EN
 / Главная / Публикации / К истории патриаршества на Руси

К истории патриаршества на Руси

02.02.2009

Второго Московского патриарха многие считают всего лишь польской марионеткой. Первый раз он был возведён на патриарший престол Лжедмитрием, второй – польскими войсками, занявшими Москву именем царевича Владислава, а в 1612 году оказался в обозе королевской армии Сигизмунда III, предпринявшего безуспешное наступление на Москву.

Всё это безусловно так. Однако нельзя при этом забывать, что недолгое патриаршество Игнатия полностью соответствовало традиции, заложенной его предшественником Иовом и продолженной сменившим его Гермогеном: верой и правдой служить тому государю, который в этот момент сидит на престоле. Игнатий стал патриархом при Лжедмитрии и до последнего дня сохранял ему верность.

Бывший епископ греческого города Ериссо оказался в Москве в 1598 году, прибыв как посланец Константинопольского патриарха на царское венчание Бориса Годунова. К тому времени в Московии уже существовала значительная колония греческого духовенства, и Игнатий решил к ней присоединиться. Среди прочего на его решение, безусловно, повлияло богатство Русской церкви, особенно бросающееся в глаза на фоне бедственного положения греческих епархий, оказавшихся под властью турок.

Подчёркнутая мягкость и уступчивость Игнатия, почтение к светским властям не прошли мимо внимания царя Бориса. И в 1603 году грек с удовольствием избавился от приставки «экс» при своём епископском сане, заняв кафедру Рязанскую и Муромскую.

В 1605 году Лжедмитрий открыл военные действия против Годуновых. Пока Борис был жив, ему удавалось держать ситуацию под контролем, несмотря на широкую поддержку, которой пользовался самозванец, действовавший под именем сына Ивана Грозного. Основное войско Лжедмитрия было разбито под Добрыничами, его остатки блокированы в нескольких крепостях. Однако после скоропостижной смерти Бориса ситуация радикально изменилась – сначала армия, затем московский посад и, наконец, правящая элита перешли на сторону самозванца.

За исключением патриарха Иова, русское духовенство также не поддержало Фёдора Годунова. Однако Игнатий оказался первый из русских архиереев, кто открыто признал Лжедмитрия царевичем Димитрием, и с царскими почестями встретил его в Туле. Этот шаг был оценен по достоинству. Заняв Москву, Лжедмитрий решил, что грек будет для него лучшим кандидатом на место низведённого Иова.

До конца верный Годуновым, Иов был фактически низложен восставшей московской толпой, едва не убившей святителя. Однако бывший монах и секретарь патриарха неплохо знал церковные каноны и понимал, что смена патриарха должна быть проведена с соблюдением всех формальностей. Поэтому в июне 1605 года в Успенском соборе состоялся Собор московского духовенства. Как пишет участник этих событий епископ Арсений Елассонский (ещё один грек, обосновавшийся в Москве), собравшиеся сначала приговорили: «Пусть будет снова патриархом святейший патриарх господин Иов», а затем низвели его с кафедры якобы из-за того, что тот был стар, немощен и слеп. После этого кандидат Лжедмитрия был избран новым патриархом.

Согласно некоторым источникам, Игнатий дважды ездил к низложенному патриарху, прося у него благословения. При этом Лжедмитрий якобы угрожал Иову тяжкими муками в случае отказа, однако тот остался твёрд и отказался. Впрочем, не исключено, что перед нами всего лишь красивая легенда.

Игнатий был возведён на патриарший престол 24 июня 1605 года и с первого же дня стал верным слугой и надёжным соратником нового правителя. В первую очередь, естественно, патриарх должен был развеять всякие сомнения относительно происхождения нового государя. Поэтому уже 30 июня он разослал по России окружную грамоту, в которой извещал о вступлении на прародительский престол прирождённого царя и великого князя Димитрия и повелевал петь по всем церквам торжественные молебны за нового государя и впредь молиться о нём и об его матери инокине Марфе, чтобы Бог даровал им многолетнее здравие и возвысил их царскую десницу «над латинством и над бесерменством».

Через месяц после победы Лжедмитрия в Москву прибыла его «мать», вдова Ивана Грозного Марфа Нагая. Патриарх вместе с царём участвовал в торжественной встрече, а затем отслужил в Успенском соборе пышный молебен в честь воссоединения царской семьи.

В свою очередь новый царь всячески жаловал верного иерея. Вскоре после вступления в Москву Лжедмитрий преобразовал Боярскую думу по образцу польского Сената. Первые места в новом органе власти получили представители духовенства во главе с патриархом. Таким образом, Игнатий формально стал вторым человеком в государстве.

Однако главную услугу Лжедмитрию Игнатий оказал не в Думе, а в качестве главы Русской церкви, когда в мае 1606 года состоялось бракосочетание царя с Мариной Мнишек. В Москве, естественно, настаивали, чтобы будущая царица перешла в православие, однако дочь Сандомирского воеводы, ревностная католичка Мнишек не желала слышать о перемене веры. Требовалось найти нестандартное решение, чтобы сделать возможным церковное венчание. И оно было найдено. Согласно сценарию свадьбы, царскому бракосочетанию предшествовало венчание Марины на царство. Это церемония предполагала ритуал, аналогичный присоединению к православию «вторым чином», – миропомазание. Коронация царицы была в Москве неслыханным делом, поэтому русские люди, не знавшие, как должна проходить эта церемония, вполне могли решить, что священник, помазавший Марину священным миром, тем самым присоединяет её к Православной церкви.

Трудно сказать, кому пришла в голову эта мистификация. Возможно, что режиссёром в данном случае выступил сам Лжедмитрий, хорошо знавший церковные каноны. Но, как бы то ни было, без согласия патриарха этот спектакль был бы невозможен.

По иронии судьбы главным распорядителем на свадьбе Лжедмитрия был назначен его злейший враг – заговорщик и будущий царь Василий Иванович Шуйский. В заговоре против самозванца участвовали представители многих боярских родов, новгородские дворяне, вызванные Лжедмитрием для охраны столицы, представители московского посада… О соответствующих планах был своевременно информирован польский король Сигизмунд.

Переворот произошёл 16 мая. Лжедмитрий был убит при попытке к бегству, и трон перешёл к главе заговорщиков – князю Василию Шуйскому. На следующий день Освящённый собор низвёл ставленника Лжедмитрия с патриаршества. При этом Игнатий был обвинён в том, что позволил «папежнице» Мнишек приложиться к православным иконам, а также согласился обвенчать её по православному обряду. О том, что многие судьи сами принимали участие в той же свадьбе, старались, естественно, не вспоминать.

Свергнутый патриарх был заключён в Чудовом монастыре. Он обрёл свободу лишь в 1611 году, когда поляки и их союзники-бояре вновь возвели его в патриаршее достоинство. Вскоре после этого Игнатий отбыл в королевский лагерь под Смоленском. По дороге экс-патриарх был ограблен собственным польским конвоем.

В Польше Игнатий поселился в виленском Троицком монастыре. Здесь под влиянием красноречивого архимандрита Вельямина Рутского грек склонился к унии. Он публично отрёкся от православия и направил открытое письмо к папе римскому.

Игнатий скончался в 1618 или 1619 году и был похоронен в Троицком монастыре. Однако есть сведения, что после смерти экс-патриарх всё-таки вернулся в Москву: согласно униатским свидетельствам, когда в 1655 году войска Алексея Михайловича взяли Вильно, мощи Игнатия и Вельямина были вывезены в Россию.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева