EN
 / Главная / Публикации / Рюрикович. Книга Н.Д. Лобанова-Ростовского

Рюрикович. Книга Н.Д. Лобанова-Ростовского

01.02.2011

Лобанов-Ростовский Н.Д. Эпоха. Судьба. Коллекция. – М.: Русский путь, 2010. – 584 стр.

Этого высокого, элегантного человека очень хорошо знают искусствоведы, работники музеев, а также те, кто занимался серьёзными финансовыми вопросами в советские времена. Знают банкира, геолога, но, главное, коллекционера, спасшего огромный пласт русского искусства ХХ века. 

Когда-то, вскоре после окончания Второй мировой войны, он, тогда ещё совсем мальчик, вышел из болгарской тюрьмы. Его отец, потомок великого князя Рюрика Новгородского, Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, представитель одного из самых славных родов России, находился в то время в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь известного земского деятеля, в годы Гражданской представителя адмирала Колчака за рубежом, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы – террор против всех «белобандитов» на территории коммунистической Болгарии был жесточайший.

И вот их сын, Никита Лобанов-Ростовский, пока родители находились в тюрьме, жил у своей няни, работавшей посудомойкой в Русском клубе.

Её муж, бывший офицер Белой армии, там же служил ночным сторожем. И хотя пригрели они сына бывших хозяев как родного, есть всё равно было нечего. И маленький Никита собирал окурки на улицах, потом раздирал их и продавал цыганам по килограмму. А ещё чистил ботинки на улицах. В нём всегда была поразительная воля и умение добиваться результата. А тогда цель была одна – спасти себя и мать.

Отец  освободился из тюрьмы, но вскоре вышел из дома за молоком в соседний магазин и не вернулся. На дворе стоял 1950 год, и иллюзий ни у матери, ни даже у маленького Никиты не было. Но надежда оставалась, которую окончательно и через много лет похоронили официальные власти уже новой, свободной Болгарии. Никита Дмитриевич, к тому времени знаменитый на весь мир коллекционер русского искусства, банкир, специалист по геологоразведке и алмазному делу, получил справку, что его отец был расстрелян в спецлагере города Пазарджик 13 октября 1948 года.

И тем не менее сын, которому, казалось, суждено было также сгинуть, сумел уцелеть. И не просто выжить, а спасти несметные сокровища русского искусства и, в конце концов, передать их в Россию

Подобно герою фильма «Восток – Запад», он знал, что убежать из коммунистической Болгарии можно было только вплавь, брассом – единственным стилем, позволявшем видеть происходившее вокруг. И Никита Лобанов-Ростовский стал чемпионом Болгарии по плаванию среди юношей. Однако на столь опасный путь пойти не пришлось.

Спасли дядя, один из ближайших соратников де Голля среди русских, Николай Васильевич Вырубов, работавший в Комиссариате ООН по беженцам, и будущий классик Роман Гари – он был заместителем посла   Франции в Болгарии. Они пригрозили задержать эшелон с гуманитарной помощью, если им не будут выданы русские, практически бывшие на положении заложников. Так Никита и его мать оказались  на Западе.

Никита Лобанов-Ростовский

О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм – получился бы ничуть не менее интересным, чем «Лоуренс Аравийский». Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку, посвящённую Дягилевским сезонам. Выставку, которая определила всю его жизнь, – так он был зачарован русским искусством. Затем последовали геологический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, работа в Южной Америке. Потом – карьера финансиста, пост вице-президента банка Уэллс Фарго в Сан-Франциско – там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. И почти десять лет он занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне.

Из всего вышеперечисленного понятно, что вся эта сумасшедшая карьера стоила огромной, неистовой работы и учёбы. Поскольку свою линию жизни Никита Дмитриевич выстроил сам. Но была в его судьбе «одна, но пламенная страсть» – собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей.

Сегодня, когда изданы огромные каталоги, когда выставка «Русское театрально-декорационное искусство 1880-1930 годов из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стала событием в истории русской культуры, равносильным знаменитой выставке портретов, организованной Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 году; когда в России опубликованы десятки статей и интервью, посвящённых Лобанову-Ростовскому, не перестаёшь удивляться феномену этого поразительного человека.

Собрание Никиты Дмитриевича началось в 1959 году. В США он приобрёл эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету «Петрушка» за 25 долларов. Сегодня, конечно, в это трудно поверить. А жена Лобанов-Ростовского приобрела эскиз декораций Александра Бенуа к тому же спектаклю за 100 долларов. С этого всё и началось. Началась коллекция, сегодня состоящая из сотен произведений русского искусства мирового значения и ныне приобретённая фондом «Константиновский» для конгресс-центра в Стрельне. Собрание это уже было представлено в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге.

Ядро коллекции – театральные эскизы эпохи Серебряного века. Ведь и «мирискусники», и авангардисты любили работать в театре. И, конечно, графика, на которую был так щедр недавно завершившийся век.

Причём Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, «гребущих» исключительно для себя. Он всё время устраивает выставки, даёт интервью, публикует статьи и о русских художниках, материалы по истории своего знаменитого рода, где, к примеру, были и близкий друг Лермонтова, и ведущие государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он ещё в разгар застоя привёз архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С.Пушкина,  и в Дом-музее Марины Цветаевой в Москве – туда князь преподнёс в дар чудесный портрет легендарной Саломеи Гальперн работы Александра Яковлева. Список продолжать можно очень долго.

И вот сегодня мы можем ещё приблизиться к этому поразительному явлению – Никите Дмитриевичу Лобанову-Ростовскому. Недавно в московском издательстве «Русский путь» вышел огромный, в 584 страницы, великолепно оформленный том «Никита Д. Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция».

Более 600 иллюстраций, из них свыше 200 – в цвете. 1240 позиций в указателе имён. Биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о тех, с кем он сталкивался на дороге жизни – художниках, коллекционерах, советских чиновниках, русских эмигрантах. Приведены статьи Никиты Дмитриевича в прессе, рецензии на его выставки и книги, много внимания отдано переписке Лобанова с различными учреждениями. Мы видим ту неустанную борьбу, которую он вёл за создание Музея личных коллекций, и которую ведёт сейчас за появление в России Национальной портретной галереи. Мы можем познакомиться с мыслями Лобанова-Ростовского об экономике и культуре России. Но главное – погружение в мир целого пласта великих произведений нашего искусства, спасённых этим человеком-легендой. Рюриковичем. Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским.

Виктор Леонидов

Также по теме

Новые публикации

Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Участники просветительской акции «Тотальный диктант – 2024» отметили, что нынешний текст не был особенно сложным, однако и в нём нашлось немало позиций, в которых можно было допустить ошибки. Остановимся на самых распространённых.
На Занзибаре прошла презентация изданий русской классики в переводе на суахили. Переводчики Рифат и Мария Патеевы  рассказали «Русскому миру», почему и пушкинские сказки, и даже гоголевская «Шинель» хорошо принимаются танзанийцами. А ещё объяснили, что даже простой торговец рыбой знает: Путин – президент России.
Цветаева