Людмила Вербицкая: Что у нас впереди? Романы в жанре смс?
Людмила Вербицкая, председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Санкт-Петербургского государственного университета, не считает себя специалистом в области литературы, но всегда оговаривается, что как филолог не может не иметь собственного мнения по этому поводу.
– Когда-то все говорили о том, что СССР – читающая страна. Это действительно было так, потому что, куда бы вы ни попадали: в метро, в троллейбус, в автобус, – везде видели людей с книгой в руках. При этом важным было не то, что все держали книгу, а то, что это была за книга. Сейчас я вижу людей, которые либо вообще ничего не читают, либо читают книги, при взгляде на которые становится грустно. В основном это то, что раньше называли «бульварными романами», что сейчас выпускается огромными тиражами. Причём Маринина и Донцова – не самые худшие представители этого жанра. Недавно социологический факультет нашего университета провёл опрос в военных училищах и среди слушателей первого и второго курса вузов о том, что же ребята читают. После подведения итогов оказалось – «ужастики»...
– Людмила Алексеевна, но неужели ничто не радует?
– Радует, что в последнее время всё же стали говорить о том, что масслитература засоряет голову. Это верно хотя бы потому, что выправлять такие тексты некому: ни литературные редакторы, ни корректоры не привлекаются к работе. Когда я беру в руки такую книгу, удивляюсь, как много там ошибок… Чтение напрямую связано с мыслительным процессом, с возможностью думать над родным языком. Когда Льва Щербу в 1932 году спросили, где научиться хорошему русскому языку, он ответил: читайте произведения лучших писателей – Чехова, Толстого, Достоевского... Кстати сказать, судьба произведений классики тоже интересно складывается в наше время. Стали появляться попытки продолжить великий роман или дать ему новую интерпретацию. Есть не менее десяти продолжений «Анны Карениной». У кого-то Анна, полежав в больнице, вылечилась; у кого-то она только ногу повредила… Есть попытки продолжения романа «Война и мир»...
– На ваш взгляд, это перспективное направление?
– Мне это кажется несерьёзным. К примеру, «Война и мир» – глубокий философский роман, причём там отражена не только собственно толстовская глубокая философия, но и философия эпохи, в которую он жил. Упрощать это в продолжениях бессмысленно…
Я после школы перечитывала этот роман около двадцати раз, и он актуален, современен ежедневно, но понять это можно только с годами. А мы требуем осознания философских вещей от ребят в 16-17 лет. Думается, курс литературы и школьные программы по литературе должны быть очень серьёзно пересмотрены.
Вместе с тем утешает, что классические произведения вызывают интерес кинематографистов и театральных режиссёров. Они пытаются по-новому рассмотреть эти произведения. Мне в этом плане очень импонирует фильм «Обломов» по роману Гончарова. Хотя есть такие попытки переосмыслить классику, которые детям лучше не смотреть. Например, балет «Руслан и Людмила», поставленный в возрождённом Большом театре…
Как-то от школьников я услышала: как сложно одиннадцать лет сидеть и видеть один и тот же затылок. Дети всегда остаются детьми, и они стремятся к отмене стереотипов. На протяжении многих лет в разных школах я вижу одни и те же портреты классиков советского образца. Они все серые, унылые, бородатые! Да, Лев Толстой дожил до седин и носил бороду, но Антон Чехов-то – молодой человек, прожил всего сорок четыре года… Сам формат школьного класса к творческой дискуссии не располагает, но всё-таки – есть опыт круглых столов на уроке литературы, когда ведётся дискуссия, а учитель выступает наблюдателем…
Убыстрившийся темп жизни, компьютеризация, мобильная телефонизация требуют нового от современных писателей. Пройдёт какое-то время, и никаких «Выбранных мест из переписки с друзьями» не будет. Жанр переписки практически исчез. Не придётся более издавать сборников писем. Разве что «эсэмэсок»… Романы «ужимаются»: мы хотим видеть развитие событий и результат сразу. Возможно, это потребность времени. Молодёжь стремится к какому-то внутреннему убыстрению, всем нужен мгновенный результат. Влияние Интернета здесь – бесспорное. Мы задаём вопрос и хотим быстро получить ответ. Сам вид такой связи приводит к тому, что формируется новое сознание. Продолжительная информация для человека уже утомительна.
– Что же спасёт чтение?
– Спасти чтение могут только семья и школа. Очень важно, чтобы ребёнок слышал голоса учителей, среди которых есть чрезвычайно талантливые люди, практически артисты. Ни в коем случае нельзя допустить мысль, которая уже озвучивалась, – о том, чтобы сдать тест по русскому языку и литературе в 9-м классе и забыть об этом. Также нельзя допустить ситуацию, чтобы из школ ушло обязательное выпускное сочинение.
Наталья Алексютина
Источник: «Росохранкультура.ру»