
О чём молчат курские соловьи
Лето в этом году наступило как-то незаметно. Жаркий, но формально весенний май перетёк в холодный июнь, а это значит, что отпускной сезон начался. Куда поехать? Для многих этот вопрос не стоит — традиционные Турция, Греция и остальная Европа, Юго-Восточная Азия или же Черноморское побережье Кавказа. Но что делать тем, кто ещё не определился или, например, опасается ехать в любимый Крым? Тем, кто устал от заграницы и хочет наконец попутешествовать по России? Беда в том, что внутренний туризм (если не считать разнообразных походных маршрутов) у нас развит слабо. В помощь таким путешественникам «Русский мир» решил начать публикацию материалов, посвящённых малоизвестным — и незаслуженно! — российским городам и регионам. Наш постоянный автор Георгий Осипов пишет только о тех местах, где бывал лично и которые, как он считает, следует рекомендовать к посещению. Открывает рубрику его статья о Курске и окрестностях.
...Фирменный поезд, доставляющий пассажиров из Москвы в Курск, называется «Соловей». Имя для поезда уникальное и, как водится, говорящее о главном символе края. Соловей, Соловьиный край — так издавна называют Курскую область, отмечающую 80-летие. Дата, впрочем, довольно формальная — Курская губерния появилась на карте России ещё в 1797 году и в 1934-м вернулась на своё законное место после недолгого периода административно-территориального зуда.
На перекрёстках истории

На курских чернозёмах выросло и множество не самых последних — скажем так — в русской истории людей, чьи следы обнаруживаются буквально во всех уголках мира. С железной дороги отлично виден Сергиевский собор — именно с его колокольни когда-то упал сначала на беду, а потом на радость (остался цел и невредим) матери семилетний купеческий сынишка Проша Мошнин, в дальнейшем прославившийся как преподобный Серафим Саровский. «Колумб российский» Григорий Шелихов. Чёрно-белый, как мраморный памятник ему, Никита Сергеевич Хрущёв. Вполне заслуживающий имени настоящего курского соловья Георгий Свиридов.
Оставили свой след на курских землях и личности более неоднозначные. Как, например, гетман Иван Степанович Мазепа. О делах его можно судить очень по-разному, но одного у Мазепы никак не отнимешь: он обожал архитектуру, любил (и умел!) строить. Есть в южных курских пределах три основанных им села, названных без излишней скромности Ивановкой, Степановкой и Мазеповкой — чего уж там мелочиться! В Ивановке сохранились недавно отреставрированные палаты XVII века — народная молва упрямо утверждает, что сам гетман неоднократно в них живал.
Памятник Шамилю

О Марьине написаны целые книги. Но самой большой его загадкой является то, что этот чудо-дворец — в нём сегодня размещается санаторий Управления делами Президента РФ — ухитрился уцелеть назло всем историческим бурям, и началось это, пожалуй, с того, что в 1917-м местные крестьяне, вместо того чтобы в полном соответствии с «революционным правосознанием» подпустить барину пресловутого «красного петуха», поставили у дворца караул и обеспечили сохранность богатейшей коллекции Барятинского и его наследников, особенно её «кавказской» части (разорила её, как это часто бывает, уже советская власть, раздав буквально «по предметику» в музеи чуть ли не всего СССР). Но прекрасно сохранившиеся кабинеты князя и княгини доныне открываются «родными», размерами огромными ключами!
В сорок первом немцы дворец — до войны в нём размещалась партийная школа, среди питомцев которой был и Леонид Брежнев — не тронули: командование знало, что Гитлер подарил его Гудериану. А в сорок третьем попросту не успели взорвать. Как-то заглянул в Ивановку Хрущёв, распорядившийся устроить в огромном дворце... сельскохозяйственный техникум. По счастью, распоряжение — за отставкой автора — выполнить не успели. И сегодня, как и при Барятинском, можно пройти дорожкой вдоль озера до «Умирающего орла» — так называют памятник, который поставил в имении Барятинский своему великому противнику — Шамилю.
Рыльск и Суджа

А если отправиться из Рыльска ещё южнее, обязательно приедешь в совсем уж крохотный городок Суджу. Крохотный — но очень себе на уме. Памятниками великим актёрам сегодня никого не удивишь, но первой на этой стезе оказалась именно тишайшая Суджа, задолго до 1917-го почтившая памятником Михаила Семёновича Щепкина. Родился он не в Судже, но именно в ней дебютировал ещё мальчишкой в эпизодической роли в какой-то совсем забытой ныне пьесе. Но в Судже об этом не забыли!
По дороге к украинской границе

Чтобы не слишком увлекаться всевозможной чертовщинкой, предусмотрительные предки — а магический характер этих южных курских рубежей они чувствовали, уверен, куда лучше нас! — построили поблизости святую обитель. Сегодня она называется Горнальским (по имени ближайшего села) Свято-Николаевским Белогорским монастырём (не путать с одноимённым монастырём под Кунгуром!). Раньше в монастыре был детский дом — из самых бедных и запущенных, сегодня обитель возрождается. Даст Бог, хватит со временем денег и на возрождение уничтоженного собора — нигде многажды проклятый советскими искусствознатцами «византийский» стиль не был более красив, органичен и уместен.
А какая сказка без старинного заколдованного дворца? Извольте: в небольшом леске прямо (при более детальном рассмотрении оказывающемся заброшенным парком) над рекой внезапно обнаруживается «забвенью брошенный дворец» одного из столпов русского либерализма начала прошлого века князя Петра Дмитриевича Долгорукова. Он очень хотел построить над Сеймом этакое «второе Марьино» и зодчего привлёк из молодых да одарённых (Владимир Щуко многое построит в советское время), но — не сложилось. Дворец этот — по счастью, до сих пор никому не проданный — есть некий довольно грустный символ всей области, по неведомым причинам уже много-много лет не выделяющей ни гроша на пропаганду своего культурно-исторического наследия. Какие области в последние годы наиболее скудно представлены на больших столичных туристических выставках? Курская да Брянская. Поспрашивайте в турфирмах, занятых развитием внутреннего туризма, путёвки в Курскую область (тот же Рыльск, гайдаровский Льгов, свиридовский Фатеж) — вряд ли что-то найдёте. Не найти Курской области и в задуманной с размахом на самом высоком уровне многолетней Федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма.
«Ну за что нам судьба такая? — с горечью говорил мне совсем недавно влюблённый в свой край молодой парень, возглавляющий областной туристско-информационный центр. — Уже несколько поколений курского начальства упрямо не дают отрасли ни копейки, а когда напоминаешь про федеральную программу, то слышишь, что это у кремлёвского начальства очередная блажь, которая очень скоро пройдёт...»
...Молчат курские соловьи. А что им остаётся?
Георгий Осипов
Также по теме
Новые публикации



«Я верю в силу книги». 120 лет Льву Кассилю 10.07.2025
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя. 



Как матрёшка стала мягкой силой России 04.07.2025
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве. 