EN
 / Главная / Публикации / Необходим ли Герцен?

Необходим ли Герцен?

22.06.2012

20-21 июня 2012 года в Институте философии РАН состоялась международная научная конференция «Александр Герцен и исторические судьбы России», посвящённая 200-летию со дня рождения знаменитого мыслителя, писателя и публициста Александра Ивановича Герцена. Конференция прошла в историческом здании Института философии на Волхонке, бывшей усадьбе князей Голицыных, при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, фонда «Русский мир», фонда «Русское либеральное наследие».

В Институте философии собрались ведущие исследователи творчества и биографии Герцена из России и Европы, чтобы обсудить актуальность его идей сегодня. На пленарных заседаниях конференции выступили почётные иностранные гости: известный польский специалист по Герцену, академик Польской академии наук Анджей Валицкий; историк литературы, славист, профессор Женевского университета Жорж Нива; главный редактор польской Gazeta Wyborcza Адам Михник; профессор кафедры славистики Женевского университета Корин Амашер.

В первый день конференции обсуждались различные аспекты философии Герцена. Роли мыслителя в русской политико-философской традиции был посвящён доклад главного научного сотрудника Института философии РАН, доктора философских наук Игоря Пантина, который подчеркнул, что идеи свободы, гуманизма и справедливости в трактовке Герцена сегодня очень актуальны. О философии свободы в представлении Герцена рассуждал Анджей Валицкий. Он обрисовал два облика Герцена: с одной стороны, либерала – апологета свободы политической, гражданской, с другой – защитника общины, принципов коллективизма, подчинения и даже растворения личности в общине. Ещё один зарубежный гость конференции, профессор кафедры славистики Женевского университета Корин Амашер посвятила свой доклад месту Герцена в русской и советской историографии, открыв для всех массу интересных источников, помогающих во многом по-новому оценивать творчество мыслителя.

Заведующий отделом социальной и политической философии Института философии РАН, доктор философских наук Алексей Кара-Мурза в своём докладе «Александр Иванович Герцен в доме князей Голицыных на Волхонке (следствие и суд по «делу о лицах, певших в Москве пасквильные песни», 1834-1835 гг.)» рассказал, что А.И. Герцен имеет непосредственное отношение к этому дому. Именно в особняке князя С.М. Голицына (который руководил Следственной комиссией по делу о «неблагонадёжной молодёжи»), где в период 1834-1835 гг. молодой Александр Герцен бывал не менее пяти раз, его несколько раз допрашивали, и здесь же ему была объявлена «высочайшая воля» императора Николая I – административная высылка в Пермь.

После пленарного заседания в историческом Красном зале директор Института философии РАН академики Абдусалам Гусейнов и Анджей Валицкий торжественно открыли мемориальную доску к 200-летию А.И. Герцена.

Кроме того, 20 июня прошли два круглых стола, в рамках которых обсуждались особенности мировоззрения Герцена на основании его литературного и философского творчества, его взаимоотношений с выдающимися современниками: Борисом Чичериным, Тимофеем Грановским и другими мыслителями. Большой интерес к конференции проявил известный кинорежиссёр, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук Андрей Кончаловский, выступив с сообщением о важнейшей роли русской общественной мысли в жизни современной России.

Мероприятия в рамках конференции 21 июня были преимущественно посвящены европейскому периоду жизни и творчества философа. Известный славист, профессор Женевского университета Жорж Нива открыл пленарное заседание докладом «Фигура Великого европейца: о проблеме расширенной родины». Проблему родины и её возможного предательства в творчестве Герцена он рассмотрел через призму двух измерений свободы: свободы от и свободы для (liberty from – liberty to), задавшись вопросом о том, когда, в какой момент у человека и народа появляется право восстать против своей родины, против тирана. Профессор Нива подчеркнул, что для Герцена Европа была важна именно как Европа революционная, Европа порывов к свободе. Он связал идеи Герцена с наследием Солженицына, проведя параллели между произведениями «Былое и думы» и «Красное колесо».

Адам Михник в своём докладе «Герцен глазами поляка» выразил большое сожаление о том, что в Польше сегодня очень мало уделяется внимания наследию Герцена, а в Варшаве даже нет улицы, которая носила бы его имя. Тем более это прискорбно потому, что для поколения Михника русский язык – это язык свободы, и без мысли Герцена, считает он, не было бы того поколения интеллектуалов, пласта диссидентов, эмигрантов, которые вышли из России. Герцена, по словам Михника, можно причислить к ряду людей, которые поменяли мир, и самое главное, что он был человеком, который проповедовал толерантность, гуманизм, диалог.

После двух докладов состоялась интересная дискуссия, выступили с докладами российские учёные-герценоведы: доктор философских наук Владимир Кантор (НИУ ВШЭ), доктор философских наук Михаил Маслин (МГУ имени М.В. Ломоносова), кандидат политических наук Александр Павлов (НИУ ВШЭ). В ходе круглых столов второго дня конференции обсуждались тема «Герцен и Европа», а также проблематика русского и европейского революционаризма в творчестве А.И. Герцена.

Александра Яковлева

 

Также по теме

Новые публикации

Международный женский день отмечается уже более ста лет, но путь к женской независимости начался много ранее. Эта животрепещущая тема чрезвычайно волновала общественность. Мнения были полярными, и копий было сломано немало в спорах о правах женщины и её роли в жизни общества.
В феврале Дом русского зарубежья запустил цикл публичных лекций «Женские портреты русского научного зарубежья в XX веке». Накануне Международного женского дня мы поговорили с автором цикла Натальей Масоликовой о том, как русские женщины-эмигрантки пробивались на научные высоты, и что их объединяло, при всей разнице характеров и судеб.
Алла Баркан (Швейцария) – профессор психологии, педагог, писатель и президент Международного союза русскоязычных и двуязычных родителей – рассказала об особенностях развития детей-билингвов и дала несколько советов, как помочь детям, оказавшимся за рубежом, сохранить родной язык.
Мы публикуем перевод заметки “Język „wroga” trzeba znać!” («Язык «врага» надо знать!»), вышедшей в польском издании Obserwator polityczny. «В чём виноват Фёдор Достоевский? Может быть, творчество Александра Пушкина представляет угрозу для умов молодых польских студентов?» - так комментирует её автор недавнее закрытие Русского центра в Кракове.
В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.