EN

Алиса Фрейндлих: «Служебный роман» со сценой длиною в жизнь

Светлана Сметанина08.12.2024

Алиса Фрейндлих. Фото: ok.ru

…В её характеристике из театрального института было написано: «Может играть острохарактерные роли, детей и старух». Но уже спустя четыре года после окончания вуза она – звезда ленинградской театральной сцены. Кинооператоры не хотели её снимать из-за слишком «сложного» лица. Но в 1977 она будет признана «лучшей актрисой года», а фильм «Служебный роман» и спустя почти 50 лет – хит всех праздничных телепрограмм. 8 декабря исполняется 90 лет народной артистке СССР Алисе Бруновне Фрейндлих.

Девочка из блокадного Ленинграда

Родители будущей актрисы познакомились в Ленинградском техникуме сценических искусств. Мама – Ксения Фёдорова – приехала в Ленинград из Пскова. Отец – Бруно Фрейндлих – был коренным петербуржцем и ленинградцем из семьи немецких потомственных стеклодувов, переехавших в царскую Россию ещё в XVIII веке.

После рождения дочери Ксения оставила актёрскую профессию, выбрав более практичную стезю бухгалтера в сберкассе. А отец со временем стал известным актёром театра и кино, народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии – за исполнение роли Маркони в фильме об изобретателе радио «Александр Попов».

Незадолго до начала войны родители маленькой Алисы расстались, и отец вместе со своими коллегами из Ленинградского драматического театра уехал на гастроли в Ташкент. Возможно, это спасло его от более тяжёлой судьбы: его брата с женой репрессировали.

Алиса с матерью и бабушкой со стороны отца остались в Ленинграде, где и встретили начало войны, а затем и блокаду. По словам актрисы, именно бабушка помогла им с матерью пережить самый страшный голод первой блокадной зимы. С немецкой педантичностью бабушка делила суточную пайку хлеба на несколько крохотных долек, которые позволяла есть строго по часам. И эта жёсткая дисциплина помогала не так сильно страдать от чувства голода, а главное – не съедать всю заветную пайку сразу.

Читайте также: Блокада Ленинграда: «Дожить до травы»

После войны мать увезла девочку на три года в Таллин к родственникам, но потом они вновь вернулись в Ленинград. Туда же вернулся и отец с новой семьёй, который начал успешную карьеру в ленинградских театрах и на Ленфильме.

А девочка тем временем тоже определилась с призванием. В её школе был театральный кружок, которым руководила народная артистка РСФСР Мария Призван-Соколова. Алиса Фрейндлих вспоминала о своём первом театральном педагоге: «Она не просто влюбила меня в театр, она возбудила настоящую страсть и заставила серьёзно к ней относиться».


При этом сама Алиса поначалу мечтала об опере: у неё оказался прекрасный голос, высокое меццо-сопрано, и она легко могла на слух напевать сложные оперные арии. Но отец скептически сказал: «Ничего тебе там не светит – ты маленькая, а опера требует фактуру». Помогать поступить в театральный вуз дочери он тоже не стал – отговорился, что никогда не видел её на сцене и не может ручаться. Отец с дочерью действительно редко виделись – новая жена была против такого общения.

Но Алиса всё-таки поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского и вскоре стала одной из любимых учениц известного в те годы театрального педагога, воспитавшего многих признанных мастеров советского театра и кино, Бориса Зона. Именно профессор Зон подписывал ту самую характеристику студентки 4-го курса Алисы Фрейндлих, в которой было сказано: «Может играть острохарактерные роли, детей и старух. Превосходно танцует и обладает настоящим певческим голосом». По словам самой актрисы, её педагогу никогда даже в голову не приходило, что она может играть, например, Джульетту или же другие лирико-драматические роли.

И кто знает, как бы всё сложилось. Обладая миниатюрной фигурой – рост всего 153 см – актриса могла претендовать разве что на роли травести. Поначалу так и было: в Ленинградском драматическом театре им. Комиссаржевской, куда взяли Фрейндлих, она начинала с ролей мальчиков-хулиганов, сыграв, по её словам, «длинный ряд всевозможных девочек и мальчиков». Но однажды в театр Комиссаржевской пришёл приглашённый режиссёр Игорь Владимиров, чтобы поставить спектакль с оказавшимся пророческим для них с актрисой Фрейндлих названием «Время любить»…

«Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова»

Встреча стала судьбоносной для обоих. В 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр им. Ленсовета, Фрейндлих сразу же перешла туда и стала не просто ведущей актрисой, а, как писали, «первой леди театра». В выборе репертуара Игорь Владимиров ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы. «Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили», – признавалась актриса и добавляла: «Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз».

Элиза Дулиттл – «Пигмалион», 1962 г.

Мечта любой актрисы – муж-режиссёр, который знает и понимает, как наиболее выгодно подать талант своей супруги. Фрейндлих играла почти во всех постановках театра. Это и Элиза Дулитл в «Пигмалионе», и Джульетта, в роли которой не мог представить актрису её педагог. Таня в одноимённой пьесе Арбузова, Катарина в «Укрощении строптивой», Даша в «Хождении по мукам», Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», Раневская в «Вишнёвом саде» – казалось, для Фрейндлих нет недоступных ролей, настолько широк оказался её именно лирико-драматический диапазон.

А что же кино? Почему так долго там словно не замечали звезду ленинградской театральной сцены?

«Операторы шарахались от меня как от огня»

Нельзя сказать, что ведущие режиссёры кино того времени не интересовались Алисой Фрейндлих. Однажды актёр Анатолий Солоницын, с которым она играла в спектакле «Варшавская мелодия», передал ей записку от присутствовавшего в зале Андрея Тарковского. Записка начиналась словами: «Госпожа Фрейндлих!». Режиссёр приглашал её сняться в одном из эпизодов его фильма. Актриса вроде бы согласилась, но дальше дело не пошло.

Эльдар Рязанов, будучи поклонником Фрейндлих по её ролям в театре, пригласил актрису на пробы в «Гусарскую балладу». Но и тут не сложилось: кинооператор забраковал съёмку, сказав, что у актрисы «слишком сложное» лицо. «Операторы шарахались от меня как от огня», – признавалась Фрейндлих. Второй раз Рязанов приглашал Фрейндлих на роль Нади в знаменитой «Иронии судьбы…». Но тут он сам не увидел в ней того накала внезапной влюблённости, которую блестяще продемонстрировала польская актриса Барбара Брыльска.

И тем не менее, когда режиссёр собрался снимать кино по пьесе Брагинского «Сослуживцы», он уже чётко видел в роли «мымры» Людмилы Прокофьевны только Алису Фрейндлих. И её, и других звёзд он позвал в свой фильм вообще без проб. Поначалу фильм назывался «Сказка о руководящей Золушке». И действительно, в фильме главный мотив – не любовно-лирическая линия начальницы и её подчинённого, а именно преображение героини, превращение её из «мымры» без возраста и пола в Женщину с большой буквы.

Кадр из к/ф «Служебный роман», 1977 г.

Этим и объяснялся буквально феерический успех фильма – в год выхода его посмотрели свыше 58 миллионов зрителей! Он давал всем женщинам Советского Союза надежду встретить если не «принца», то просто хорошего человека, даже если им «немного за тридцать», но главное – вспомнить, что красиво выглядеть можно отнюдь не только в пору юности.


Актрисе приходили тысячи писем от женщин со всего СССР, писавших, что после фильма они пошли в парикмахерскую, купили себе красивое платье, туфли на каблуке, в общем, захотели нравиться в первую очередь самим себе.


Сцену, в которой преображённая главная героиня проходит по своему учреждению, вызывая восхищённую оторопь у трудового коллектива, действительно невозможно смотреть без радостной улыбки, настолько волшебно выглядит это превращение. Неудивительно, что и современные режиссёры любят использовать такой приём в мелодрамах – вспомним ту же «Красотку» с Джулией Робертс или очень популярный во многих странах сериал «Не родись красивой».

После такого успеха Алиса Фрейндлих по праву заняла место любимой и популярной актрисы. Она сыграла королеву Анну в «Трёх мушкетёрах», где, к слову, тоже исполнила несколько песен, как и в «Служебном романе». Таким образом, кино дало ей возможность проявить и природный музыкальный талант.

Позвал её и Андрей Тарковский – в свой фильм «Сталкер». Небольшая роль жены главного героя оказалась довольно сложной – режиссёр требовал многократных дублей сцены с истерикой героини, а актриса так прониклась её эмоциональным состоянием, что ей стало плохо. Едва не потерявшую сознание актрису унесли со съёмочной площадки.

Кадр из к/ф «Сталкер», 1979 г.

Спустя несколько лет Рязанов позвал её в свой очередной хит «Жестокий романс» на роль матери Ларисы Огудаловой. Расчётливая и мелочная Харита Игнатьевна, мечтающая повыгоднее пристроить своих дочерей и терпящая в этом крах, в исполнении Фрейндлих оказалась очень убедительной.

Предложения сниматься в кино обрушились на актрису лавиной, но муж-режиссёр неохотно отпускал её на съёмки – не хотел, чтобы это шло во вред театру. А потом подошли к концу и эти отношения: после статьи в газете под названием «Театр одной актрисы» Владимиров подал на развод, и спустя какое-то время Алиса Фрейндлих перешла в Ленинградский академический большой драматический театр им. М. Горького. Там уже не было такой востребованности: за двадцать лет работы с режиссёром Темуром Чхеидзе актриса получила главные роли только в трёх его спектаклях.

Кадр из сериала «Женская логика» (2002 – 2006 гг.)

Но кино о ней не забывало: главные роли в фильмах «На Верхней Масловке», у Валерия Тодоровского в «Подмосковных вечерах» и фильме «Большой», в сериале про авантюрную пенсионерку-сыщицу «Женская логика», где она сыграла со Станиславом Говорухиным. Потом вырос внук Никита, который снял в 2021 году трагикомедию «Родители строгого режима» с бабушкой в главной роли. Слава народной артистки в полной мере сохраняется у неё и сегодня.

…Алиса Фрейндлих как-то призналась, что всю жизнь ей периодически снится один и тот же кошмар: она стоит на сцене и видит, как зрители встают и уходят, и зал пустеет. Она говорит, что по-прежнему где-то в глубине души остаётся неуверенной в себе актрисой, которая очень боится не справиться, но всё же пересиливает свой страх.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Дипломат, востоковед, историк, переводчик-полиглот, поэт, драматург, блестящий пианист, композитор... Как много удалось успеть Александру Сергеевичу Грибоедову за его короткие 34 года. Сам он считал себя прежде всего литератором и в памяти народной остался как автор бессмертной комедии «Горе от ума». 15 января исполняется 230 лет со дня его рождения.
Настоящим вершителем судеб России стал родившийся ровно 300 лет назад, 15 января 1725 года, Пётр Александрович Румянцев-Задунайский. Победы этого полководца предопределили овладение Российской империей Крымом и её выход на Нижний Дунай.
175 лет назад родилась Софья Васильевна Ковалевская – первая в мире женщина – профессор математики. Она опередила своё время почти на 50 лет, доказав, что для науки имеют значение талант и упорный труд исследователя, а не его пол.
С 10 января по 9 февраля 2025 года в Москве уже в шестой раз проходит Зимний международный фестиваль искусств – одно из самых масштабных культурных событий в России. Возглавляет фестиваль народный артист СССР, Герой труда РФ Юрий Башмет.
Русский язык пользуется большой популярностью в Центральной Азии, и Кыргызстан здесь не исключение. Именно русский язык остаётся основным средством межнационального общения, поиска информации и развлекательного контента, обучения и расширения возможностей выгодного трудоустройства.
Алина Липп из Германии, журналист и военный корреспондент, ведёт самый популярный телеграм-канал в немецкоязычном сегменте, посвящённый России и СВО. А теперь она ещё и помогает тем своим соотечественникам, которые хотели бы переехать в Россию, поскольку разделяют традиционные ценности.