EN
 / Главная / Публикации / Образование в складчину

Образование в складчину

27.10.2011

Накануне открытия VI Форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ в Киеве два проекта форума и МФГС – Молодёжный симфонический оркестр СНГ под руководством маэстро Спивакова и Сетевой университет СНГ – по праву «спорили», кто из них может стать практическим доказательством пользы от форумов? Дело в том, что оркестр с гастролями объехал все континенты мира, став визитной карточкой Содружества. А Сетевой университет, образованный в 2008 году, начинался с шести университетов, сегодня в него вошли 22 вуза СНГ, которые подготовили первый выпуск магистров.  

Итог негласного спора был таким: форум провозгласил поиски новой третьей модели гуманитарного сотрудничества. Так, впервые с 2006 года Форум творческой и научной интеллигенции заговорил не декларациями о том, что, мол, «ребята, давайте жить дружно», а языком полемики и дела – как отладить механизм гуманитарного сотрудничества. Так, чтобы визитных карточек Содружества стало столько, что народы не успевали бы их запоминать? Причём тон поисков задала хозяйка мероприятия – Украина. 

Ещё несколько лет назад прилюдно говорить о том, что СНГ нужно общее духовное пространство с рабочим и всем понятным русским языком, считалось моветоном и даже проявлением «имперскости». Но в Киеве высоко поднятая планка откровенности почти сразу отбросила необходимость в осторожности и реверансах. Поэтому почти все участники форума говорили о новой и  тяжелой ответственности для интеллигенции – найти работающую модель гуманитарного сотрудничества. А она, несмотря на зигзаги истории, болезненно, но складывается.

Одним из локальных и первых очертаний новой модели гуманитарного сотрудничества стало складывание единого образовательного и научного пространства через создание в 2008 году проекта «Сетевой университет СНГ». Теперь он обещает стать первой ласточкой формирующейся международной научной кооперации труда. Суть идеи Сетевого университета – возможность получения двойных дипломов, признаваемых как в СНГ, так и в мире на основе системы «бакалавр – магистр». Как бакалавры студенты учатся дома, а в магистратуру едут в вуз с авторитетом международного. Затем, когда часть молодых специалистов станет учёными, под них создаётся система грантов для внедрения в производство научных достижений. А вот где будут создаваться научные центры и лаборатории под эти исследования – внутри научного сообщества Содружества идёт полемика. Россия предлагает развивать новое направление – вузовскую науку на базе федеральных университетов – МГУ, СПбГУ, центра Сколково и Новосибирского госуниверситета. Украина и Казахстан предпочитают отраслевую науку, набирающую обороты при крупных фирмах и международных консорциумах, а Белоруссия, Таджикистан и Азербайджан настаивают на сохранении и приумножении традиционной академической науки. 

– Я рад, что система заработала, но она требует совершенствования на самом низшем уровне – школьном, – убеждён Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов. – Проблема в том, что разрабатываемые или принимаемые в разных странах законы об образовании упраздняют и без того едва сложившиеся стандарты совместного обучения. А если мы разойдёмся в стандартах старшей школы, то профили обучения в вузах будут различаться ещё больше. Так вот, чтобы потом не создавать согласительных комиссий, нам сегодня на старте законов об образовании надо их стандартизировать в рамках «Болонского процесса», чтобы не выпасть из мировых тенденций. 

По такому же пути – унификации программ – пошли и Высшие курсы СНГ по нанотехнологиям и ядерной энергетике, проводимые в российской Дубне. Как и Сетевой университет СНГ, они, благодаря системе свободного перемещения трудовых и научных ресурсов, стараются снизить идущую «утечку мозгов» через постепенное формирование   
новой модели образования.

– Почему у США больше всех в мире нобелевских лауреатов? – задаётся вопросом Абель Магеррамов, ректор Бакинского государственного университета. – Америка превратила образование в тренд устойчивого развития. Она развивает и сохраняет как классические университеты с фундаментальным образованием, так и создаёт узкоспециализированные технопарки. И держит баланс между ними. Мы же в СНГ часто ориентируем образование на сырьевые отрасли, что ведёт к деградации науки. Так вот модель образования третьего тысячелетия для СНГ – это всё же сохранение фундаментального образования наравне с создаваемым инновационным и специализированным. Только так можно потенциал науки и инноваций превратить в экономический потенциал наций.

Так эксперты VI Форума в Киеве пришли к заключению о том, что для нового образования надо увеличить квоты для обучения в Сетевом университете СНГ за счёт национальных бюджетов. А также ввести межгосударственные программы развития академической мобильности в области науки и инноваций. Под них в 2013 году создаются Совет молодых учёных СНГ и Фонд фундаментальных исследований СНГ. И даже Сетевой колледж профессионально-технического образования (ПТУ) СНГ. Последний задуман как центр по подготовке высококвалифицированной рабочей силы для внедренческой науки и технопарков. Таким образом, ставка, как и в США, сделана на комплекс мер по развитию фундаментальной, прикладной и вузовской науки в зависимости от предпочтений и сложившегося опыта разных стран.

– В кризисные эпохи выживает тот, кто интегрируется в сильные и дееспособные группы, – считает Александр Григорян, проректор Ереванского государственного университета. – Евразийский экономический союз в СНГ и ЕС в Европе – две такие модели, способные найти выход из кризиса, но нужна воля, чтобы понять, чего мы хотим: спасать общее дело или ремонтировать отдельные квартиры? То же самое в науке. Собраться и поговорить о модели научной кооперации труда – это одно, сделать её работающей – титанический труд. Форум в Киеве показал, что модель научной кооперации труда тяжело, но  складывается. А уж то, что у неё есть оппоненты и конкуренты, значит, стоящая и, будем надеяться, работающая модель.

Проблема только в том, как признавали все участники форума: кому внедрять модель нового гуманитарного сотрудничества? Ведь интеллигента сегодня в странах СНГ днём с огнём искать надо. Он или стал составной частью «утечки мозгов», или от нужды переквалифицировался в бизнесмена, или ушёл на пенсию. «Вот и будем искать, – предложил Борис Патон, президент Национальной академии наук (НАН) Украины. – И знаете как? Просто. Заинтересовывать. Круглые сутки».

Антон Самарин, Киев

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Цветаева