Образование в складчину
Накануне открытия VI Форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ в Киеве два проекта форума и МФГС – Молодёжный симфонический оркестр СНГ под руководством маэстро Спивакова и Сетевой университет СНГ – по праву «спорили», кто из них может стать практическим доказательством пользы от форумов? Дело в том, что оркестр с гастролями объехал все континенты мира, став визитной карточкой Содружества. А Сетевой университет, образованный в 2008 году, начинался с шести университетов, сегодня в него вошли 22 вуза СНГ, которые подготовили первый выпуск магистров.
Итог негласного спора был таким: форум провозгласил поиски новой третьей модели гуманитарного сотрудничества. Так, впервые с 2006 года Форум творческой и научной интеллигенции заговорил не декларациями о том, что, мол, «ребята, давайте жить дружно», а языком полемики и дела – как отладить механизм гуманитарного сотрудничества. Так, чтобы визитных карточек Содружества стало столько, что народы не успевали бы их запоминать? Причём тон поисков задала хозяйка мероприятия – Украина.
Ещё несколько лет назад прилюдно говорить о том, что СНГ нужно общее духовное пространство с рабочим и всем понятным русским языком, считалось моветоном и даже проявлением «имперскости». Но в Киеве высоко поднятая планка откровенности почти сразу отбросила необходимость в осторожности и реверансах. Поэтому почти все участники форума говорили о новой и тяжелой ответственности для интеллигенции – найти работающую модель гуманитарного сотрудничества. А она, несмотря на зигзаги истории, болезненно, но складывается.
Одним из локальных и первых очертаний новой модели гуманитарного сотрудничества стало складывание единого образовательного и научного пространства через создание в 2008 году проекта «Сетевой университет СНГ». Теперь он обещает стать первой ласточкой формирующейся международной научной кооперации труда. Суть идеи Сетевого университета – возможность получения двойных дипломов, признаваемых как в СНГ, так и в мире на основе системы «бакалавр – магистр». Как бакалавры студенты учатся дома, а в магистратуру едут в вуз с авторитетом международного. Затем, когда часть молодых специалистов станет учёными, под них создаётся система грантов для внедрения в производство научных достижений. А вот где будут создаваться научные центры и лаборатории под эти исследования – внутри научного сообщества Содружества идёт полемика. Россия предлагает развивать новое направление – вузовскую науку на базе федеральных университетов – МГУ, СПбГУ, центра Сколково и Новосибирского госуниверситета. Украина и Казахстан предпочитают отраслевую науку, набирающую обороты при крупных фирмах и международных консорциумах, а Белоруссия, Таджикистан и Азербайджан настаивают на сохранении и приумножении традиционной академической науки.
– Я рад, что система заработала, но она требует совершенствования на самом низшем уровне – школьном, – убеждён Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов. – Проблема в том, что разрабатываемые или принимаемые в разных странах законы об образовании упраздняют и без того едва сложившиеся стандарты совместного обучения. А если мы разойдёмся в стандартах старшей школы, то профили обучения в вузах будут различаться ещё больше. Так вот, чтобы потом не создавать согласительных комиссий, нам сегодня на старте законов об образовании надо их стандартизировать в рамках «Болонского процесса», чтобы не выпасть из мировых тенденций.
По такому же пути – унификации программ – пошли и Высшие курсы СНГ по нанотехнологиям и ядерной энергетике, проводимые в российской Дубне. Как и Сетевой университет СНГ, они, благодаря системе свободного перемещения трудовых и научных ресурсов, стараются снизить идущую «утечку мозгов» через постепенное формирование
новой модели образования.
– Почему у США больше всех в мире нобелевских лауреатов? – задаётся вопросом Абель Магеррамов, ректор Бакинского государственного университета. – Америка превратила образование в тренд устойчивого развития. Она развивает и сохраняет как классические университеты с фундаментальным образованием, так и создаёт узкоспециализированные технопарки. И держит баланс между ними. Мы же в СНГ часто ориентируем образование на сырьевые отрасли, что ведёт к деградации науки. Так вот модель образования третьего тысячелетия для СНГ – это всё же сохранение фундаментального образования наравне с создаваемым инновационным и специализированным. Только так можно потенциал науки и инноваций превратить в экономический потенциал наций.
Так эксперты VI Форума в Киеве пришли к заключению о том, что для нового образования надо увеличить квоты для обучения в Сетевом университете СНГ за счёт национальных бюджетов. А также ввести межгосударственные программы развития академической мобильности в области науки и инноваций. Под них в 2013 году создаются Совет молодых учёных СНГ и Фонд фундаментальных исследований СНГ. И даже Сетевой колледж профессионально-технического образования (ПТУ) СНГ. Последний задуман как центр по подготовке высококвалифицированной рабочей силы для внедренческой науки и технопарков. Таким образом, ставка, как и в США, сделана на комплекс мер по развитию фундаментальной, прикладной и вузовской науки в зависимости от предпочтений и сложившегося опыта разных стран.
– В кризисные эпохи выживает тот, кто интегрируется в сильные и дееспособные группы, – считает Александр Григорян, проректор Ереванского государственного университета. – Евразийский экономический союз в СНГ и ЕС в Европе – две такие модели, способные найти выход из кризиса, но нужна воля, чтобы понять, чего мы хотим: спасать общее дело или ремонтировать отдельные квартиры? То же самое в науке. Собраться и поговорить о модели научной кооперации труда – это одно, сделать её работающей – титанический труд. Форум в Киеве показал, что модель научной кооперации труда тяжело, но складывается. А уж то, что у неё есть оппоненты и конкуренты, значит, стоящая и, будем надеяться, работающая модель.
Проблема только в том, как признавали все участники форума: кому внедрять модель нового гуманитарного сотрудничества? Ведь интеллигента сегодня в странах СНГ днём с огнём искать надо. Он или стал составной частью «утечки мозгов», или от нужды переквалифицировался в бизнесмена, или ушёл на пенсию. «Вот и будем искать, – предложил Борис Патон, президент Национальной академии наук (НАН) Украины. – И знаете как? Просто. Заинтересовывать. Круглые сутки».
Антон Самарин, Киев