EN
 / Главная / Публикации / Гражданский литературный форум начинает работу в Cети

Гражданский литературный форум начинает работу в Cети

04.08.2009

По инициативе известных российских писателей в Интернете начал работу новый литературный сайт – Гражданский литературный форум России. Возглавляют форум председатель – критик Капитолина Кокшенёва и два сопредседателя – писатели Захар Прилепин и Виктор Николаев. В структуре форума работают общественный и творческий советы. В их состав вошли кардиохирург, академик РАН Лео Бакерия; оперный певец, народный артист СССР Зураб Соткилава; доктор филологических наук, ведущий сотрудник ИМЛИ РАН Светлана Семёнова; критики Сергей Беляков и Владимир Бондаренко; писатели Юрий Мамлеев, Пётр Краснов, Владимир Личутин, Вера Галактионова, Александр Потёмкин, Михаил Тарковский и Сергей Шаргунов.

К участию в работе нового литературного форума приглашены писатели из Москвы, Петербурга и других российских городов: Иркутска, Воронежа, Курска, Вологды, Челябинска, Новосибирска, Барнаула, Северодвинска, Перми, Армавира, Нижнего Новгорода. «Причём тех, кто хотел бы поступить на форум – всё больше и больше, – рассказывает Капитолина Кокшенёва. – Не знаю, почему людям не хватает рамок того же Союза писателей, но он, как мне кажется, как некая форма медленно, но уверенно себя изживает».

Развивая тему творческих союзов, которые, по словам Кокшенёвой, в современной России законодательно, а значит, и творчески не защищены, председатель форума подчеркнула, что ГЛФР – это не новый Союз писателей, не «какая-то глобалистская структура».

«У нас есть одно желание – чтобы это было товарищество и были именно товарищеские отношения. Со всеми, кто был изначально приглашён на форум, а это порядка сорока человек, нас изначально связывает долгая творческая судьба. Она не всегда гладкая. Я писала иногда довольно резко о некоторых писателях, но тем не менее они не обиделись. В целом мы собрали тех людей, которые творчески одиноки, хотя они и состоят в Союзе писателей, но, так скажем, не входят в группы приближённых к кому или чему-либо. Для них главное, действительно, творчество, а такие люди, как правило, одиноки. Вот этих талантливых одиночек мы и собрали. Но, с другой стороны, есть такие фигуры, как Захар Прилепин – сверхуспешный, сверхпиарный, сверхраскрученный, сверхвостребованный. Но и ему тоже захотелось войти в наш форум».

В настоящий момент, как сообщила Капитолина Кокшенёва, форум проходит регистрацию, а его участникам предложено обсудить формы и план совместной работы. Вне обсуждения только одно и принципиальное условие – отсутствие цензуры.

«На сайте будет публиковаться всё, что пожелают сами участники форума. Цензуры не будет. Я, например, критически отношусь к творчеству Кирилла Серебренникова, а критик из Воронежа Виктор Никитин написал материал о фильме "Юрьев день". Я этому не препятствовала, потому что доверяю ему как специалисту, который следит за событиями киномира, разбирается в тонкостях. Пожалуйста, спорьте! Но необходимо также учиться и культуре спора, для нас это важно! Хотя, если откровенно, когда Виктор предложил мне открыть на форуме "Свободную кафедру", я сначала задумалась. Но у нас нет и не должно быть запретных тем. Дело, может, лишь в какой-то внутренней цензуре. В "Свободной кафедре" мы будем печатать не только членов форума, но и со стороны, тех, кто пожелает принять участие в дискуссии».

Одной из отличительных особенностей «Гражданского литературного форума России» стало участие в его работе большого числа литературных критиков. Сергей Беляков, Владимир Бондаренко, Капитолина Кокшенёва, Алексей Коровашко, Юрий Павлов, Роман Сенчин, Владимир Яранцев, Андрей Рудалёв – в процентном отношении их почти четверть от общего числа участников форума.

«У нас достаточно много критиков, – поясняет Кокшенёва. –  Ведь, провинциальным писателям разных поколений чрезвычайно важно, чтобы их творчество было предметом обсуждения. У нас уже такой опыт есть: обсудили трёхтомник Михаила Тарковского в "Литературной России". И делаем это не для того, чтобы мир потрясти. Мы стараемся делать это качественно, да и момент личного писательского счастья тоже важен. Тарковского бесконечно порадовала эта публикация, он ведь по полгода не может из Сибири в Москву выбраться».

По мнению Кокшенёвой, форум открывает широкие горизонты и большие возможности для писателей из российской провинции. «Меня очень волнуют провинциальные писатели. Что мы можем для них очень существенное сделать? Столичные критики, столичные газеты – сайт о них будет писать. И эта правда очень важна, как важна и связь столицы с провинцией, ощущение сопричастности общим культурным событиям», –  подчёркивает московский критик, добавляя, что Россия всё ещё сохраняет культуроцентричное сознание, с чем нельзя не считаться, «потому что это всё равно другой горизонт, другой опыт, ритм жизни, другие возможности».
С задачей объединения национального культурного пространства России напрямую связана концептуальная основа деятельности форума, которую инициаторы его создания определили как «новое представление о современной культуре, выходящее за рамки привычной для русской культуры дихотомии "почвенник – западник"».

«Русская культура, её мощный классический проект, её глубокий почвенный культурный слой, безусловно, стала нашим фундаментом, нашим центром, имеющим силу и образца, и канона. Русская культура для нас – это самобытная культурная модель, создатели и носители которой способны к диалогу с иными национальными культурами как "левого", так и "правого" типа. Современная русская культура для нас – это и один из мощнейших факторов формирования человека, качество личности которого – залог успешного развития всех иных (социальных и экономических) форм жизни. Форум считает, что у творческой интеллигенции есть свои интересы в обществе, и намерен их озвучивать, добиваясь формирования интеллектуальной и творческой элиты, формируя в обществе, где десятки лет шёл демонтаж культуры, новое отношение к качеству культуры (литературы) и качеству творческого труда, находящихся за пределами массовой культуры», – говорится в одном из наиболее важных положений программного документа форума.

На форуме в разделе «Библиотека» уже размещены фрагменты книги Михаила Тарковского, романы Веры Галактионовой, Владимира Личутина, Александра Потёмкина, рассказы Юрия Мамлеева, Лидии Сычёвой, повести Захара Прилепина, Петра Краснова, Бориса Агеева, Сергея Шаргунова, Анатолия Байбородина, Дмитрия Ермакова, этюды и сказы Владимира Варравы, стихи Галины Якуниной, критические статьи Капитолины Кокшенёвой, Андрея Рудалёва, Сергея Белякова, Владимира Бондаренко, Алексея Коровашко, Романа Багдасароваа и других российских авторов.

Несомненным литературным открытием последних лет, по словам Капитолины Кокшенёвой, помимо Михаила Тарковского, стало творчество Бориса Агеева, «очень скромного человека, живущего в Курске. Хотя человек он уже немолодой. Я считаю, что это очень талантливый, существенный голос. Чистый, звонкий родник нашей литературы, но Россия его не знает. Хотя я уверена, что если бы была возможность как-то пропагандировать его книги или говорить о них, совершенно уверена – однозначно всё было бы прочитано. Мы в том числе и ему хотим помочь. Такой писатель нам нужен, чтобы мы продолжали называться русской литературой».

Исходя из убеждения, что книга в нынешних условиях конкурентной борьбы в мультикультурном пространстве требует новых методов пропаганды, как и новых способов формирования вкуса к чтению, в планы ГЛФР включены выездные форумы по России, встречи с читателями.

Раз в году будет проводиться большой литературный фестиваль «Территория смысла». «Первый такой фестиваль мы запланировали сделать следующей весной в Москве вместе с Николаем Бурляевым. И не ради пиара, а ради главного смысла – отвечать на жизненные потребности человека».

На фестивале пройдут круглые столы по проблемам формирования фонда современной литературы и распространению книг, презентации новых произведений членов форума, лекции и дискуссии о новых тенденциях в современной литературе, мини- и моноспектакли. Организаторы фестиваля намерены также проводить акции, связанные с комплектациями библиотек России, выделяя на эти цели собственные средства.

Первый же выездной форум и презентация сборника произведений участников ГЛФР должен пройти осенью нынешнего года. В числе городов, куда хотели бы приехать и столичные, и провинциальные писатели, в первую очередь Иркутск, Архангельск, Вологда и Нижний Новгород.

«Пока состав членов форума мы не собираемся расширять. Но дело даже не в ограничении. Мы вполне допускаем, что можем быть кому-то неинтересны. Такие раскрученные писатели, как Устинова, Акунин, Пелевин, Толстая, они люди-проекты и к нам не пойдут. Мы всё-таки, видимо, нужны для тех людей, которые хотят думать и о жизни, и о литературе всерьёз».

Изменившиеся условия формирования мирового и российского информационного пространства, нарождение новой мультикультурной идеологии, по мнению Кокшенёвой, породили активную визуализацию культуры, её мутацию, которой необходимо общими творческими усилиями противостоять. «Сейчас, говорят, конец библейской истории, святой истории. Но сегодня перед нами стоит не просто проблема конца истории. На мой взгляд, наступает конец цивилизации эпохи слова. На Руси всегда было своё особое отношение к слову. Информационные технологии преобладают над человеческим уникальным даром – словом. Слово как дар уже мало кем осмысливается, у него появилась какая-то вспомогательная функция. Наша задача в том, чтобы культуру слова поддерживать. Слово в опасности, роль писателя изменилась, и мы на форуме этим озабочены. Мы чувствуем, что есть вещи, которые нам не побороть, но которым можно совместно противостоять», – подчеркнула Капитолина Кокшенёва. Для поддержки и пропаганды «некоммерческой интеллектуальной литературы, обладающей высокими художественными достоинствами, написанной на русском языке в новом XXI столетии» ГЛФР учредил ежегодную литературную премию «Аврора».

Форум также планирует участвовать в совместных проектах с Русской православной церковью, университетами, фондами по работе с детьми и подростками.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева