EN

Футбол обречённых

02.07.2012

2 июля 1910 года в ресторане «Эрмитаж» состоялось учредительное собрание Московской футбольной лиги. 102 года – приличный срок, чтобы начать говорить о футболе всерьёз.

Чемпион Европы 2012 определился сегодня за полночь, но к нашему разговору это прямого отношения не имеет. Испания или Италия – это дело футбольного вкуса, не более. Кому-то интереснее «Фурия Роха», кому-то «Скуадра адзурра»…

Поговорить хотелось бы о другом – о сборной России и о российском футболе в целом. Тем более что спустя неделю после бесславного вылета с Евро-2012 страсти немного улеглись, гнев начал испаряться, слёзы высохли…

Кстати, о слезах. Во всех новостных и спортивных программах без устали повторяли сюжет: один из наших болельщиков прямо в телекамеру твердил про еле сдерживаемые слёзы.

Это весьма симптоматично. Сначала, поддавшись тотальной пропаганде о силе национального футбола кричать: «Россия, вперёд!», после наполненной тоской игры ронять слёзы без вины виноватого. Это мы умеем!

Не умеем другое. Вести себя с достоинством и с твёрдым спокойствием разбираться в происходящем.

Почему мы в национальном масштабе столь болезненно отнеслись к скромному результату и более чем скромному уровню игры нашей сборной на Евро-2012? Украина, Голландия, Британия, Франция, при всей их футбольной природе, отсутствие своих сборных в полуфиналах восприняли как неудачу, свойственную столь капризной игре, как футбол, но не более. Будут отставки, санкции, критические оценки – но всё вместе взятое не сформирует в этих странах тотальное ощущение национального позора. Их футболы живут почему-то с ощущением надежды. Будет Мундиале-2014 в Бразилии, будет новое Евро в 2016 году. И будут успехи. Мы же расцениваем успех на крупных турнирах как подвиг и чудо одновременно. То есть объективно не должны побеждать наши клубы в Кубке УЕФА или занимать призовое место на Евро-2008. Но… случилось! И вопреки собственным представлениям безумствуем от свалившегося счастья, чествуем победителей, как национальных героев, собственными руками вносим в пантеон славы парней, заслуга которых лишь в том, что умеют сносно играть в футбол.

Такова траектория нашей футбольной жизни.

Но, повторюсь, почему так?

Да потому, что всегда было известно: Россия – не футбольная страна. Прежде всего, по объективным факторам. Однако, возразят мне, объективные трудности можно преодолеть. И пример тому – хоккей во Флориде. Да, соглашусь, можно. Если б не было факторов субъективных.

Первый из них и самый главный: чёткое понимание того, что есть футбол в отдельно взятой стране. Религия по-бразильски, бизнес по-европейски, национальная идея по-британски, культура по-испански?

У нас такого представления нет. Есть любовь простых людей к уникальной игре, как на уровне диванного боления, так и на уровне «дыр-дыр» во дворах. Есть амбиции богатых и облечённых административным ресурсом. Есть инерция футбольных людей (профессионалов) – всеми правдами и неправдами заработать хлеб насущный с помощью выбранной профессии. Есть наивные и оттого ещё более разрушительные представления о сути спорта среди власть предержащих.

Но концепции национального футбола – нет!

Отсюда – и иные субъективные факторы, отчётливо различимые на примере последнего футбольного сезона и Евро-2012.
Вопросы просты до идиотизма.

Каким образом во главе Российского футбольного союза (РФС) оказался Сергей Фурсенко? Не стоит фокусировать внимание на его первоначальной профессии «инженер электрических аппаратов», на его профессиональной карьере, имевшей мало общего с футболом. Довольно было вовремя и оперативно проанализировать его действия на посту первого футбольного человека страны. Это какими представлениями о футболе надо обладать, чтобы затеять фундаментальный перевод всего футбольного профессионального календаря с традиционных «весна-лето» на европейские «осень-весна» именно в этом году, перед Евро?

Каким образом во главе национальной сборной появился весьма средний тренер Дик Адвокат с жалованием в 7 миллионов евро в год? Суммарная зарплата трёх тренеров сборных той группы, из которой мы так и не выкарабкались – в семь раз меньше! Очень хочется выслушать аргументы на сей счёт. Причём, сдаётся, эти аргументы может предоставить только вышеупомянутый Фурсенко.

Почему главные надежды руководство сборной и соответственно РФС возлагали на игроков, очевидно, не блиставших в западноевропейских клубах в минувшем сезоне, и тех футболистов, что вынесли всю тяжесть перегруженного по инициативе Фурсенко национального чемпионата? Резонно заявить: других нет. Ни в «Локомотиве», ни в «Рубине», ни в «Спартаке», ни в «Динамо». Ни даже в расчудесном «Анжи», напоминающем взвод наёмников-«диких гусей». Но тогда возникает убийственный в своей простоте вопрос: а почему их нет? Может быть, потому, что со времён Колоскова футбольная федерация только и занимается, что сборной да спонсорскими контрактами?

Теперь – о спонсорах. Есть ли на свете хоть один приличный национальный чемпионат, в котором клубы лишены всякой мотивации зарабатывать деньги? В Англии, Испании, Италии, Германии, Франции, Голландии и т.д. клубы тоже получают спонсорские, но они и зарабатывают. И гордятся этим.

У нас дело поставлено так, что клубный заработок – это чаевые, а определяющие финансовые потоки льются в клубные кассы из закромов по большей части государственных корпораций и не чуждых государству банков. А если вдруг перестают литься, то клубы гибнут в одночасье. Если не поможет рука Кремля.

И последнее. Есть футбольные страны-лидеры, куда стремятся игроки и тренеры, дабы обрести искомое благосостояние и – внимание! – повысить уровень собственной квалификации. Есть страны-доноры, где жизнь – не малина, и откуда уезжают потенциальные звёзды пачками. А наше место где? Лидер? Ясно, что нет, потому как денег стареющей звезде или юному южноамериканскому дарованию у нас благодаря вездесущему «Газпрому» заплатят, но что до повышения квалификации…

Донор? Но по сравнению с родиной Дрогба или Месси наш источник – что горный ручей в конце лета, сочится по капельке.

Очевидно, что прийти к успеху через покупку мирового футбола нам не удастся. Не продадут. Значит, выход один – трудом и усердием, честностью и терпением создавать футбол свой – национальный. Пусть и с объективными трудностями.

И тогда, возможно, наша сборная обретёт имя собственное. Испания – «Красная фурия». Италия – «Небесная эскадра». Германия – «Немецкая машина»… Это не просто так. Это заслужить надо.

В футбольных кругах говорят, что к руководству РФС придёт бывший спикер ГД РФ Борис Грызлов. Что характерно, по образованию тоже «инженер-электрик». Тенденция, однако…

Михаил Быков

 
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.