EN

Павел Фокин: Год литературы дал надежду, но тем и ограничился

Владимир Емельяненко 29.01.2016

Итоги 2015 года – Года литературы в России – в рамках заседания Зиновьевского клуба, собравшего на зимние интеллектуальные «посиделки» писателей и литературную общественность страны, в интервью «Русскому миру» подводит старший научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Фокин. 

– Павел Евгеньевич, если сжато, в чём для Вас главный итог Года литературы в России? 

– Он поддержал русский язык и литературу, но не дал толчка к созданию литературы. 
Год литературы – всё же государственная программа, и я не уполномочен подводить именно её итоги, поэтому подчеркну: всё это моё частное мнение и видение.

Фото: vmdaily.ru

– Вы входили в число людей, которые принимали решение о проведении в 2015 году Года литературы? 

– Не совсем так. Меня пригласили на известное заседание Президентского совета, проходившего в РУДН в конце 2013 года, где и была сформулирована идея о Годе литературы. Её поддержал президент страны. А дальше получилось то, что получилось. Литераторы и писатели ждали бюджетных денег на свои проекты, а государство – творческой активности деятелей литературы и культуры. На этих взаимно напрасных ожиданиях год и закончился. 

– Но всё же позитивные события были?

– В течение 2015 года, действительно, прошло много литературных фестивалей, конкурсов, концертов. Правда, многие из них проводились и раньше. Элемент паразитирования чиновников на местах, желавших поставить «галочку», всё же портит впечатление от Года литературы. 

Да, успешными были многие флэшмобы, например, по массовому публичному чтению Чехова и Толстого – в теле- и радиоэфире, на концертных и иных площадках. Здорово. Эффектно. Но что за медийными блёстками? Пока ничего, кроме двух противоречащих друг другу процессов: идёт болезненный процесс противостояния большой литературы и коммерческой литературы, а за ним маячит ещё один – тотального вымывания смыслов. Год литературы в этом плане дал надежду на развитие и сохранение большой литературы, но тем и ограничился.     
 
– Чего нам недостает, чтобы вернуть литературе былое влияние и статус? 

– О необразованности речи не идёт. В министерстве культуры, например, работают люди с хорошим образованием, порой и с двумя-тремя. Полагаю, и Год литературы эту проблему обнажил: речь всё же идет о соотношении запросов на литературу и массовую культуру или масскульт. Тут надо тщательно расставлять приоритеты. И это – один из итогов Года литературы. Вторая проблема – кампанейщина чиновничества. Она никуда не делась. И это уже общественная проблема. Третья – неготовность писательской среды зарабатывать деньги. 

 В чём это проявляется? 

– Простой и близкий мне пример – ситуация с литературными площадками в музеях. Вернее, с их отсутствием, хотя любой директор музея будет только рад видеть в музейном пространстве писателей и поэтов. Что происходит на практике? Литература как добытчик денег сегодня – это что-то ругательное. Настолько, что говорить о прибыли от литературных проектов невозможно. Но музей – бюджетное учреждение, оно зимой отапливается, вечером освещается, у него есть служители, которые получают зарплату. Поэтому проведение в музее бесплатных мероприятий – это убыток. Почему же бюджет, кстати, скудный, должен выступать спонсором, например, литературных вечеров или творческих встреч с писателями? 

Считаю, даже Литературный музей не имеет на это права. Он не является самостоятельной фигурой, он – государственное учреждение.  Деньги идут, как правило, из бюджета, и предполагается, что они окупаются, по крайней мере, за счёт входных билетов. Поэтому нормальным было бы существование литературных проектов в формате мероприятий, оплачиваемых теми же входными билетами. Увы, так сложилось: не принято. Писатели, литераторы и поэты полагают, что это слишком высокая цена для того, чтобы прийти на литературный вечер. 150 рублей – входной билет в Литературный музей – большая цена для взрослого посетителя? 

– Доступная. То есть Вы полагаете, всем заинтересованным сторонам надо менять мышление? 

– Только так его удастся со временем сформировать у читателя, чем всегда занималась русская литература. Позволю себе ещё бытовой пример. Есть литературные кафе, где посетители тратят денег гораздо больше. А вот за входной билет на литературный вечер, стоящий несопоставимо меньше, платить не принято. Почему? Вот где-то здесь должно возникнуть понимание, что за всё надо платить. 

Также по теме

Новые публикации

Сегодня в России насчитывается уже 105 тысяч гектаров виноградников, и более полусотни виноделен на юге страны принимают посетителей. Энотуризм – новое направление для путешественников в нашей стране, однако интерес к нему растёт очень быстро.
Образовательный рынок живёт по общим закономерностям «цена-качество». Екатеринбург не теряет привлекательности на фоне крупных мегаполисов, где тоже развита наука, – Томска, Казани, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы. И помогает в этом международное признание уральских вузов в рейтингах, где сопоставляются лучшие университеты мира...
Сталкиваясь на письме со сложными словами, мы нередко задумываемся о том, какой вариант их графического оформления уместен. Для того чтобы сделать правильный выбор между слитным, дефисным или раздельным написанием, следует руководствоваться нехитрыми правилами.
29 июля 2024 года Россия и Индия проведут международный просветительский телемост, посвящённый 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Студенты из десяти штатов Индии, изучающие русский язык как иностранный, получат возможность улучшить свои знания через прямое общение со специалистами в области филологии и лингвокультурологии.
21 июля  Россия и Сирия отметили 80-летие с момента установления дипломатических отношений. Но наша тесная духовная связь появилась задолго до 1944 года. Ещё в начале XX века на родине христианства – в Палестине, Ливане, Сирии – развернуло активную деятельность Императорское православное палестинское общество (ИППО).
Спектакль «Хаджи-Мурат» по повести Льва Толстого в переводе советского и российского востоковеда, историка и лексикографа Виктора Погадаева стал культурным событием в Малайзии. Постановка собрала четыре аншлага подряд, спектакль посетил даже премьер-министр страны.
«Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана» – с этой фразы начнётся ваше знакомство с самым маленьким городом на Волге площадью всего 3 квадратных километра и числом жителей чуть более 1800. Но несмотря на свои крохотные размеры, одно веское основание роднит его с мировыми европейскими столицами: как и Москва, Рим или Барселона: он стоит на семи холмах.