
Русская земля фантаста Обручева

Сегодня во многих уголках России вспоминают Владимира Афанасьевича Обручева. Великого учёного и, конечно, великого фантаста. Можно сказать, основоположника жанра научной фантастики в России.
Обручева по праву сравнивают с русскими первопроходцами Дежнёвым и Хабаровым. При том что его географические открытия и случились позже, и были, как бы сегодня сказали, виртуальны. Но фантастическое происхождение и «Плутонии», и «Земли Санникова», думаю, не смущает ни одного мальчишку, чьё знакомство с географией, геологией, палеологией, зоологией и ещё полдесятком скучных наук началось с первых страниц обручевских романов.
Как известно, «Плутония» была написана в рамках заочной полемики русского учёного с Жюлем Верном. В «Путешествии к центру Земли» (Voyage au centre de la Terre, 1864) классик западной фантастики щедро делился с читателями своими соображениями о строении земной коры, о закономерностях залегания минералов, а главное — об эволюции ископаемых животных. Но за десятилетия наука ушла далеко вперёд, и к 1914 году, когда Обручев начал работу над своей книгой, многие предположения Жюля Верна были признаны ошибочными. Однако успех дебютного романа Владимира Афанасьевича вряд ли можно объяснить одной лишь лёгкостью академического пера и научной достоверностью. Обручев, получивший отличное классическое образование, прекрасно знал, что в античной мифологии Плутон — повелитель не столько подземных сокровищ, сколько страны мёртвых, а вторжение в его царство — некоторым образом нисхождение в Ад. Если взглянуть с этой точки зрения, «Плутония» обретает мрачноватые готические черты, придающие новое, неожиданное звучание этой позитивистской научно-познавательной фантазии.
«Плутония» была закончена в 1924 году, а в 1926-м появилась «Земля Санникова». И с ней тоже была связана романтическая история, напоминает «Независимая газета». Обручев прочитал книгу чешского фантаста Карла Глоуха «Заколдованная земля». Он описал согреваемый вулканами «тёплый оазис», населённый мамонтами и первобытными людьми, посреди льда. Но поместил его в Гренландии, что противоречило геологическим теориям. Владимир Обручев почувствовал архетипическую привлекательность этого образа. Тёплая земля посреди льдов, населённая наивными, словно дети, людьми. Отрезанная от прочего мира, раздираемого политическими противоречиями и оторопевшего от наступающей технической революции.
Обручев воспользовался красивой легендой. Землю посреди заледеневшего океана видел в 1811 году Яков Санников. О ней потом писал Эдуард Толль. О ней говорили купцы и промышленники, наблюдая за стаями гусей, летящих вопреки человеческой логике на север, а не на юг. Известно, что легендарную Землю Санникова искал впоследствии ставший адмиралом, а тогда ещё исследователь Арктики Александр Колчак. Отчасти он как раз и стал прототипом организатора экспедиции Горюнова. Только в 1926 году Обручеву пришлось из царского офицера переделать его в политического ссыльного…
Сегодня тема доисследования неисследованного в Арктике становится всё более актуальной. И романы великого русского фантаста Обручева вновь востребованы.
Андрей Северцев
Также по теме
Новые публикации







