EN

«В нём горит какой-то внутренний свет». 100 лет Иннокентию Смоктуновскому

Светлана Сметанина28.03.2025

Иннокентий Смоктуновский

Даже среди звёздной плеяды советских артистов своего поколения Смоктуновский выделялся не только уникальным даром, но и совершенно непередаваемой интонацией – неслучайно его столь узнаваемый голос звучит за кадром во многих фильмах. А в стихах Пушкина в исполнении артиста, кажется, оживает каждая строка…

«Бог, наверное, берёг меня для каких-то маленьких моих свершений»

Иннокентий Михайлович Смоктуновский (изначально его фамилия была Смоктунович) родился в селе Татьяновка Томской области. Но все его детские воспоминания были связаны с Красноярском – родители, у которых было девять детей, отдали 5-тилетнего сына бездетной родственнице. Там же, в Красноярске, юный Иннокентий впервые побывал в театре. Вышел совершенно потрясённый – игра актёра, который бешено вращал глазами, выражая высшую степень гнева, поразила 14-летнего мальчика. Потом, уже во взрослой жизни, он признается, что сразу понял: театр – это его, «как будто попал к себе домой».

В школе был драмкружок, и Иннокентий немедленно записался туда. Но оттуда его выгнали после первого же спектакля, в котором у Смоктуновского, кстати, была главная роль. По его словам, на сцене его вдруг охватило такое чувство счастья и свободы, что он начал истерически хохотать. Зрители смех подхватили, спектакль пришлось остановить. Так его актёрская карьера закончилась, едва начавшись.

И. М. Смоктуновский в военной форме. Фото: Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова###https://bdt.spb.ru/spektakli/aktery-bdt-soldaty-velikoy-otechestvennoy/

А потом была война. Смоктуновский окончил фельдшерско-акушерское училище, работал в госпитале при воинской части. В 1943 году его призвали в армию и направили в Киевское пехотное училище, откуда всего через полгода он попал на фронт. Из поколения ребят, родившихся в 1925 – 1926 годах, большинство погибли на фронтах Великой Отечественной. Но ему повезло: он участвовал в боях на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев. Под Киевом попал в плен, но спустя месяц сумел бежать – едва живого от голода его спрятала в своём доме семья украинских крестьян. С этой семьёй Иннокентий Смоктуновский будет поддерживать отношения всю свою жизнь. Потом попал в партизанский отряд, а оттуда – в 318 гвардейский стрелковый полк, вместе с которым гвардии младший сержант Смоктуновский принимал участие в освобождении Варшавы. Закончил войну в немецком городе Гревесмюлен. Сам он много лет спустя говорил, что выжил потому, что всегда был верующим человеком – «Бог, наверное, берёг меня для каких-то маленьких моих свершений».

В лыжном костюме по московским театрам

После войны он возвращается к мечте о сцене и поступает на учёбу в студию при Красноярском драматическом театре. Но короткое пребывание в немецком плену сурово напоминает о себе: Смоктуновский получает «минус 39» – запрет на проживание в 39 крупных городах Советского Союза. И уезжает туда, где реальные «минус 39» – в Норильск, потому что «дальше не сошлют». С 1946 по 1951 год он выступает на сцене 2-го Заполярного театра драмы в Норильске, в котором играл вместе с заключёнными Норильлага. Именно там он сменит фамилию на ту, которая станет известна всему Советскому Союзу, – Смоктуновский.

Пять лет в Норильске ударили по здоровью – Иннокентий заболел цингой. И вскоре перебрался на юг – сначала в Грозный, а потом в Махачкалу. Потом опять переезд – в Сталинград, где он два года будет играть на сцене Областного драматического театра.

…В 1955 году Смоктуновскому 30 лет – серьёзный возраст по тем временам. Он актёр средней руки театра, в личной жизни – развод с первой женой. Что дальше? Он решает поехать в Москву – показаться в разных театрах. Бывшим коллегам говорит на прощание: «Если вы не услышите обо мне через пять лет, я займусь другим делом».

В Москву он приехал в лыжном костюме – другого просто не было. Ночевал на вокзалах, а днём ходил показываться в театры. Можно только догадываться, какое впечатление он производил на столичных театральных корифеев… Его никуда не брали. Тогда Смоктуновский стал ходить на спектакли в эти театры, чтобы понять – а кого же туда берут? «Смотрел один, два, три спектакля, но актёров, чья работа покорила бы, заставила бы затаить дыхание и насладиться этим мигом, не видал», – так он вспоминал о том времени в одном из интервью. Впрочем, МХАТовские спектакли ему понравились. Но взяли его в конце концов на внештатную работу в Театр имени Ленинского комсомола.

"Солдаты" (1956). Фото: Кино-театр.ру###https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/3987/foto/m2080/127056/

В 1956 году он сыграл на «Мосфильме» эпизодическую роль в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Этот фильм увидел режиссёр ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького Георгий Товстоногов и пригласил никому неизвестного актёра на роль князя Мышкина в спектакль «Идиот».

«Нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души»

Семь месяцев работы над спектаклем оказались крайне мучительными – и для самого актёра, и для всей театральной труппы. Смоктуновский выходил на сцену растерянный, буквально не зная, куда идти и что делать. Актёры делегациями ходили к Товстоногову и отказывались работать с «этим больным», но режиссёр был неумолим – Мышкина сыграет только Смоктуновский или никто. А сам актёр после репетиций читал и бесконечно перечитывал роман Достоевского – он искал своего князя Мышкина, вынашивал его в себе. А потом случилось чудо – Мышкин «родился» и зажил своей жизнью. Известный театровед Инна Соловьёва так описывала один лишь проход героя из одной кулисы в другую: «Высокий и слабый, сутулый и непередаваемо изящный, с какими-то слишком лёгкими руками, с походкой, щемяще робкой и одновременно щемяще решительной, князь Мышкин шёл в иноземном своём платье, в толстых башмаках, с узелком, завязанным в клетчатый платок. Беззащитный, детски приветливый, строгий, вступал он в эту петербургскую жизнь, корыстную и горячечную, нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души».

Спектакль стал потрясением для театрального Ленинграда. Да что там Ленинграда! Смотреть на Смоктуновского-Мышкина приезжали со всех уголков страны. Ещё вчера никому не известный провинциальный актёр внезапно стал самым востребованным артистом страны – самые знаменитые режиссёры наперебой стремились заполучить его в свои картины.

И вскоре кинематограф действительно на некоторое время победит в его жизни театр. Смоктуновский после Мышкина хотел играть соразмерные ему роли. Но в БДТ ему приходилось выходить на сцену в рядовых пьесах на злободневную советскую тематику. И он уходит из БДТ. А последующие попытки вернуться туда для роли Чацкого будут безуспешными – Товстоногов, хотя и очень тяжело переживал разрыв, не простил ему измены.

«С ним нельзя работать, как с другими актёрами»

60-е стали для Смоктуновского временем ярких ролей в кино. У Григория Козинцева он играет Гамлета – роль, которую до него блестяще сыграли знаменитые Лоуренс Оливье и Михаил Чехов. Но Гамлет Смоктуновского – это нечто особенное: герой виделся ему вовсе не сомневающимся и колеблющимся, а напротив – сильным и решительным, наделённым «огромной душевной волей и умственной энергией». Козинцев так вспоминал о работе со Смоктуновским: «Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса – его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить…».

Интересное пересечение – Гамлета Смоктуновский сыграет в кино ещё раз – в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». По сюжету главный герой в свободное от похищений автомобилей время играет Гамлета в самодеятельном театре. Рязанов задумал съёмки этого фильма ещё в 1962 году, когда Смоктуновский снимался в «Гамлете». И поначалу режиссёр пригласил на главную роль Юрия Никулина, но тот вскоре уехал вместе с цирком в длительное зарубежное турне. Рязанов вновь обратился к Смоктуновскому, но тот так устал после съёмок в «Гамлете», что отказался. На роль Юрия Деточкина пробовался Леонид Куравлёв. Рязанов вспоминал, что тот «оказался достоверен, правдив, симпатичен, но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов».

Олег Ефремов на пробах на роль Деточкина также не подошёл – сценарист Эмиль Брагинский, увидя его, воскликнул: «Да вы что, товарищи! Это же волк в овечьей шкуре!» В конце концов Рязанову всё же удалось уговорить Иннокентия Смоктуновского. Как писал сам режиссёр, он хотел сделать добрую, немного грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. «Этот человек – большой чистосердечный ребёнок», – писал Рязанов. Поэтому и фамилию ему дали Деточкин. И именно Смоктуновскому удалось сыграть эту своего рода современную интерпретацию князя Мышкина. К слову, у Юрия Деточкина был реальный прототип в жизни, который все вырученные от продажи угнанных машин деньги тратил на школу-интернат в Рязанской области и детские футбольные команды. Зрители сразу и искренне полюбили героя фильма «Берегись автомобиля», а фраза «Свободу Юрию Деточкину!» ушла в народ.

«Надо не играть, а быть»

В те годы Смоктуновский сыграл ещё ряд ролей, которые окончательно утвердили его на вершине актёрской профессии: Петра Ильича Чайковского в фильме Игоря Таланкина, учёного-физика в фильме «Девять дней одного года», Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании». Этот список мог быть гораздо длиннее: актёра приглашали на роли Андрея Болконского, Каренина, Бориса Годунова, Сирано де Бержерака… Но болезнь глаз заставила его на два года покинуть кинематограф. А к середине 70-х он и вовсе сделал выбор в пользу театра, признавая, что «вынести двойную нагрузку его сердце не в состоянии» – слишком высока была его личная актёрская планка.

"Дядя Ваня" (1970). Фото: Кино-театр.ру###https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/3987/foto/m2080/127056/

В середине 70-х он по приглашению Олега Ефремова приходит во МХАТ, где и прослужит до конца своих дней. Он сыграет в чеховских пьесах «Иванов», «Чайка», Порфирия Головлёва в пьесе по роману Салтыкова-Щедрина. Вместе с Ефремовым они будут выходить на сцену в «Кабале святош». «Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла», – писал театральный критик Анатолий Смелянский.

Но Смоктуновский, даже не играя в фильмах, во многих сумел оставить след – озвучивая авторский текст за кадром, как в «Зеркале» Тарковского, или главного героя Чарли Чаплина в «Огнях рампы». А ещё он оживил для нас гениальные стихи Пушкина, читая их так, что, кажется, будто ты чувствуешь и видишь каждую строчку, каждое слово…

«Надо не играть, а быть», – сказал однажды Смоктуновский о выбранной им профессии. И в своей книге, которая так и называется «Быть!», он даёт своё личное объяснение и своей судьбе, и своему успеху: «Я могу только сказать, что сам я проник сквозь жестокое горнило непонимания и выстоял потому только, что шёл, зная, чего я хотел и что мог. И единственным багажом на этом прекрасном и тяжёлом пути к самому себе были Вера, Надежда, Любовь».

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В апреле в Индии и Пакистане прошёл Фестиваль русской культуры «Душа моя – Россия», организованный Московским политехническим университетом при поддержке фонда «Русский мир». Его главными участниками стали студенты местных вузов, изучающие русский язык.
Участница проекта «Российский учитель за рубежом» Валерия Кравец не один год чередует прохладный Ярославль и жаркую Гану. В конце апреля молодой преподаватель вернулась из своей третьей командировки, и её африканский стаж составляет уже полгода.
Фальсификация исторической правды о Второй мировой и Великой Отечественной войнах началась далеко не вчера, а практически сразу после их окончания в 1945 году. Задача фальсификаторов с самого начала состояла в том, чтобы максимально принизить, а лучше – полностью нивелировать роль СССР в разгроме Третьего Рейха.
Русскоязычное сообщество США продолжает бережно хранить память о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. В разных штатах – от Флориды до Чикаго, от Нью-Йорка до Вашингтона – проходят памятные акции, встречи с ветеранами, образовательные проекты и культурные мероприятия, объединяющие поколения.
Если Александр Пушкин по праву считается «солнцем русской поэзии», то Пётр Чайковский занимает столь же неоспоримое место в музыкальной культуре России. Композитор прожил всего 53 года, но его вклад в мировое искусство трудно переоценить: Чайковский – самый исполняемый автор музыки в мире.
Джеттапол Папсамут (Jettapol Papsamoot) сейчас учится в Высшей школе экономики. В прошлом году его ролик о России занял третье место на конкурсе видеоработ для тайских учащихся «Моя маленькая Россия», который проходил при поддержке фонда «Русский мир». Джеттапол рассказал, сложно ли ему было выучить русский язык, и почему он повёз всю свою семью в Мурманск.