EN
 / Главная / Публикации / "Без меня"

"Без меня"

20.02.2008

В Омске от сердечного приступа в возрасте 43 лет скончался лидер группы «Гражданская оборона» Егор (Игорь) Летов.

Писать некролог на уход фигур, подобных Летову, сложно. Их смерти не вписываются в гладкие формулировки, вроде «ушел из жизни выдающийся деятель». Писать же с болью и надрывом – используя те средства описания мира, с которыми ассоциируется сам Летов, было бы, по меньшей мере, нетактично.

Можно сказать лишь о том, что умер один из основателей российского панк-движения, легендарная фигура русского музыкального мира. По крайней мере несколько его песен знает каждый, кто в последние 20 лет бывал в русскоязычных подростковых компаниях, играющих на гитаре.

По судьбе группы «Гражданская оборона», как отчасти и по судьбе самого поэта и музыканта, можно проследить историю позднесоветского и раннепостсоветского общественного протеста. Полуподпольное существование в Омске в середине восьмидесятых. Бешенная популярность в годы перестройки, когда песни ГО казались самой звонкой пощечиной советской действительности. Противоречие и надлом в начале 1990-х (вместе с обрушением самого Советского Союза) – тогда песни Летова можно было услышать и на баррикадах вокруг «Белого Дома» в августе 1991 и на баррикадах в 1993 году. Затем – концерты по окраинным домам культуры в разных городах и участие Летова в протестных проектах националистического и коммунистического свойства. Поддержка концертами Зюганова на выборах 1996 года. Существование в серой и полуофициальной зоне искусства – «Гражданскую оборону» не то чтобы запрещали, но предоставляли маргинальные площадки, не допускали к ротации на радиостанциях, то есть не вводили в широкий мир музыкального бизнеса,  который со второй половины девяностых уже стал складываться в России. Впрочем, не станем утверждать, что причиной этого были лишь политические взгляды Летова – объективно стоит признать, что его музыкальные композиции действительно сложно представить на радио. Во всяком случае, если оценивать качество звука и проработанность мелодики.

Это, впрочем, не мешало песням Летова оставаться популярными. Новые песни имели сложившуюся группу поклонников, отличавшихся, как правило, неформальными политическими взглядами и вообще довольно критическим отношением к действительности 1990-х. Однако старые песни, ставшие известными к концу 1980-х, передавались по цепочке от одного начинающего гитариста к другому. Отчасти потому, что научиться играть их было относительно несложно. Впрочем, много чего можно довольно просто научиться играть. Едва ли это заставит петь под гитару одни и те же песни поколение за поколением.

Так или иначе, хотя бы песня «Все идет по плану» дала тот язык, на котором подростки что-то объясняют самим себе третий десяток лет подряд, уже не вполне понимая, что такое «от границы ключ переломлен пополам», и почему «дедушка Ленин совсем усох». Примечательна история  с тем, как  Егор Летов по многочисленным просьбам зрителей на концерте в Хайфе исполнил одну из самых знаменитых в перестроечные годы песню «Общество Память». Даже не исполнил, а просто играл на гитаре (сославшись на то, что давно забыл текст)  под общее скандирование зала. История может показаться абсурдной.  Но, пожалуй,  она показывает, что даже тексты его песен давно оценивают не по букве, а, скорее, по духу. Важен в них эмоциональный протестный заряд. А под какими лозунгами в данный конкретный момент происходит этот протест – второстепенно. С учетом того, что песня Летова – едва ли не все, что осталось от некогда всерьез нашумевшего общества – это становится особенно заметным.

В последние годы – и это тоже многое говорит об истории протестного искусства в нашей стране – новые песни Летова стали появляться на радио. Отчасти это связано с тем, что сам Летов отказался от любой политической борьбы, и песни его стали заметно другими. Сложно сказать, какое развитие получил бы этот этап его творчества. Егор Летов умер. С нами же остаются его песни, которые знают все - и, по крайней мере, на одном из этапов своей жизни считают важным пропеть или прокричать их кому-то.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
Многие иностранные студенты уже получают образование в вузах РФ, а нацпроект «Наука и университеты» предполагает развитие этого направления и повышение привлекательности отечественного высшего образования. В августе пять российских университетов объединились в консорциум, чтобы предложить уникальную программу подготовки иностранцев к обучению на русском языке.
Как и чему сегодня нужно учить инженеров? Могут ли российские технические вузы конкурировать с зарубежными? Стоит ли опасаться роботов и искусственного интеллекта? На эти и другие вопросы отвечает и. о. ректора МГТУ СТАНКИН Владимир Серебренный.
В Международном союзе немецкой культуры представлена книга «Немецкие тайны» Александра Фитца. Это исследование о том, как немцы стали российскими, затем уехали в Германию, а теперь кто-то возвращается, а кто-то живёт на две страны.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» прокомментировал заявление Президента Украины Владимира Зеленского о возможной войне с Россией.