«Жертвы становятся палачами, а те, кто сражался за свободу, объявляются врагами». Что противопоставить фальсификации истории?
Редакция портала «Русский мир»03.11.2024
Круглый стол «К 80-летию Победы: роль культуры в отстаивании исторической правды» собрал немало участников XVI Ассамблеи Русского мира. Люди хотели поделиться тем, что делается в их стране для сохранения исторической памяти, а также почему происходят попытки грубого искажения истории и как этому противостоять.
В начале встречи модератор круглого стола Елена Малышева, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте РФ, сделала презентацию Центра.
Центр существует уже год и реализует четыре крупных проекта: «Без срока давности», «Пространство памяти», «Лаборатория исторической безопасности» и научно-просветительский проект «Доступный архив».
«Историческая память - это не о прошлом, это о будущем, - говорит Е. Малышева. - В российском обществе колоссальный запрос на историческую память. Понимание того, что историческая память является основой нашего мировоззрения, мне кажется, наша национальная черта и даже традиция. Потому что во все времена именно обращение, с одной стороны, к истории, её смысловому ряду и понимание тех ценностей, которая она несёт, определяли наше представление о будущем, образ будущего».
За первый год своего существования Национальный центр провёл более 20 крупных мероприятий с участием более 1 тыс. специалистов, государственные и общественные деятели, науки и искусства. Проведены 25 судебных процессов в регионах России, установлены факты нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны в отношении уже порядка 6 млн. советских граждан.
Также по поручению президента России Центром реализуются проекты по созданию Книги Памяти и народного архива истории СВО.
Кроме того, Центром инициирован конкурс музейных экспозиций о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
«Мы открыты для сотрудничества, для взаимодействия, потому что историческая память у нас одна. И ценности одни. Они ретранслируются не только в академических изданиях, не только в поле образования, но и в поле культуры. Поэтому неслучайно сегодня мы в рамках нашего круглого стола будем говорить именно о творческом срезе, об исторической памяти через творческие интерпретации, через культуру. Наверное, это самый верный и самый объединяющий механизм», - сказала Елена Малышева, открывая дискуссию.
Об общем пространстве памяти призвал не забывать другой модератор встречи, польский публицист и историк Мариуш Швидер, который напомнил, что отношения Польши с Россией, с Русью насчитывают как минимум 1200 лет и начались ещё до крещения князя Владимира.
«Наши отношения часто были сложными», - признаёт представитель Польши, но в то же время подчёркивает: Россия, её культура, русский народ ему очень близки.
Мариуш Швидер является автором серии книг, в которых рассказывает о непростых отношениях России и Польши на протяжении их долгой истории. Но в то же время он призывает не забывать о тех тесных связях, которые объединяют два наших народа. Начиная от общих славянских предков и морганатических связей первых Рюриковичей и Пястов (польская королевская династия) через целый калейдоскоп известных персонажей русской истории, которые имели польские корни. При этом, по словам автора, в своих книгах он старается представлять только факты, а уж дать им оценку - дело читателя.
Почему так важно знать свою историю? По мнению польского историка, борьба в мире идёт сейчас не между странами, а между двумя мировоззрениями: традиционным и неолиберальным, которое отказывается от истории и будущего, чтобы общество, лишённое памяти и перспектив, стало легко управляемым. А такому обществу через СМИ, которыми, по его словам, в Польше владеют в основном немцы и американцы, можно легко навязать любую неправду.
Эту тему в своём выступлении очень убедительно и последовательно развил общественный деятель, председатель Международного движения русофилов в Италии Элизео Бертолази.
Он обратил внимание на то, как в странах Запада намеренно искажаются образ прошлого, а обществу легко навязываются самые чудовищные исторические фальсификации. Например, намеренно принижается роль Советского Союза в освобождении Европы от нацистов. Во многих странах стало обычным делом приравнивать СССР к Третьему рейху. Это делается даже на уровне законодательства. «Это огромная фальсификация истории. Так жертвы становятся палачами, а те, кто сражался за свободу, объявляются врагами», - уверен Бертолази.
Роль СССР в деле борьбы с нацизмом стирается. Как это происходит? Например, в течение уже нескольких лет на церемонию, посвящённую освобождению 27 января 1945 года Освенцима советскими солдатами, не приглашаются представители России. В западных СМИ можно встретить сообщения, что Освенцим освободила вовсе не Красная армия, а войска союзников. В одном итальянском фильме, рассказал Бертолази, даже есть сцена, как американский танк въезжает на территорию Освенцима.
Манипулирование исторической правдой сопровождается нападками на социализм и попытками приравнять его к немецкому фашизму. Обществу настойчиво навязывается мысль, что память о жертвах фашизма должна равным образом сопровождаться памятью о жертвах коммунизма.
Все эти противоречия вокруг исторической памяти подчёркивают, считает Бертолази, насколько важна Вторая мировая война в сегодняшней политике.
Те, кто манипулируют историческими фактами в Европе, прекрасно знают цену, которую заплатил СССР за свержение нацизма, уверен он. Но если Европа знает, что должна быть благодарна за это России, то что же она делает? Ответ - она искажает историю намеренно. По словам Бертолази, схема проста и логична: если поставить знак равенства между фашизмом и коммунизмом, то отпадает необходимость в благодарности. А это открывает путь к нынешнему конфликту, в котором коллективный Запад объединился на Украине против России.
«Как антрополог я рассматриваю и социальный спектр, пытаюсь ответить на вопрос, как мы на Западе пришли к этому? Как можно бессовестно лгать перед лицом такой трагедии, ставшей причиной гибели 27 млн. граждан Советского Союза?», - задаётся вопросом итальянский общественный деятель.
У него есть ответ: США завоевали мир благодаря очень продуманной пропаганде Голливуда. Его моделью, которая кочует из фильма в фильм, является финальное столкновение добра и зла. И эта же модель используется сегодня в политике, когда мировым злом объявляется Россия. Таким образом в сознании людей легко происходит подмена понятий, меняются их базовые ценности. «Политика Запада - это горький плод глобалистской либеральной идеологии, которой противостоит совесть, мораль, традиция», - уверен Бертолази.
Если мир удалось заставить поверить в то, что мужчина может родить ребёнка, и горе тому, кто с этим не согласен, тогда с большой лёгкостью можно заставить людей поверить в то, что англо-американские союзники освободили Освенцим и выиграли Вторую мировую войну. Почему нет?
Что можно этому противопоставить? «Только победу!» - восклицает итальянский русофил. Победу России над варварством, над возрождающимся нацизмом. «Я имею в виду победу не просто с военной точки зрения, но Русский мир, русскую идентичность - систему ценностей, которые сегодня представляет Россия. То, что происходит, - это ещё и духовная война. Сегодня многие даже на Западе рассматривают Россию как последний бастион фундаментальных ценностей», - уверен Бертолази.
Когда речь идёт о ценностях, нужно избегать клише, культурного окостенения, уверен Юрий Бутунин, учредитель и главный редактор журнала «ДрамТеатр», на который, по его словам, подписаны более тысячи профессиональных театров России и несколько сот театров из-за рубежа.
Он рассказал о проблеме на примере своей сферы - театра. По его мнению, театры в России плохо относятся к исторической памяти. И приближающаяся дата 80-летия Победы для них стала «обязаловкой». «Мы опять начинаем ставить одни и те же пьесы», - отметил он.
Очень мало появляется в театрах пьес современных авторов. «Наш журнал в августе специально выпустил сборник, куда вошло семь пьес современных авторов о Великой Отечественной войне. Там потрясающая пьеса из Башкирии. А кто-нибудь знает пьесу автора из Южной Осетии “Шестой сын”, когда все погибли, но они приютили немецкого пленного. Казалось бы, такого не может быть, но нет, это исторический факт. В этот сборник вошла пьеса "Минск – 2. История политического предательства". Эта пьеса основана на интервью Путина, Лаврова. Ни один из государственных театров эти пьесы не взял. Я считаю, что такое отношение к исторической памяти преступно», - считает Бутунин.
Он уверен, что нужно продвигать именно современных авторов, потому что иначе «мы лишаем современное поколение возможности говорить об исторической памяти. О героических подвигах. Чтобы создавать не мифы, а настоящую историю».
Юрий Бутунин также представил участникам круглого стола книгу «Плечом к плечу!» - о событиях и судьбах людей, проживающих на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, которая была издана при поддержке фонда «Русский мир». В книге представлены драматургические произведения, поэзия, документальные очерки. А оформлена она детскими рисунками детей Донбасса.
Модератор встречи Елена Малышева отреагировала на призыв драматурга: Национальный центр исторической памяти при Президенте РФ осуществил несколько театральных постановок, посвящённых геноциду детей в годы Великой Отечественной войны, рассказала она.
Андрей Романчук - организатор Бессмертного полка в Польше, председатель Русского культурно-просветительного общества в Белостоке. Он рассказал о том, как проводится политика национальной памяти в его стране.
«Сейчас мы не можем проводить Бессмертный полк в Польше, но делаем другие вещи. Стараемся помнить о всех годовщинах не только Великой Отечественной войны, но и о столетиях отношений Польши и России, - рассказал он. - Мы рады, что в России создан Центр национальной памяти и надеемся, что это поможет и нам, соотечественникам. Мы имеем опыт, плохой и хороший, отношений с польским Институтом национальной памяти. Его бюджет в четыре с половиной раза больше, чем бюджет польской Академии наук. Понимаете масштаб? И у них свыше 5000 штатных работников и около 10 тысяч внештатных сотрудников».
Романчук рассказал о том, как в Польше Институт национальной памяти переписывает историю. Этот началось ещё в 2006 году. А с 2014 года эта переписанная версия истории – единственная, которая представлена в учебниках в польских школах от начальных классов до вузов. Даже принят закон о том, что другие версии истории в некоторых моментах являются преступлением против польской истории, отметил соотечественник.
В 2018 году в стране был принят закон о декоммунизации, в рамках которого до сих пор уничтожаются памятники героям советского периода Польши.
Эта борьба ведётся с таким рвением, что доходит до абсурда. «Вы слышали о декоммунизации православного креста? Нет, это не смешно. Институт национальной памяти в нашей области, недалеко от Белостока, уже два года ведёт борьбу за декоммунизацию православного креста. На нём есть надпись: в память о советских солдатах, погибших в этой деревне при её освобождении», - рассказал Романчук. Там эти солдаты и похоронены. Институт национальной памяти считает, что это пропаганда коммунистического строя и имперского влияния Советского Союза и России. Хотя крест поставили сами местные жители и написали: «В благодарность за освобождение нашей земли нашим солдатам». При поддержке посольства России в Польше соотечественники составили список девяти солдат, которые там захоронены. Однако польские власти не признают его в качестве воинского захоронения.
Таких примеров, по словам польского общественного деятеля, можно привести ещё множество. Много лет Русское культурно-просветительное общество сотрудничало с поисковиками из России и Белоруссии, помогало проводить экспедиции. Но в 2020 году Институт национальной памяти запретил из-за пандемии всякие эксгумационные поисковые работы, а в 2022 году запретил их окончательно.
Тем не менее польские энтузиасты продолжают работу по поиску и идентификации захоронений советских солдат - в Польше таких ещё немало.
Несмотря ни на что Русское культурно-просветительное общество в Белостоке продолжает сохранять память о русских солдатах на польской земле. «Пять раз в году мы проводим акции памяти, во время которых посещаем свыше 80 мест захоронений участников боевых действий, начиная с Первой мировой войны. Для нас 2025 год – это две очень крупные исторические даты: 80 лет Победы и 110 лет событий Первой мировой войны на Белостокщине. Думаю, многие слышали такой подвиг русских воинов Первой мировой войны, который известен под названием “Атака мертвецов”. Это крепость Осовец в 50 километрах от города Белосток, - рассказал Романчук. - 2025 год – это 110 лет беженства, когда с территории нашего воеводства свыше 70 % жителей уезжают вглубь России в страхе перед немцами. Это произошло за три месяца – с июня по август 1915 года. Выезжали не только русские и православные, но и татарские деревни, а также поляки-католики, евреи. Уехали по некоторым данным до пяти миллионов, а вернулось два. Остальные по разным причинам не вернулись».
Желающих выступить на круглом столе было ещё множество. Вечер получился не только дискуссионным, но и музыкально-поэтическим. Свои стихи читал Владислав Маленко, художественный руководитель Музея Есенина в Москве и Московского театра поэтов. Выступил и известный польский бард, родившийся в Советском Союзе, Евгений Малиновский, который пел свои песни под гитару.
Темур Пипия, глава общественного движения «Егоров и Кантария» (Грузия), высказал мнение, что история и культура являются идеологическим оружием, поэтому то, что Россия начала защищать историческую правду, поможет очень многим людям: «Это будет самым эффективным антидотом и противодействием против тех, кто ополчился на наши народы, нашу культуру и наши духовные ценности».
После развала СССР народы были разделены, распалось единое культурное пространство: «Мы потеряли общую почву, которая создавала усилительный эффект. Потеряно животворящее культурное взаимовлияние и взаимопроникновение. Хуже того, наблюдается реакционная тенденция, когда культурная жизнь народов деградирует и противопоставляется, вносится дух раздора и вражды», – считает Пипия.
С 2003 года в Грузии после прихода новой власти резко усилились процессы вытеснения русской культуры. Под запрет попало грузинское культурное наследие советского периода, которое выражало традиционные грузино-русские связи.
В 2011 году парламент принял закон под названием «Хартия свободы», который действует и сегодня. Он запрещает коммунистическую идеологию, приравнивая её к фашистской. В Кутаиси, рассказал Темур Пипия, даже демонтировали монумент, посвящённый героям Великой Отечественной войны. При взрыве погибли маленькая девочка и её мать.
Грузинская культура формировалась тысячелетиями. Но, уверен Пипия, «современная литература, кинематография, живопись, историография, наука, множество видов искусств сформировались в тот период, когда Грузия вошла в пространство Русского мира. Она, естественно, прошла неизбежный этап взаимообогащающей интернационализации в советскую эпоху. Особенно нужно выделить культуру военного времени: полнокровную и насыщенную, отражающую великую правду».
Глава движения «Егоров и Кантария» предлагает восстановить культурное наследие русского и грузинского народов для отстаивания исторической правды и нового духовного воссоединения.
Тема исторической правды актуальна и во многих других странах. Так, президент Европейского фонда славянской письменности и культуры (Словакия) Игорь Бондаренко рассказал, что его фонд занимается изданием книг, чтобы знакомить людей с настоящей историей.
Игорь Бондаренко в соавторстве выпустил книгу «Каждый день войны» с иллюстрациями, а также книгу «Россия ХХ века. Краткая хроника войн, революций и конфликтов». Кроме этих изданий, вышли также «100 лет российской истории», трилогия «Геноцид армянского народа», «Преступление без покаяния», «По силе и крест» и книга-очерк о 89-й армянской дивизии, которая прошла по Красной площади во время Парада Победы. Книга «Казаки в Центральной Европе» примечательна тем, что для её создания авторов пустили даже в архив гестапо.
Европейский фонд славянской письменности и культуры в Братиславе также проводит выставки: «Вставай, страна огромная», «Июнь, 22», «Искусство на войне», «Моя российская провинция». «Для кого эти выставки мы делали? Не только для взрослых, но и для школьников. В Словакии в некоторых гимназиях изучают русский язык», – поделился Игорь Бондаренко.
Творческий союз художников России ежегодно проводит мероприятие «Против течения. Красные ворота», в котором участвуют художники из малых городов. «Творческий союз художников и Академия художеств выделяют на это денежные средства, мы награждаем победителей. Кроме того, раз в два года проводим в Саратове конференцию международную, которая называется “Искусство и власть”», – рассказал Игорь Бондаренко.
Елена Крынжина, председатель Комитета по культуре администрации Мурманска, председатель Союза театральных деятелей Мурманской области, поставила спектакль «Дети военного Мурмана». «Хотелось рассказать детям о Великой Отечественной войне так, чтобы им было понятно», – рассказала она. По мнению режиссёра, современные дети «не знают войны. И учебники, по которым они учатся, до такой степени отредактированы, что сейчас Великая Отечественная война – это всего несколько параграфов. Если дети знают дату начала Сталинградской битвы и дату окончания, то они уже молодцы».
Поэтому так важны живые свидетельства тех событий. Елена Крынжина собрала воспоминания мурманчан-очевидцев страшных лет войны: в то время они ещё были детьми. Получилось 35 аудиозаписей, которые переработали в девять новелл. Роли в спектакле исполняют дети – сверстники тех, кому довелось пережить те ужасные годы. Юные артисты выходят на сцену в одежде и белье военной эпохи, соблюдая каноны эстетики того времени. Так они могут лучше понять, прочувствовать и передать дух той поры, уверена автор и режиссёр спектакля.
Очень важно, по мнению представителя Мурманска. Показывать такие спектакли на международных площадках. В 2022 году состоялся фестиваль профессиональных театров «Арктическая сцена». Елена Крынжина рассказала о том, как это происходило: «Ещё была пандемия, было очень сложно собрать интересные коллективы по стране, а тем более из-за рубежа. Мы сделали онлайн-афишу, в этой онлайн-афише не побоялась принять участие, например, такая страна, как Грузия».
В этом году фестиваль «Арктическая сцена» состоится во второй раз, на него приедут представители 11 стран, среди которых Армения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан.
Председатель правления фонда Александра Печерского Илья Васильев привёл такую цифру о Второй мировой войне: «С 1939 года по 1945-й только в концлагерях каждый день погибало около 10 тысяч человек». При этом практически в каждом концлагере от Норвегии до Кавказа, от Франции до Минска встречались случаи сопротивления.
«Самой главной движущей силой этого сопротивления были советские граждане-военнопленные. Куда бы ни попадал советский человек, был ли он в военной форме или попал туда как остарбайтер, везде начиналась подпольная борьба против концлагерного режима», – отметил историк. Подвигу этих людей посвящена его и Марины Посадской книга «За рамками Нюрнберга». Издание вышло с предисловием министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
Павел Дик, председатель русской общины в городе Турсунзаде, рассказал о том, что в январе 2021 года в Таджикистане по общественной инициативе открылся Русский культурно-просветительский центр «Созидание». В нём проходят мероприятия, приуроченные к юбилейным датам российских писателей и поэтов, различные праздничные мероприятия, Дни славянской письменности и культуры, День Победы, День памяти и скорби и все памятные даты, посвящённые Великой Победе.
Павел Дик обратился к фонду «Русский мир» с просьбой о поддержке: «Мы хотим открыть на базе нашего центра либо Русский центр, либо Кабинет Русского мира. Помещение позволяет. Люди есть. Имеется всё необходимое оборудование. Наш город нуждается сейчас в поддержке фонда для того, чтобы хранить нашу с вами историю и нашу память».
Георгий Шепелев, историк, преподаватель университета и председатель КСОРС во Франции, рассказал, что во Франции группой историков за 15 лет был создан фонд из более чем 5000 не публиковавшихся ранее фотографий времён Второй мировой войны: «Это фотографии, которые делали солдаты вермахта на оккупированных территориях». Их показывали на выставках в Минске, Москве, Париже. С этими снимками вышел каталог на русском и французском языках и монография «Война и оккупация», которая ещё продается в России.
Георгий Шепелев призвал всех собирать устные свидетельств о войне и опрашивать своих пожилых родственников – свидетелей и детей войны – как можно скорее, потому что их поколение уходит, и предложил свою помощь, если возникнут вопросы, о чём и как спрашивать близких о войне.
Также председатель КСОРС во Франции отметил, что «за термином “коллективный Запад” скрываются организации и государственные, и негосударственные, которые настроены откровенно русофобски, и за ними теряются сотни организаций, которые готовы с нами сотрудничать ради сохранения исторической памяти. Можно найти общую тему, а ещё лучше – общего героя». На местном уровне, в маленьких городах и деревнях у власти может быть другая партия, поэтому они могут поставить памятник русскому солдату, который сражался за них.
Глава движения соотечественников Франции подчеркнул, что «готов к любому сотрудничеству. Мы будем рады работать вместе с вами на благое дело сохранения памяти».
По словам Александра Молодина, историка архитектуры, председателя фонда «Наследие», несмотря ни на что, «есть большое число стран, где действительно чтят память русских солдат, которые освобождали Европу». Монументы в их честь установлены даже на территории США.
Александр Молодин совместно с ассоциацией, которая занимается сохранением русского культурного наследия, куда входят и захоронения, и памятники, посвящённые Второй мировой войне, проводит работу со множеством историков, которые поставляют информацию о тех памятниках, которые существуют по всей стране и по всему миру.
Он предложил всем, кто тоже обладает такой информацией, обращаться к ним: «У нас есть специальное маленькое мобильное приложение, его можно скачать и нажать кнопочку “добавить памятник”, и в эту нашу базу данных внести информацию о новых объектах, которую мы тут же распространяем всем пользователям этого приложения».
Кроме того, историк отметил документальный сериал «Мир в войне», который объективно, по его мнению, рассказывает о роли советских солдат во время Второй Мировой войны.
Читайте также: