EN
 / Главная / Публикации / Футбольная вера

Футбольная вера

24.06.2010

На одной из пресс-конференций нынешнего чемпионата мира по футболу нападающего британской сборной Уэйна Руни спросили о католическом распятии, которое он носит на груди во время тренировок, но снимает на игре. А что же тут особенного, начал оправдываться знаменитый игрок, я – католик и никогда не скрывал этого. Вот только на время игры приходится распятие снимать, а жаль, право слово. Но тут в откровения Руни вмешался пресс-атташе сборной Марк Уиттл. «Мы не занимаемся религией», – сказал он под понимающий хохоток британских журналистов. А посмеяться и вправду было над чем. Из памяти англичан ещё не стёрлась аналогичная реплика пресс-секретаря Тони Блэра – Алестера Кэмбелла. Именно так он ответил на вопрос касательно религиозных взглядов премьера. Реплика стала классическим примером британского юмора. И когда Блэр, уйдя в отставку, оставил Церковь Англии и обратился в католичество, мало какая из британских газет не блеснула заголовком типа «Теперь он занимается религией».

Шутка Кэмбелла имела под собой глубокий смысл. Политикам, и верно, не резон публично рассуждать о своей вере. Религий и конфессий много, у одних избирателей они совпадают с той, которую исповедует политик, у других нет. Зачем же поляризовать электорат? Лучше поговорить о том, что всех объединяет, например, об очередной панацее от экономического кризиса. Смотришь – и голосов прибавится.

Напротив, шутка Уиттла, на первый взгляд, никакого смысла не имела. Но если задуматься, он в ней всё же был. Потому что футбол в наше время – это, конечно же, религия, которая на равных соревнуется с традиционными вероисповеданиями. Достаточно посмотреть на поистине религиозный экстаз, который охватывает трибуны, когда тот же Уэйн Руни забивает гол. И футбольные фанаты поклоняются ему так же истово, как раньше поклонялись святым и угодникам. Вот и ни к чему Руни напоминать им о том, что он ещё и рьяный католик. Говорить о вере-сопернице. Видимо, подсознательно это и имел в виду пресс-атташе британской сборной. А может быть, и сознательно. Кто их, британцев, разберёт с их специфическим чувством юмора?

Однако религиозная составляющая футбола не всегда и не у всех вызывает улыбку. К примеру, корейская компания Hundai в канун чемпионата мира поместила в Интернете рекламный ролик. Действие его разворачивалось в католической церкви, по виду напоминающей аргентинскую. Только на витражах вместо библейских сюжетов был изображён футбольный мяч, а под видом причастия верующим раздавали пиццу. Ладно бы изобретательные корейцы ограничились только этим, но они ещё и водрузили на футбольный мяч терновый венец – орудие страстей Христовых. Тут католики не выдержали и засыпали компанию упрёками. Это издевательство над верой, одно дело – смеяться над футбольными фанатами, которые неистово поклоняются своим кумирам, а другое – над религиозными символами, уподобляя их символам популярной игры. Тут уж не до смеха.

Корейские рекламщики попытались оправдываться: они имели в виду не католическую церковь, а совсем другую. А именно – Церковь Марадоны, где поклоняются великому игроку, а ныне тренеру национальной сборной. Поэтому в ролике и были воспроизведены аргентинские реалии. Но эти оправдания не подействовали, и компания быстро убрала рекламу из Интернета, попросив прощения у верующих. «Мы благодарим всех, кто указал нам на нашу ошибку. Неожиданная реакция на рекламу, которая сочетала в себе религиозные и футбольные мотивы, подчёркивая недюжинные страсти болельщиков на мировом чемпионате, заставила отнестись к ней более критично. Мы не хотели никого обидеть, но теперь понимаем, что поступили опрометчиво. Примите наши самые искренние извинения».

Интересно, что Церковь Марадоны – Eglesia Maradoniana – действительно существует. Она была создана в Аргентине 30 октября 1998 года, на 38-й день рождения легендарного игрока в аргентинском городе Розарио. Как утверждают её основатели, сейчас в церковь входят более ста тысяч человек, и её отделения есть в 60 странах. Даже если эти цифры – преувеличение, ясно, что почитание Марадоны вышло на международный уровень. Один из адептов, Алехандро Верон, так рассказывает о своей новой вере: «У меня есть рациональная религия – Римско-католическая церковь – и религия сердца – Диего Марадона». Противопоставление сердца и ума в данном случае звучит комически. Да и вообще в этой затее много шутейного, что и не скрывают сами адепты. Чего, например, стоит такая «молитва», обращённая к Марадоне: «Магию свою даждь нам днесь и прости англичан, как мы простили неаполитанскую мафию». Или «божественное имя» – D10S, где десятка с майки Марадоны вклинивается в испанское слово Dios, то есть бог.

Но соперничество религии и футбола, увы, не всегда ограничивается шутками. Не успел начаться чемпионат мира, как тревожные сообщения пришли из Сомали. Исламисты из группировки Аль-Шабаб запретили молодёжи смотреть матчи чемпионата, поскольку это, по их мнению, противоречит шариату. Молодёжь, судя по всему, не слишком вняла суровым призывам и продолжала липнуть к телевизорам. И тут ревнители шариата решили показать, что слова у них не расходятся с делом. Ворвавшись в небольшой посёлок на юге Сомали, они открыли пальбу по мирным жителям, собравшимся посмотреть очередной футбольный матч. Двое человек были убиты и 35 арестованы.

У религии футбола появились первые мученики. Но если исламисты рассчитывают таким образом одержать победу в борьбе с новым врагом, они совершают ошибку. Причём очень странную. Уж кому как не им знать, что культ мучеников укрепляет веру.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Проблемы функционирования русского языка на постсоветском пространстве с каждым годом обретают всё большую остроту. Поиску решений целого ряда насущных вопросов в этой сфере посвящён Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве».
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов заявил, что США проводят «антироссийский месячник», нагнетая обстановку на украинской границе и продвигая на этом фоне инфраструктуру НАТО ближе к России.
6 – 7 декабря Российская академия образования проводит первую большую международную конференцию по проблемам образования с международным участием. Речь, в частности, будет идти об образовании в период ковида. Накануне конференции экс-глава Минобрнауки РФ и новый президент РАО рассказала о деятельности Академии.
Белоруссия, как и Россия, почти полностью русскоязычное государство. Белорусский язык там встречается разве что на вывесках и указателях. Также его можно услышать от сельских жителей старшего возраста и небольшой части интеллигенции — идейных сторонников возрождения «мовы». Однако русский язык в республике имеет ряд особенностей.
На Youtube-канале «Русского мира» прошла первая презентация инновационных проектов по продвижению русского языка. Были представлены первые шесть проектов, отобранные из нескольких сотен, разработанные в период с 2017 по 2021 годы.
Есть такой диалект русского языка – аляскинский. Он начал формироваться во второй половине XVIII века, когда Аляска принадлежала России. Местным жителям надо было как-то общаться с русскими промышленниками и торговцами. В результате такого общения на свет появился особый диалект.
Организация курсов повышения квалификации для учителей из регионов Киргизии, обеспечение школьников качественными учебниками, предоставление выпускникам школ КР бюджетных мест в университетах и институтах РФ, высадка педагогического десанта на юг республики – лишь небольшая часть российских образовательных программ, которые сегодня успешно работают в республике. А впереди ещё новые совместные проекты.
Зинаида Митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как иностранного Псковского госуниверситета, стала гостем очередного эфира ПАИ-live. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин расспросил филолога о возможных изменениях в своде правил русского языка, о разрыве между письменной и устной речью и об особенностях обучения иностранных студентов в российском вузе.