Воспитание Пушкиным
Сергей Виноградов18.07.2025

Александр Пушкин, как известно, никогда не бывал за границей, но его слово распространилось по всему миру. И не только слово. Школы, носящие имя главного русского классика, работают по всему миру, от Италии до Австралии, причём их количество увеличивается. Выпускники этих школ – пушкинцы – уносят в сердцах любовь к творчеству Пушкина и русской культуре, а также его ответы на многие жизненные вопросы.
Идея объединения пушкинских школ, российских и зарубежных, обсуждалась давно. В этом году в Санкт-Петербурге прошло первое заседание Ассоциации школ имени А. С. Пушкина. Кроме того, уже несколько лет существует Содружество образовательных организаций им. А. С. Пушкина и педагогов, объединяющее школы ближнего и дальнего зарубежья.
В учебных заведениях, объединенных именем Пушкина, рассказали «Русскому миру», что в таких школах не только углублённо изучают творчество русского классика, но основывают всю программу обучения на его слове. Пушкин учит русскому языку, воспитывает патриотизм и нравственность. «В каждом предмете, будь то математика, география, физика или химия, везде применимо мудрое слово Пушкина», – уверена руководитель Содружества Алия Шагаева.

Педагогика по Пушкину
В Ассоциацию «Содружество образовательных организаций им. А. С. Пушкина и педагогов» входят 67 образовательных организаций из России, Белоруссии, Киргизии, Италии, Германии, Армении, Туркменистана. Возглавляет объединение директор лицея № 9 им. А. С. Пушкина из города Зеленодольска в Татарстане Алия Шагаева.
– В 2022-м наш лицей получил грант правительства Татарстан на создание международной ассоциации. К этому времени к нашему союзу примкнуло 14 образовательных организаций, – рассказала «Русскому миру» Шагаева. – Благодаря гранту мы выстроили «мосты» к школам Пушкина в Турции, Белоруссии, Киргизии, обменивались опытом, проводили образовательные стажировки. Сейчас эти встречи носят системный характер, объединяя не только педагогов, но и педагогические классы, активных обучающихся.
Дальше – больше. Ассоциация наладила связи с пушкинскими школами по всему миру.
– Выяснилось, что школы в Аделаиде, Риме, Мюнхене, Киргизии, Армении, Таджикистане и многих других странах имени великого поэта основываются в своей образовательной работе на тех же ценностях, что и российские пушкинские школы. И это стало объединяющим началом, – рассказала руководитель ассоциации.

Первый Международный форум педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций имени А. С. Пушкина «Педагогика А.С. Пушкина: от наследия поэта к ценностно-деятельностной технологии» прошёл в сентябре 2023-го года. В 2024 году состоялся второй международный форум, который объединил более 1000 педагогов и руководителей из 11 стран. В сентябре 2025 года запланировано проведение третьего международного форума.
– Мы открыты для приёма в члены Ассоциации тех образовательных организаций, которые также как и мы вдохновлены наследием А. С. Пушкина и реализуют ценностно-ориентированные технологии в обучении и воспитании, – говорит Алия Шагаева. – Чем схожи школы имени Пушкина в разных странах? Нас всех объединяет великий Пушкин, осознание того, что он вне времени и пространства, он всюду, он живёт в каждом, кто хоть раз прикоснулся к России. Основа воспитательной системы педагогики Пушкина – искусство взаимодействия, где ученик становится активным мыслителем и получает ценностный опыт. В каждом предмете, будь то математика, география, физика или химия, везде применимо мудрое слово Пушкина.
У Пушкина есть ответ на любой вопрос
Есть школы, которые известны людям не просто «номер такой то», а благодаря своей истории и традициям. Ереванская школа № 8 знаменита на всю Армению. В 1937 году, в год открытия, она стала первой русской школой-десятилеткой в республике. Это был год 100-летней годовщины со дня смерти Александра Пушкина, поэтому школе было присвоено имя великого русского поэта.
В 1949 году к 150-летию со дня рождения классика перед зданием школы был установлен памятник поэту. Он стоит там по сей день как центр главных пушкинских мероприятий Еревана и Армении. Выпускники-пушкинцы, которым школа подарила пропуск в русскую культуру, возвращаются в школу № 8 на работу, приводят детей учиться в свою альма-матер и стараются отмечать пушкинские даты у памятника поэту.
О том, как русский язык, русская литература и пушкинское наследие преподаётся в ереванской школе сейчас, «Русскому миру» рассказала председатель методического объединения русского языка и литературы этого учебного заведения Нина Дорошук. Она работает в школе уже 27 лет.

В школе преподаётся русский язык и предметы на русском языке. Творчеству Пушкина здесь уделяется огромное значение, его произведения изучаются с начальных классов. И каждый год 19 октября первоклассников торжественно посвящают в пушкинцы.
Разработанная в прежние годы сотрудниками школы многотомная методика под названием «Воспитание Пушкиным» применяются до сих пор. Цель программа обозначена так – «через произведения Пушкина формировать у обучающихся нравственные ориентиры: гражданский долг, патриотизм, честь, порядочность, справедливость, добро».
О Пушкине дети слышат не только на уроках, на протяжении всего года в школе проходит масса мероприятий, посвящённых поэту. Это праздники, вечера, концерты, спектакли, выставки, конкурсы, викторины, выезды на Пушкинский перевал. В том месте, как вспоминал поэт, он в 1829 году встретил арбу, на которой везли в Тбилиси тело убитого в Тегеране Александра Грибоедова. В 2022 году там установили памятник Александру Пушкину.
– Понимают ли современные дети написанное Пушкиным 200 лет назад? Да, конечно, – говорит Дорошук. – Мы говорим ученикам, что в его произведениях мы можем найти ответ на любой жизненный вопрос. Пушкинская лирика – нескончаемый источник, где мы можем черпать вдохновение в любое время года. Его стихи о любви, хотя и написаны много лет назад, учат чистым отношениям и остаются актуальными.
Культурный код Пушкина
С 2017 года в Стамбуле по лицензии турецкого Министерства образования работает Международная русская школа им. А. С. Пушкина. За три года до этого группой русскоязычных единомышленников в городе было создано «Общество русского языка и образования им. А. С. Пушкина». Цель – начать обучение русскоязычных детей Стамбула по российским образовательным программам.
– Русский язык – это одна из дисциплин в нашей школе, но в то же время это особенный предмет, потому что направлен на сохранение языка и культуры, – рассказала «Русскому миру» работающая в школе учитель русского и литературы Екатерина О. – У нас школа полного дня, преподавание ведётся на русском языке.

Часть учащихся – дети из смешанных семей, но большинство – россияне, приехавшие с родителями. Педагог отмечает, что ежегодно не менее 15 % учеников уходит из школы, поскольку покидает Турцию. В подавляющем большинстве случаев они возвращаются в Россию. В пушкинской школе Стамбула делают всё, что эти дети могли без сложностей продолжать обучение в России.
– Конечно, имя Пушкина, которое носит наша школа, накладывает свой отпечаток на её деятельность, – говорит учитель. – Годовой цикл мероприятий завязан на Пушкина, проводим мероприятия для всех классов – викторины, пушкинские диктанты и так далее. Это наша традиция. Каждый год стараемся придумать что-то новое.
По её словам, творчество Пушкина изучается в школе более углублённо, чем положено по программам.
– Мы не просто проводим уроки русского языка литературы, мы несём детям российский культурный код, – отметила она. – И Пушкин – тот автор, который может быть представлен в самых разных дисциплинах и ипостасях. Например, в этом году старшеклассники нашей школы занимались созданием духов и ароматов пушкинской поры.
В рамках другого проекта школьники брали интервью у пушкинских персонажей, оказавшихся в нашем времени. Получилось интересно и познавательно. При всей сложности и многогранности Пушкин – самый понятный русский классик, уверена Екатерина.
Во всяком случае, русскоязычные школьники в Стамбуле не испытывают сложностей с пониманием пушкинских произведений. «Ребятам очень нравится “Евгений Онегин”, лирика Пушкина, особенно любовная и основанная на его биографии, детей это завораживает», – рассказала педагог.

Кстати, в Турции Пушкин довольно известен: по словам Екатерины, она не раз встречала упоминание русского классика и его стихов в самых неожиданных местах.
– Жители Турции очень любят Пушкина и других русских классиков, – рассказала она. – Мы однажды ездили на Всетурецкую олимпиаду в Анкару и вместе с ребятами-лауреатами зашли на местный рынок. В одном из магазинчиков мы начали разговаривать с людьми. Узнав, что мы из школы Пушкина, один турок начал читать стихи Пушкина на русском языке. Обычный человек среднего возраста, далёкий от гуманитарной сферы. «Я просто люблю его стихи», – объяснил он.
Читайте также: Русская школа в Алании: Многие наши ученики хотят поступать в российские вузы
Не потерять своего Пушкина
Турция – не самая отдалённая от России точка, где любят Пушкина и учатся по его произведениям. Школы, носящие имя поэта, существует почти на всех континентах – дальше острова Буяна. Даже в Австралии.
В Аделаиде уже 30 лет существует школа для русскоговорящих, с 2009 года она тоже носит имя русского поэта. Своей целью школа называет – «делать всё для сохранения русского языка и русской культуры, для пропаганды их богатства и уникальности, для стимулирования интереса к ним молодых австралийцев».
В течение года школа проводит множество пушкинских мероприятий, одним из самых массовых любимых дети считают конкурс чтецов произведения Пушкина, который проходит в июне ко дню рождения поэта. Своё отношение к Пушкину и его творчеству учащиеся излагают в сочинениях.
– Когда я был совсем маленьким, я обожал «Сказку о рыбаке и рыбке» и просил маму читать её мне снова и снова, – написал в сочинении школьник Даниил Гэйли (мама у него русская, а папа – австралиец). – Мама объяснила, что эту сказку написал Пушкин. Так впервые в мою жизнь вошло это имя. Когда я окончательно вырос, я обнаружил, что Пушкин и для взрослых писал. Моё любимое стихотворение – «Я Вас любил», его я выучил наизусть.
– Мне не исполнилось и двух лет, когда я начала говорить. Говорить на русском, – рассказывает школьница Лилия Найдёнова. – Мне много читали, я смотрела советские мультики, и к трём годам у меня был уже довольно богатый запас слов. Но вот теперь мне 14, и я уже не могу сказать, что хорошо владею русским языком. И это меня очень расстраивает. Мне очень жалко, что я уже не могу выразить свои мысли и чувства на русском так же свободно, как я делаю это на английском. Сейчас я стала, наконец, прилагать серьёзные усилия к улучшению моего русского. Недавно я стала читать книгу на русском, которую посоветовала мне мама. С каждой главой читать мне становилось всё легче и легче. И от этого становилось очень радостно, ведь я так боюсь потерять свой русский язык, потерять Пушкина.
Читайте также: Содружество образовательных организаций имени А. С. Пушкина: как наследие великого поэта формирует новую школьную среду