EN
 / Главная / Публикации / В сердце завода

В сердце завода

Сергей Виноградов22.01.2018

Промышленный туризм в последние годы набирает обороты в разных регионах России. И спрос даже превышает предложение, поскольку далеко не все спешат «ковать» модную тенденцию, пока горячо. Между тем туристы могут стать источником дополнительных доходов для глубинки и моногородов. Более того, приживающаяся в России мода на освоение и посещение промзон, многие из которых представляют собой памятники архитектуры, помогает поддержать интерес к отечественным товарам.

О том, как создать «страну чудес» в действующем цехе или на закрытом завода, как привлечь и чем увлечь туристов, говорили участники Межрегиональной конференции «Экскурсионное обслуживание. Промышленный туризм», которая прошла в Череповце. 

В музей через заводскую проходную

Город для встречи был выбран неслучайно. Череповец в последние годы вырвался в лидеры среди поклонников промышленного туризма. Много лет здесь искали свой туристический путь – то представляли городом художника Василия Верещагина, который родился в Череповце. 


 Череповецкий металлургический комбинат, доменный цех. Фото: chermk.severstal.com

Отремонтировали несколько дворянских домов, пытались сделать городом русских усадеб. А московские креативные агентства, приглашённые городской администрацией, предложили превратить показывать туристам сталинские и брежневские кварталы, назвав экскурсии «Назад в СССР». Ни одна из этих идей не выстрелила. 

В ходе опросов редкие гости высказывались вполне определенно: Череповец известен как один из центров чёрной металлургии и химии, хотим видеть заводы. После нескольких лет обсуждений и пробных экскурсий череповецкие металлурги выстроили рядом с комбинатом двухэтажный музей: гостям – информация, местной молодёжи – профориентация. 

Реальную жизнь комбината можно увидеть лишь в окно – она шумит за забором. А в стенах музея все стадии металлургического производства от камушка руды до гвоздя и корпуса холодильника представлены гораздо нагляднее. Никаких лекций и указок. Почти каждый экспонат превращается на глазах и даже рассказывает о себе человеческими голосом. Витрин тоже нет, вместо них экраны. В центре зала на втором этаже – гигантская доменная печь в разрезе.


В короткий срок Музей металлургической промышленности стал местным Лувром, в который гости едут едва ли не с вокзала. За два года работы музей посетили более 30 тысяч человек из 30 стран мира.

Как правило, инициаторами проектов в сфере промышленного туризма являются экскурсоводы и краеведы. Именно они приходят к директорам предприятий с просьбой пустить экскурсантов на промплощадку. И зачастую получают отказ. Производственникам эта сфера кажется неинтересной, овчинку не считают стоящей выделки. 

О том, как разговаривать с заводскими директорами, на конференции было сразу несколько докладов. В Ярославле, Рыбинске и других городах в переговорах с предприятиями участвуют представители городских администраций.

– Согласно нашим исследованиям, развитие промышленного туризма сдерживает несколько факторов, – заявила Ирина Иванова, руководитель консалтингового агентства из Ярославля. – Это незнание форм и технологий развития производственного туризма, опасения, что будет конфликт форматов на промплощадке, и неготовность самой площадки к приёму туристов. Между тем современная мировая тенденция такова, что промышленные площади проектируются для посещения туристами. Эта тенденция приходит и к нам. 

По словам Ивановой, в последние несколько лет её агентство получает множество заказов по разработке стратегии привлечения туристов на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. «Всё больше предприятий понимают, что туризм – очень действенный маркетинговый инструмент, повышающий узнаваемость предприятия и его продукции среди разных целевых аудиторий», – убеждена аналитик. 

Как красота делается

Последние 5–7 лет стали периодом расцвета российского промышленного туризма. Наиболее активно это направление развивается на тех предприятиях, где правила безопасности не столь строги и где помимо музейных бахил не нужно надевать каску и спецовку. 

На одной из московских фабрик, производящих мыло, шампунь и зубную пасту, туризм в последние годы составили существенную статью доходов. Экскурсии здесь проводятся ежедневно и не по одному разу в день. Придуманная турпрограмма «В гостях у Мойдодыра» и верно найденная сказочно-научная интонация превратили цех с заурядным химическим смешиванием в волшебный мир. На фабрике корреспонденту «Русского мира» рассказали о том, что на ближайшие две недели запись завершена. Также в Москве водят экскурсии по кондитерским фабрикам, предприятиям по производству игрушек, на ювелирных заводах и так далее.

 Вологодские кружевницы. Фото: booksite.ru

В российских регионах немалым спросом пользуются экскурсии на брендовые предприятия. Тульский пряник, ивановские ситцы, оренбургский платок, северная чернь… Можно воочию увидеть, как рождаются эти замечательные произведения искусства и ширпортреба одновременно. На предприятиях не скрывают, что цель экскурсий – коммерческая: после них в сувенирных магазинах выстраивают очереди.

Вологодские кружева знают все. Но как они производятся, прежде чем попасть на прилавок, много лет оставалось секретом. Уже несколько лет местные производители кружев пускают гостей в цеха. Промышленный туризм по-вологодски не ограничивается демонстрацией станков и другой техники и вырастает в попытку объяснить душу Русского Севера. 

– Экскурсии на производство были и раньше, но они ограничивались посещением музея, – рассказала нам директор кружевного предприятия Мария Агапова. – Мы в корне это изменили. Наши гости не только видят процесс производства, но и погружаются в него, в буквальном смысле становясь к станку. Чтобы попасть в зону интересов всех наших гостей, мы стараемся применять индивидуальный подход. Мужчины интересуются механизмами, женщины – готовой продукцией, а дети на ура воспринимают игру. 

По словам Марии Агаповой, гости иначе воспринимают продукцию после посещения фабрики. В частности, уже не сетуют на дороговизну, увидев затраченные усилия.    

Урал – заводской край

Считается, что родоначальником промышленного туризма стал американская компания по производству бурбона Jack Daniel’s. В 1866 году владельцы открыли завод и все его процессы для посетителей. Проект был имиджевым, там как бы говорили потребителям: осмотрите, нам нечего скрывать. К началу XX несколько десятилетий редкое предприятие в Америке и некоторых странах Европы отказывало желающим посетить производство. Закрытость стала дурным тоном. Впрочем, строгой периодичности такие экскурсии не имели, да и экскурсиями, строго говоря, не были. Скорее, народной инспекцией.

В Великобритании развитие промышленного туризма началось во второй половине XX века, когда многочисленные заводы викторианской эпохи стали закрываться из-за возраста и модернизации. В Ньюкасле, Бирмингеме, Ливерпуле и других дымных городах, населёных пролетариями, открылись десятки музеев, рассказывающих о том, как ковалось величие Британии.

Но сколько-нибудь заметным туристическим сегментом промышленное направление стало лишь в 80-е и 90-е годы. И спровоцировали его мировые автогиганты из Германии, чьи заводы вдруг стали модными для посещений. 

В России законодателем мод на рынке промышленного туризма стал Урал. Ещё в 90-е годы в правительстве Свердловской области объявили о работе над проектами по превращению заводских городков, основанных по указу Петра Великого и построенных промышленниками Демидовыми, в города-музеи. Но, как говорится, «гладко было на бумаге». По расчётам экономистов, превращение старого завода в достойный объект туристического посещения потребует не менее 60–90 миллионов рублей. И даже если удастся создать ажиотажный спрос, окупаемость займёт не менее 8 лет. Прямо скажем, не самая выгодная сфера для инвесторов.

Впрочем, некоторое движение в указанном направлении идёт, помогает и частная инициатива. Сегодня ближе других к такому статусу подошёл Каменск-Уральский. Город вырос в самом начале XVIII века вокруг железоделательного завода (его называют «Петровским первенцем»), открытого Петром I для военных целей. Первая пушка была отлита здесь в 1701 году, о чём гостям города сообщают буквально на каждом шагу. Заводской тематикой здесь пропитано всё. Даже храмы, исключая новоделы, сплошь заводские и были когда-то выстроены на средства рабочих или руководства Каменского завода.


Фестиваль колоколов в Каменск-Уральском. Фото: skc66.ru

Сегодня туристы едут сюда, чтобы узнать, как льют колокола. На колокольный фестиваль в город съезжаются десятки тысяч человек. В начале 90-х годов два работника местного алюминиевого завода открыли сначала небольшой колокольный цех, а после и завод. Отлитые ими колокола звонят в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Великого Новгорода и других городов России, а также за рубежом. В том числе на афонских колокольнях Греции. 

Экскурсантов здесь начали пускать практически с первых дней запуска завода, который и построен как живой экспонат. Решение было принято директора Николаем Пятковым, который взял за основу своих колоколов старинную уральскую рецептуру и считает свой завод явлением живой истории. На заводе гостей сопровождает экскурсовод из местного краеведческого музея Юлия Партина.

– В летнее время туристы приезжают очень часто, группа за группой идут, – рассказывает она корреспонденту «Русского мира». – Зимой, конечно, гостей поменьше. Приходят как местные жители, те же школьники, так и приезжие. Иностранцев много. Здесь мы наблюдаем живое производство. И никогда невозможно заранее предположить, какую из стадий производства колокола увидит та или иная группа: формовку, заливку, обрубку или зачистку. Тут уж как кому повезет. Знакомим с историей колокольного производства на Урале, с нашими заводами. Людям всё интересно. Какие вопросы чаще всего задают? Из какого металла отливаются колокола, сколько человек нужно для создания колокола, какой самый большой колокол здесь могут отлить…

Именно этого, чем обладает Каменск-Уральский, не хватает развитию российского промышленного туризма в целом. А именно – лидеров-организаторов, производственников с широким кругозором и хорошего звона.   
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева