мессину.
Итальянские газеты приводили слова местных жителей, которые так говорили о русских моряках: «Их послало нам само небо, а не море!».
Позже итальянские врачи написали морскому министру России: «…Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии… Да здравствует Россия!!!». Всего русскими моряками была оказана помощь около 2400 пострадавшим.