EN

33-й «Киношок» открыт: чего ждать от главного кинофестиваля СНГ?

Алла Шеляпина10.09.2024

Фото: официальный сайт кинофестиваля###https://xn--h1adblfa3e.xn--p1ai/
8 сентября в Анапе открылся XXXIII Международный кинофестиваль «Киношок». В этом году в конкурсной программе фестиваля фильмы из Армении, Белоруссии, Индии, Ирана, Казахстана. Фильмом-закрытием фестиваля станет китайская лента «Шаг к мечте: раз и навсегда».

На конкурс было прислано более 300 картин из стран ближнего зарубежья и Азии. В программу фестиваля вошло 37. Из зарубежных участников на конкурс были отобраны двухсерийный фильм Ивана Павлова из Белоруссии «Время вернуться», иранская драма «Отбросы и тряпичные куколки» Маниже Хекмат, казахстанские картины «Крик» режиссёра Кенжебека Шайкакова и «Нить прошлого» Ерсултана Ментаева, совместный российско-армянский фильм «Туда, где хорошо» Ксении Пчелинцевой и кинолента «Похищение» знаменитого индийского режиссёра Доминика Сангмы.

Международный статус фестиваля определён не только участниками конкурсного отбора, но и составом жюри. Короткометражные фильмы судит гость из Киргизии – режиссёр, сценарист, продюсер, обладатель почётного знака «За заслуги в развитии культуры и искусства» СНГ Эрнест Абдыжапаров.

В состав жюри конкурса полного метра вошел советский и белорусский актёр, педагог, член экспертного совета по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь Виктор Васильев.

Рождённый на разломе эпох в начале 90-х, с 1997 года фестиваль «Киношок» сменил статус на международный – «Киношок – Открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии». Развивая совместное социально-экономическое пространство, страны СНГ активно сотрудничали и в сфере киноискусства. В 2012 году Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ сформировал рабочую группу по кинематографии. Одним из итогов её работы стало создание базовой организации, которой стал ВГИК им. Герасимова. На его базе участники киноиндустрии стран СНГ обмениваются опытом, осваивают новые технологии и готовят профессиональные кадры для создания национального кино.

Но история диктует свои законы, и «Киношок» уже давно не может похвастаться прежним статусом: сначала отделились страны Прибалтики, затем, постепенно, перестали приезжать и ряд других бывших союзных республик.

По словам Ирины Шевчук, актрисы и президента кинофестиваля, такие страны, как Армения, Молдавия, Таджикистан одно время почти перестали снимать собственное кино, поэтому собрать полноценную фестивальную программу, которая бы соответствовала статусу фестиваля, оказалось невозможно. Прибалтика, понадеявшись на помощь Европы и США, долго пыталась выйти на их рынок равноправным партнёром. Но, как оказалось, актёры, сделавшие себе имя в советском кино и игравшие главных героев, Голливуду не понадобились. Латвийский актёр Арнис Лицитис, не раз снимавшийся в фильмах председателя жюри фестиваля «Киношок» режиссёра Юрия Кары, убедился в этом на собственном опыте, горько разочаровавшись в своих надеждах.

Тем временем деятели киноискусства, десятилетиями работавшие вместе на одних площадках, с удовольствием встречались на фестивале «Киношок».

Вы не представляете, что у нас было на первых фестивалях, когда к нам приезжали Софико Чаурели, Лидия Смирнова, Марина Ладынина, Эве Киви, Вия Артмане! вспоминает Ирина Шевчук. – Маленькая внучка Вии на нашем фестивале заговорила по-русски! До этого она не знала русского языка. Все обнимались, радовались друг другу.

Ирина Шевчук. Фото: официальный сайт кинофестиваля###https://xn--h1adblfa3e.xn--p1ai/

О доброй и творческой атмосфере кинофестиваля прошлых лет с теплотой вспоминает и член жюри короткометражных фильмов Эрнест Абдыжапаров.

Начиная с 1997 года, фестиваль «Киношок» был площадкой встреч и общения представителей киноиндустрии всех стран постсоветского пространства. Мы знали, что делают в Молдавии, Литве, Грузии, обменивались планами, приглашали друг друга на проекты и фестивали. И не было никакой политики! Сначала отвалилась Прибалтика, потом и другие страны. Но я надеюсь, что всё постепенно восстановится, потому что настоящее искусство должно вдохновлять на созидание, а не на разрушение, – сказал киргизский режиссёр.

И действительно, судя по привычным образам современных кинематографических героев, нам ещё долго придётся ждать от киноиндустрии «созидательных» импульсов. По мнению Юрия Кары, российскому зрителю сегодня очень нужны настоящие герои: как конструктор Королёв, космонавт Леонов. Сейчас по приглашению МИДа Юрий Кара готовится к работе над фильмом, посвящённом русскому дипломату XIX века Николаю Павловичу Игнатьеву. Своим дипломатическим искусством, храбростью и решительностью Игнатьев успешно продвигал интересы Российской империи в Центральной Азии, Китае, Турции. Такие, как он и должны становиться героями российского кино, считает режиссёр.

Юрий Кара. Фото: официальный сайт кинофестиваля###https://xn--h1adblfa3e.xn--p1ai/

Российское кино сегодня на подъёме. В 2023 году в прокат вышли 164 картины, а на стриминговых площадках появилось 175 оригинальных проектов. Посещаемость кинотеатров в минувшем году выросла относительно 2022 года на 51,8 %, что составило 121,9 млн. человек. При этом доля отечественных проектов в кассе в 2023-м равна 60.6 % от общих сборов. А выручка российских хитов достигла 22,9 млрд. рублей. Однако, по мнению многих кинокритиков, при этом число действительно качественных фильмов сократилось. Как сказала одна «звезда», помогать нужно талантам, бездарности пробьются сами. Вот для этих талантов и должны работать профессиональные фестивальные площадки, чтобы давать жизнь и талантливым режиссёрам, и талантливым артистам.

Я надеюсь, что когда-нибудь всё хорошее кино будет у нас на фестивале. Я оптимистка, – уверена президент «Киношока» Ирина Шевчук.

В рамках фестивальной программы (включая внеконкурсные показы) зрители увидят более 40 фильмов на площадках разных городов Краснодарского края: Анапы, Новороссийска, Темрюка и Абинска. Конкурсные картины жюри оценивает в четырёх номинациях: полный метр, короткометражные фильмы, «Киномалышок», многосерийные ленты «ТВ-шок». Причем впервые в программу детско-юношеских фильмов «Киномалышок» войдут короткометражные и документальные фильмы. Ещё одним новшеством фестиваля стала внеконкурсная авторская программа российских фильмов «Артхаус – всегда и сегодня». Главный приз фестиваля «Золотая лоза» вручается за лучший полнометражный фильм.

Фестиваль «Киношок» был основан в 1992 году актрисой Ириной Шевчук, драматургом Виктором Мережко, а также кинокритиком Сергеем Новожиловым.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Студент из Турции Кадир Ренде поступил в Институт машиностроения, материалов и транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета на контракт, но прошёл квотный отбор Россотрудничества и продолжил обучение уже на бюджетной основе. Он рассказал о своём опыте обучения в России.
В интернет-сообщениях чего только не встретишь. Иногда слова коверкают так, что не сразу догадаешься, о чём идет речь. Как правило, причина подобных ляпов в отсутствии у пишущих начитанности.
150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха сегодня отмечают не только в России. Слава живописца, создателя учения и поборника защиты национальных художественных ценностей была высока и при жизни, однако Рерих не забыт и ныне, прежде всего на двух своих родинах — в России и, конечно, в Индии.
В Москве на прошлой неделе завершился BRICS+ Fashion Summit. На нём собрались представители модной индустрии из ста стран мира со всех континентов. Результаты  форума свидетельствуют: традиционные ремёсла не собираются сдаваться глобальным трендам и поточному производству.
Погода изменилась: подули холодные ве́тры… Или ветра́? В русском языке есть немало существительных, формы множественного числа которых в речи вариативны. Когда это соответствует норме, а когда нет? Рассмотрим на примерах популярной лексики.
В то время, когда упоминания об угрозе Третьей мировой войны не сходят со страниц СМИ и воинственная риторика в выступлениях политиков становится всё более пронзительной, российские и американские активисты проводят акции с призывом остановить это безумие.