EN

Футбольная вера

24.06.2010

На одной из пресс-конференций нынешнего чемпионата мира по футболу нападающего британской сборной Уэйна Руни спросили о католическом распятии, которое он носит на груди во время тренировок, но снимает на игре. А что же тут особенного, начал оправдываться знаменитый игрок, я – католик и никогда не скрывал этого. Вот только на время игры приходится распятие снимать, а жаль, право слово. Но тут в откровения Руни вмешался пресс-атташе сборной Марк Уиттл. «Мы не занимаемся религией», – сказал он под понимающий хохоток британских журналистов. А посмеяться и вправду было над чем. Из памяти англичан ещё не стёрлась аналогичная реплика пресс-секретаря Тони Блэра – Алестера Кэмбелла. Именно так он ответил на вопрос касательно религиозных взглядов премьера. Реплика стала классическим примером британского юмора. И когда Блэр, уйдя в отставку, оставил Церковь Англии и обратился в католичество, мало какая из британских газет не блеснула заголовком типа «Теперь он занимается религией».

Шутка Кэмбелла имела под собой глубокий смысл. Политикам, и верно, не резон публично рассуждать о своей вере. Религий и конфессий много, у одних избирателей они совпадают с той, которую исповедует политик, у других нет. Зачем же поляризовать электорат? Лучше поговорить о том, что всех объединяет, например, об очередной панацее от экономического кризиса. Смотришь – и голосов прибавится.

Напротив, шутка Уиттла, на первый взгляд, никакого смысла не имела. Но если задуматься, он в ней всё же был. Потому что футбол в наше время – это, конечно же, религия, которая на равных соревнуется с традиционными вероисповеданиями. Достаточно посмотреть на поистине религиозный экстаз, который охватывает трибуны, когда тот же Уэйн Руни забивает гол. И футбольные фанаты поклоняются ему так же истово, как раньше поклонялись святым и угодникам. Вот и ни к чему Руни напоминать им о том, что он ещё и рьяный католик. Говорить о вере-сопернице. Видимо, подсознательно это и имел в виду пресс-атташе британской сборной. А может быть, и сознательно. Кто их, британцев, разберёт с их специфическим чувством юмора?

Однако религиозная составляющая футбола не всегда и не у всех вызывает улыбку. К примеру, корейская компания Hundai в канун чемпионата мира поместила в Интернете рекламный ролик. Действие его разворачивалось в католической церкви, по виду напоминающей аргентинскую. Только на витражах вместо библейских сюжетов был изображён футбольный мяч, а под видом причастия верующим раздавали пиццу. Ладно бы изобретательные корейцы ограничились только этим, но они ещё и водрузили на футбольный мяч терновый венец – орудие страстей Христовых. Тут католики не выдержали и засыпали компанию упрёками. Это издевательство над верой, одно дело – смеяться над футбольными фанатами, которые неистово поклоняются своим кумирам, а другое – над религиозными символами, уподобляя их символам популярной игры. Тут уж не до смеха.

Корейские рекламщики попытались оправдываться: они имели в виду не католическую церковь, а совсем другую. А именно – Церковь Марадоны, где поклоняются великому игроку, а ныне тренеру национальной сборной. Поэтому в ролике и были воспроизведены аргентинские реалии. Но эти оправдания не подействовали, и компания быстро убрала рекламу из Интернета, попросив прощения у верующих. «Мы благодарим всех, кто указал нам на нашу ошибку. Неожиданная реакция на рекламу, которая сочетала в себе религиозные и футбольные мотивы, подчёркивая недюжинные страсти болельщиков на мировом чемпионате, заставила отнестись к ней более критично. Мы не хотели никого обидеть, но теперь понимаем, что поступили опрометчиво. Примите наши самые искренние извинения».

Интересно, что Церковь Марадоны – Eglesia Maradoniana – действительно существует. Она была создана в Аргентине 30 октября 1998 года, на 38-й день рождения легендарного игрока в аргентинском городе Розарио. Как утверждают её основатели, сейчас в церковь входят более ста тысяч человек, и её отделения есть в 60 странах. Даже если эти цифры – преувеличение, ясно, что почитание Марадоны вышло на международный уровень. Один из адептов, Алехандро Верон, так рассказывает о своей новой вере: «У меня есть рациональная религия – Римско-католическая церковь – и религия сердца – Диего Марадона». Противопоставление сердца и ума в данном случае звучит комически. Да и вообще в этой затее много шутейного, что и не скрывают сами адепты. Чего, например, стоит такая «молитва», обращённая к Марадоне: «Магию свою даждь нам днесь и прости англичан, как мы простили неаполитанскую мафию». Или «божественное имя» – D10S, где десятка с майки Марадоны вклинивается в испанское слово Dios, то есть бог.

Но соперничество религии и футбола, увы, не всегда ограничивается шутками. Не успел начаться чемпионат мира, как тревожные сообщения пришли из Сомали. Исламисты из группировки Аль-Шабаб запретили молодёжи смотреть матчи чемпионата, поскольку это, по их мнению, противоречит шариату. Молодёжь, судя по всему, не слишком вняла суровым призывам и продолжала липнуть к телевизорам. И тут ревнители шариата решили показать, что слова у них не расходятся с делом. Ворвавшись в небольшой посёлок на юге Сомали, они открыли пальбу по мирным жителям, собравшимся посмотреть очередной футбольный матч. Двое человек были убиты и 35 арестованы.

У религии футбола появились первые мученики. Но если исламисты рассчитывают таким образом одержать победу в борьбе с новым врагом, они совершают ошибку. Причём очень странную. Уж кому как не им знать, что культ мучеников укрепляет веру.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.