EN
 / Главная / Публикации / Русский клуб: Размышления на Светлой неделе

Русский клуб: Размышления на Светлой неделе

24.04.2008

В Иерусалиме – Пасха всех народов: сначала евреи отпраздновали Песах, затем выпавшее на его дни празднование Христова воскресенья Западной церковью, наконец, Пасха по восточному календарю. Но у определённых людей, выросших, по крайней мере в фоновом режиме, в лоне одной традиции и заброшенных судьбой в землю, где от них ожидается, что они будут придерживаться иной, возникает следующий вопрос. Куда податься бедному еврею в Святой земле, если он живёт в Израиле, но, как персонаж из «Бориса Годунова», «…юности своей отчизну помнил // И до конца по ней он тосковал», т. е. хочет верить в то, во что верил до приезда в Израиль, молиться так, как молился прежде, или тем более, если ему случилось уверовать здесь в Христа, а не в то, во что хотелось бы еврейским организациям для простоты? 

Вариантов, собственно, не так уж много. Один из них – община отца Александра Виноградского, французского еврея, чей родной язык – идиш, выучившего русский и приехавшего в Израиль окормлять русско- и украиноговорящую паству в рамках местной Греческой патриархии. Богослужения в храме Св. Николая Чудотворца мало того, что проводятся по субботам (что особенно пикантно в рамках еврейской традиции), так ещё и довольно большая часть службы происходит на иврите, по переводу, сделанному в XIX веке специально для крестившихся евреев. Выглядит это чрезвычайно эффектно и для новичка непривычно, но для понимающего иврит и существующего в контексте обеих традиций человека – то, что надо, особенно псалмы и молитвенные тексты, имеющие еврейский оригинал. Дети многих прихожан учатся в еврейских религиозных школах, но их родители совершают вполне осознанное усилие, чтобы они росли израильтянами, при этом в православной вере. Хорошо было бы, чтобы в будущем израильское общество, особенно та русскоязычная его часть, которая – невольный каламбур –  пытается быть святее Папы Римского в своих попытках отречься от старого мира, перестало усматривать в этом всякую дихотомию, которой, собственно, несть для огромного количества православных евреев всей русскоязычной ойкумены, особенно гуманитариев, во многом благодаря просветительской работе о. Александра Меня, и теперь, по утверждению одного русско-еврейского путешественника, впору назначать своего епископа для этой ветви православия. Реально, впрочем, не только существование евреев-христиан, но и так называемое иудео-христианство, когда верующие соблюдают обе догмы по зову сердца (например, случай, когда девушка, привезённая в Израиль подростком по еврейской линии и крестившаяся в католичество уже здесь, не разговляется квасным на Пасху, выпадающую в дни Песаха, когда вместо хлеба и традиционной выпечки принято есть мацу). Пока же у одного молодого человека, практически выросшего в Израиле, рассказ о том, каково еврею в Великий пост, вызвал когнитивный диссонанс: «Погоди, как это – православная еврейка?» А вот так, милый. В современном Израиле для русскоязычного человека нужно было долго создавать условия, при которых демократичность крещения, в котором несть ни эллина, ни иудея, была бы неочевидной. Известен случай, когда в более традиционном местном монастыре батюшка пристально расспрашивал кандидата в христиане, все ли его родственники евреи, и, услышав, что да, все, отказался. Впрочем, возможно, что и это зависит от конкретной обители.  

Второй вариант – менее «катакомбный»: в Израиле существует представленная в нескольких крупных городах католическая община, где богослужения ведутся на иврите и где часть прихожан, помимо стремящихся к иному израильтян, еврейского происхождения французов-католиков, а также поляков, русские. Действуют они давно, налажена работа с молодёжью, рукополагаются новые священники (на иерусалимском богослужении в прошедшую давеча католическую Великую субботу было объявлено о рукоположении отца Романа, тоже, возможно, приехавшего с так называемой Большой алией, она же позднесоветская волна еврейской эмиграции). Кстати, по слухам, приехавшие в Израиль в 70-е духовные дети Александра Меня подались в католичество; из-за политической ангажированности тогдашних представителей Русской православной церкви в Израиле многие позднее уехали в Америку, так как тогда сложно было воспитывать детей одновременно израильтянами и христианами, как пытаются поступать современные ивритоговорящие католики. Самое, возможно, странное, на взгляд постороннего человека, на строгой службе с пением под гитару причащали на чем-нибудь, а… мацой. Да-да, той самой, с проходящей в те же дни еврейской Пасхи. Католики всегда причащают опресноками, но причастие мацой является, на наш взгляд, наиболее ярким и даже в чём-то парадоксально обнадёживающим символом нового иудео-христианства в его западном изводе. (По утверждению представительницы общины, так в ней поступают круглый год.) Соответственно, на последовавшей после службы трапезе были люди, соблюдающие и еврейские традиции тоже, стало быть, разговеться квасным им было нельзя. Можно только посочувствовать, точнее, выразить невероятное уважение тем, кто готов носить двойной набор вериг, с самоограничениями Великого поста и требованиями кошерной кухни и таким образом служить Богу по двум избранным им каналам веры.

Мы намеренно не касаемся здесь официальных, существующих в юрисдикции Русской православной церкви рамок «отправления культа»: складывается ощущение, что в монастырях и храмах, принадлежавших как «белой», так и «красной» церкви, не очень-то жалуют взыскующих представителей еврейской эмиграции. Однако, говорят, на службе в Горнем монастыре в живописной деревеньке, ныне районе Иерусалима, Эйн-Карем, собирается полно народу – возможно, что-то меняется. Нам, однако, известен случай, когда прихожанку, привыкшую к демократичности общины отца Виноградского, выгнали из Троицкого собора, принадлежащего Русской духовной миссии, за то, что та посмела явиться в храм в брюках. Всё-таки стандартный местный троп – «жизнь в свободной стране» – сказывается определённым образом на людях, желающих придерживаться милых сердцу традиций, но забывших о том, каким холодным может быть приём со стороны официальных форпостов доминирующей в России религии. Надо сказать, что и предстоящая передача изначально принадлежавших Русской церкви территорий в центре Иерусалима вызвала вполне понятный протест русскоязычных иерусалимцев, подписывавших петиции и так далее. Причём не стоит искать в этом признаки чьих-то происков или особой нелюбви к православию. В конце концов, не всё, что происходит в Иерусалиме, нужно оценивать с точки зрения сосуществования трёх религий. Его жители живут повседневной жизнью, как и жители всех городов. И в этой жизни у них есть свои привычки и небольшие радости. То, что во дворике русского подворья раньше устраивали концерты, а теперь там ничего подобного нет, для горожан имеет достаточное значение. Хотя едва ли кто-то из тех, кто принимал решение о передачи зданий, стал бы думать о таких концертах как о чём-то важном. И то сказать, приятно, что вывеску с ятями «Вениаминовский приютъ» отмыли пескоструйкой, но как-то непривычно наблюдать между мэрией и улицей Яффо дом с табличкой «Московская патриархия» на разных языках. Что-то во всём этом – в его отмытости, в начищенности таблички, в том, как таинственный человек запирает ворота, которые – полно, да были ли они раньше в этом проходе? – напоминает некоторые парадные и официальные стороны нынешней Москвы и России, по которой и рад бы скучать и оставаться верным, но страшно: примут ли тебя на эту территорию, где раньше был мало ухоженный иерусалимский камень, а сейчас – как гласит куб, давно, впрочем, поставленный между Троицким собором и городской тюрьмой, – площадь Москвы?

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

С 10 по 12 апреля на ВДНХ пройдёт международный фестиваль «Пора в космос!», приуроченный к 60-летию полёта первого космонавта Юрия Гагарина. Одним из участников фестиваля будет космонавт-испытатель Олег Блинов, который расскажет студентам из разных стран, обучающимся в России, о своём опыте пребывания в отряде космонавтов.
Началась подготовка к Всероссийской переписи населения – 2021. Последняя перепись была в 2010-м. Очередь следующей должны была настать в 2020-м, однако из-за коронавируса её перенесли на сентябрь 2021-го. Что ожидать от новой переписи и как она будет проходить, в интервью «Русскому миру» рассказывает член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Владимир Зорин.  
Каждый год в апреле мы возвращаемся к славному дню 12 апреля 1961 года. В тот день корабль «Восток-1» поднял на околоземную орбиту первого человека новой космической эры – Юрия Гагарина. Полёт продолжительностью чуть более полутора часа сделал его фигурой, которой до сих пор восхищаются во всем мире. А нам совершённый Гагариным ровно 60 лет назад подвиг позволяет вспомнить невероятную связь его истории с прекрасным персонажем из Аргентины – певицей и актрисой Лолитой Торрес.
Полёт первого землянина – Юрия Гагарина – в космос стал эпохальным не только для нашей страны, но и для всего человечества. А сегодня без космических исследований не может обойтись практически ни одна сфера народного хозяйства. О своём опыте работы в космосе рассказывает Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Владимир Титов.
В XIX веке на Дальнем Востоке столкнулись интересы России, Англии и Франции. И ситуация вполне могла повернуться таким образом, что эти земли оказались бы утерянными для нашей страны. Если бы не смелость, предприимчивость и желание служить своему Отечеству нескольких героев того времени.
Врачам из кардиохирургического центра в Благовещенске, которые проводили операцию на сердце во время пожара, и сотрудникам МЧС вручили благодарственные письма от жителей Амурской области. Спасая больного, врачи рисковали собственными жизнями.
Полевые раскопки по поиску захоронений Великой Отечественной войны станут одной из самых масштабных акций 2021 года. Международная поисковая экспедиция «Ржев. Калининский фронт» будет проходить вблизи Ржевского мемориала Советскому солдату. В её состав войдут до 500 военных археологов из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, трёх прибалтийских республик и Германии.
Доклад первого вице-президента Европейского фонда славянской письменности и культуры Дмитрия Климова был сделан на научно-практической видеоконференции «В поисках единства. Русский языковой союз», посвящённой вопросу единства русского народа и научному наследию академика РАН, слависта О. Н. Трубачёва.