RUS
EN
 / Главная / Публикации / Образование в складчину

Образование в складчину

27.10.2011

Накануне открытия VI Форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ в Киеве два проекта форума и МФГС – Молодёжный симфонический оркестр СНГ под руководством маэстро Спивакова и Сетевой университет СНГ – по праву «спорили», кто из них может стать практическим доказательством пользы от форумов? Дело в том, что оркестр с гастролями объехал все континенты мира, став визитной карточкой Содружества. А Сетевой университет, образованный в 2008 году, начинался с шести университетов, сегодня в него вошли 22 вуза СНГ, которые подготовили первый выпуск магистров.  

Итог негласного спора был таким: форум провозгласил поиски новой третьей модели гуманитарного сотрудничества. Так, впервые с 2006 года Форум творческой и научной интеллигенции заговорил не декларациями о том, что, мол, «ребята, давайте жить дружно», а языком полемики и дела – как отладить механизм гуманитарного сотрудничества. Так, чтобы визитных карточек Содружества стало столько, что народы не успевали бы их запоминать? Причём тон поисков задала хозяйка мероприятия – Украина. 

Ещё несколько лет назад прилюдно говорить о том, что СНГ нужно общее духовное пространство с рабочим и всем понятным русским языком, считалось моветоном и даже проявлением «имперскости». Но в Киеве высоко поднятая планка откровенности почти сразу отбросила необходимость в осторожности и реверансах. Поэтому почти все участники форума говорили о новой и  тяжелой ответственности для интеллигенции – найти работающую модель гуманитарного сотрудничества. А она, несмотря на зигзаги истории, болезненно, но складывается.

Одним из локальных и первых очертаний новой модели гуманитарного сотрудничества стало складывание единого образовательного и научного пространства через создание в 2008 году проекта «Сетевой университет СНГ». Теперь он обещает стать первой ласточкой формирующейся международной научной кооперации труда. Суть идеи Сетевого университета – возможность получения двойных дипломов, признаваемых как в СНГ, так и в мире на основе системы «бакалавр – магистр». Как бакалавры студенты учатся дома, а в магистратуру едут в вуз с авторитетом международного. Затем, когда часть молодых специалистов станет учёными, под них создаётся система грантов для внедрения в производство научных достижений. А вот где будут создаваться научные центры и лаборатории под эти исследования – внутри научного сообщества Содружества идёт полемика. Россия предлагает развивать новое направление – вузовскую науку на базе федеральных университетов – МГУ, СПбГУ, центра Сколково и Новосибирского госуниверситета. Украина и Казахстан предпочитают отраслевую науку, набирающую обороты при крупных фирмах и международных консорциумах, а Белоруссия, Таджикистан и Азербайджан настаивают на сохранении и приумножении традиционной академической науки. 

– Я рад, что система заработала, но она требует совершенствования на самом низшем уровне – школьном, – убеждён Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов. – Проблема в том, что разрабатываемые или принимаемые в разных странах законы об образовании упраздняют и без того едва сложившиеся стандарты совместного обучения. А если мы разойдёмся в стандартах старшей школы, то профили обучения в вузах будут различаться ещё больше. Так вот, чтобы потом не создавать согласительных комиссий, нам сегодня на старте законов об образовании надо их стандартизировать в рамках «Болонского процесса», чтобы не выпасть из мировых тенденций. 

По такому же пути – унификации программ – пошли и Высшие курсы СНГ по нанотехнологиям и ядерной энергетике, проводимые в российской Дубне. Как и Сетевой университет СНГ, они, благодаря системе свободного перемещения трудовых и научных ресурсов, стараются снизить идущую «утечку мозгов» через постепенное формирование   
новой модели образования.

– Почему у США больше всех в мире нобелевских лауреатов? – задаётся вопросом Абель Магеррамов, ректор Бакинского государственного университета. – Америка превратила образование в тренд устойчивого развития. Она развивает и сохраняет как классические университеты с фундаментальным образованием, так и создаёт узкоспециализированные технопарки. И держит баланс между ними. Мы же в СНГ часто ориентируем образование на сырьевые отрасли, что ведёт к деградации науки. Так вот модель образования третьего тысячелетия для СНГ – это всё же сохранение фундаментального образования наравне с создаваемым инновационным и специализированным. Только так можно потенциал науки и инноваций превратить в экономический потенциал наций.

Так эксперты VI Форума в Киеве пришли к заключению о том, что для нового образования надо увеличить квоты для обучения в Сетевом университете СНГ за счёт национальных бюджетов. А также ввести межгосударственные программы развития академической мобильности в области науки и инноваций. Под них в 2013 году создаются Совет молодых учёных СНГ и Фонд фундаментальных исследований СНГ. И даже Сетевой колледж профессионально-технического образования (ПТУ) СНГ. Последний задуман как центр по подготовке высококвалифицированной рабочей силы для внедренческой науки и технопарков. Таким образом, ставка, как и в США, сделана на комплекс мер по развитию фундаментальной, прикладной и вузовской науки в зависимости от предпочтений и сложившегося опыта разных стран.

– В кризисные эпохи выживает тот, кто интегрируется в сильные и дееспособные группы, – считает Александр Григорян, проректор Ереванского государственного университета. – Евразийский экономический союз в СНГ и ЕС в Европе – две такие модели, способные найти выход из кризиса, но нужна воля, чтобы понять, чего мы хотим: спасать общее дело или ремонтировать отдельные квартиры? То же самое в науке. Собраться и поговорить о модели научной кооперации труда – это одно, сделать её работающей – титанический труд. Форум в Киеве показал, что модель научной кооперации труда тяжело, но  складывается. А уж то, что у неё есть оппоненты и конкуренты, значит, стоящая и, будем надеяться, работающая модель.

Проблема только в том, как признавали все участники форума: кому внедрять модель нового гуманитарного сотрудничества? Ведь интеллигента сегодня в странах СНГ днём с огнём искать надо. Он или стал составной частью «утечки мозгов», или от нужды переквалифицировался в бизнесмена, или ушёл на пенсию. «Вот и будем искать, – предложил Борис Патон, президент Национальной академии наук (НАН) Украины. – И знаете как? Просто. Заинтересовывать. Круглые сутки».

Антон Самарин, Киев

Также по теме

Новые публикации

         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.  
Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.
Среди греческих актёров и режиссёров наберётся не больше десятка выпускников российского ГИТИСа. А вот кандидатов искусствоведения, защитивших кандидатскую диссертацию в ГИТИСе, и вовсе пока не было. И первой станет театральный режиссёр Вася Велтсиста, которой в декабре предстоит защита диссертации. Интерес к русскому театру и горячая мечта стать театральным режиссёром привели её после получения диплома инженера-механика и работы главным инженером в афинском метро в Москву и в театральный институт.
Учась в России, где прошла значительная часть моей молодости, часто бывая в России, тем не менее, каждый раз не перестаю восхищаться, когда открываю для себя ещё один город, соприкасаюсь с богатым культурным и славным историческим наследием страны, ставшей для меня Большой Родиной. И вот мне снова повезло – меня пригласили принять участие в работе XIII Ассамблеи Русского мира, на этот раз в Ярославле – в одной из древних столиц исторической Руси.
Максим Кравчинский – известный не только в русскоязычной Канаде писатель и журналист. Он один из немногих русских, кто не просто работает по специальности, но занимается своим любимым делом – русским шансоном и эмигрантской литературой. Он также восстанавливает страницы из жизни ключевых персонажей в истории русской эмиграции по всему свету.
Накануне состоялось заседание президентского Совета по русскому языку, на котором обсуждались вопросы поддержки изучения и популяризации русского языка. На заседании Владимир Путин сделал ряд важных заявлений – о русском языке как гаранте суверенитета российской нации, наборе на программы по русскому языку в вузы, издании единого корпуса словарей и многом другом.
В рамках XIII Ассамблеи Русского мира состоялся круглый стол на тему «Учим русский язык – понимаем Россию». В нём приняли участие ведущие эксперты, учёные и преподаватели русского языка из Армении, Испании, Эстонии, Болгарии, Словении, Швеции, Норвегии и Канады. Ведущим круглого стола стал заместитель председателя правления фонда «Русский мир», ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Богданов.
В Ярославле состоялся круглый стол «Историческая правда и память поколений». Его участники обсуждали, как на деле противодействовать попыткам фальсификации истории Второй мировой войны. Один из главных выводов дискуссии: факты, которые можно предъявить в защиту своей точки зрения, имеются в изобилии. Однако простой убеждённости в собственной правоте недостаточно – нужно учиться эффективно отстаивать её на международных площадках и координировать усилия.