
Лукавый дедушка из Летнего сада

27 мая 1855 года в Летнем саду открыт памятник Ивану Андреевичу Крылову работы Петра Клодта.
Это был первый памятник литератору в невской столице и второй в России – после памятника Ломоносову в Архангельске. О памятнике заговорили практически сразу же после смерти великого баснописца, но сбор частных пожертвований, объявленный «Петербургскими ведомостями», и само изготовление памятника растянулись на десять лет. Причём на первых эскизах знаменитого Петра Клодта – памятник стал его последней крупной работой – Крылов изображён в виде античного оратора, в просторной развевающейся тоге. Но в итоге сидящий Крылов получился именно таким, каким его знал Петербург. Причём некоторые злые языки утверждали, что Клодт Крылову даже польстил – все знали, что он о собственных внешности и гардеробе не очень-то заботился. До такой степени, что однажды, когда собирался на весёлый карнавал и спрашивал окружающих, кем ему нарядиться, язвительная Аннет Оленина сказала: «Да вы просто вымойтесь, побрейтесь и причешитесь, Иван Андреевич, и вас ни одна живая душа не узнает!»
На пьедестале памятника изображено множество животных – героев крыловских басен. Весьма любопытно, что Клодт лепил только с натуры, а потому на те годы, что он работал над памятником, его дом превратился в настоящий зверинец.
Егеря привезли скульптору ручного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведицу с двумя медвежатами, художник Боголюбов подарил макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрёл овцу с ягнёнком, осла, журавля, лисицу. Впоследствии сын скульптора вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего только ни было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным рёвом, воем, блеянием, писком... Всё это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками». И только козла – персонажа басни «Квартет» – всякий день приводила жившая поблизости старушка...
Место для памятника было выбрано исключительно удачно, и сейчас даже трудно представить, что первоначально его предполагали установить возле Публичной библиотеки, где работал Крылов.
Не остались равнодушными к бронзовому Крылову и коллеги по поэтическому цеху:
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел, –
писал Аполлон Майков. Но не все были настроены столь лирически, и вскоре у известного насмешника Петра Шумахера родилась эпиграмма:
Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые ребята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!»
В последнее время различные статуи, украшающие аллеи Летнего сада, вполне обоснованно заменяют копиями. Но до «дедушки Крылова» дело вряд ли дойдёт...
Георгий Осипов
Также по теме
Новые публикации







