EN
 / Главная / Публикации / Кадет Алексей Йордан

Кадет Алексей Йордан

26.05.2008

Алексей Борисович Арсеньев – удивительный рассказчик, большой эрудит, пожалуй, лучше других знающий историю русской эмиграции в Югославии. Не было бы ничего удивительного, если бы он оказался профессиональным историком. Однако по специальности он теплоэнергетик, 37 лет работающий на нефтеперерабатывающем заводе в г. Нови-Саде (Югославия).

Алексей Борисович родился 25 марта 1946 г. в сербском городе Кикинда, в семье служащего, оказавшегося после Гражданской войны вместе с Донским Императора Александра III кадетским корпусом на земле Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Борис Петрович, отец Алексея, в 1919 г. поступил в этот корпус еще в Новочеркасске. В 1920 г., преодолев невзгоды, вместе с товарищами эвакуировался на греческий остров Лемнос, а затем в Египет.

Из Египта корпус по приглашению короля Югославии переехал в г. Горадже (Югославия). В 1930 г. Б.П. Арсеньев кончил кадетский корпус и поступил на агрономический факультет Белградского университета. Обладая музыкальными способностями, зарабатывал на жизнь игрой в различных оркестрах. Война застала его служащим конопляного завода, позднее он работал на предприятии по переработке целебных трав, много ездил по стране, руководя церковными хорами.

Мать А.Б. Арсеньева, дочь военного чиновника, родилась в ноябре 1910 г., вместе с родителями эмигрировала из России в Югославию. Окончила русско-сербскую гимназию и медицинский факультет Белградского университета. Война помешала сдать последние экзамены и получить диплом о высшем образовании.

В 1949 г. семья Б.П. Арсеньева оказалась в г. Нови-Сад. В 1964 г. Алексей Арсеньев окончил сербскую гимназию, в 1969 г. – машиностроительный институт Новисадского университета по специальности инженер-теплоэнергетик. Родители и широкий круг русских людей, с которыми он рос и общался в Нови-Саде, привили ему любовь к России, воспитали его на почве русской культуры.

С молодых лет Алексей стал проявлять интерес к судьбам и духовной жизни людей, не по своей воле оказавшихся на чужбине. Собирая свидетельства современников, фотографии, материалы периодических изданий, изучая архивные материалы, рукописи, Алексей Арсеньев постепенно перешел к обработке собранного богатства и публикаций очерков и статей о беженцах из России, осевших в небольшом провинциальном городке Югославии и других районах страны.

В своих работах Алексей Арсеньев стремится раскрыть духовный мир русских людей, оказавшихся на чужбине, их мужество и силу воли в борьбе за достойное место в жизни. Герои его повествований – представители интеллигенции, служащие, чиновники. Проживая вдали от Родины, они помнили о своих корнях, не забыли русского языка и воспитывали своих детей в любви к России. А.Б. Арсеньев стремится проследить их жизненный путь, показать, как им удалось сохранить себя русскими.

Начав свою журналистскую и литературную деятельность в конце 80-х – начале 90-х гг. с небольших заметок о русских людях в Югославии, А.Б. Арсеньев затем опубликовал большое количество крупных обзорных материалов по этой проблеме: «Вклад русской эмиграции в развитие сербской культуры XX в.» (Белград, 1993), «Русская эмиграция в Югославии» (М., 1996), «Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-1998» (М., 1999-2005), «У излучины Дуная…» (М., 1999) и многие другие.

Это только малая часть того, что написано и опубликовано Алексеем Борисовичем. Великолепно владея сербским языком, он пишет статьи для сербских периодических и энциклопедических изданий, публикует свои материалы в периодических изданиях русского зарубежья во Франции, США, Аргентине, Венесуэле, Австралии.

Алексей Борисович Арсеньев находится в расцвете творческих сил, и до сих пор полон различных замыслов.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Коклюшки, подушка, нить – современные кружевницы используют те же инструменты, что и их предшественницы 200 лет назад, когда в Вологде открылась первая кружевная мастерская. И по старинке создают сколки (рисунки) вручную.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов выступил 26 января на «правительственном часе» в Госдуме в ходе обсуждения доклада министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
Каждый год в Кыргызстане неуклонно растёт количество людей, уезжающих в Россию по программам содействия добровольному переселению соотечественников. Подавляющее большинство из них — люди в самом расцвете сил. Только за первое полугодие прошлого года страну покинули 1 300 человек.
Главком немецких ВМС Кай-Ахим Шёнбах вынужден был подать в отставку после своих слов о том, что «Крым ушёл, он больше не вернётся» к Украине. Он также призвал к «уважительному отношению на равных» к президенту РФ Владимиру Путину, а разговоры о войне назвал «нонсенсом». То, что происходит сейчас в Германии, напоминает охоту на ведьм
В самом конце 2021 увидел свет роман «Эспер. Франция. 1917 год. Тайна старинной открытки». В книге воссоздаются малоизвестные страницы истории Русского экспедиционного корпуса во Франции в годы Первой мировой войны. Автор Людмила Дюбург, живущая во Франции, рассказала, как случай привёл её к историческому расследованию, и как оно вылилось в создание романа.
Во все времена переписка с родными и дорогими сердцу людьми давала силу, уверенность, надежду на лучшее. Немало и трагических историй связано с письмами. В День ручного письма вспомним несколько эпистолярных примеров, запечатлённых в русской литературе.
Международный проект Meet BRICS Art объединяет художников из России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР. В январе состоялось открытие их виртуальной выставки. Кроме того, участники проекта проведут онлайн-дискуссии: например, обсудят, как художники могут принять участие в оформлении города будущего стран БРИКС.
В стихотворении «Памятник» Александр Пушкин предрёк себе всероссийскую славу. Хантов среди народов, попавших в произведение классика, не оказалось, но Пушкина в Ханты-Мансийском округе и на Ямале любят и читают, в том числе на своём языке. Житель Салехарда Геннадий Кельчин переводит произведения классика на хантыйский, а на русский переложил древние легенды своего народа.