EN

На балл выше. Онлайн-школа СПбГУ для русскоговорящих иностранцев отработала первый год

Анастасия Долгошева05.07.2024

Фото: mos.ru (CC BY 4.0)###https://www.mos.ru/news/item/84917073/?utm_source=search&utm_term=serp

«Мы задумали этот проект, чтобы показать силу образования на русском языке, силу образования в Академической гимназии, — вспоминает Елена Казакова, директор Института педагогики СПбГУ, членкор Российской академии образования. — Чтобы человек, владеющий русским языком, где бы ни жил, знал, что у него есть шанс получить качественное образование и поступить в любой университет».

Три человека на место

Свою онлайн-школу СПбГУ открыл в прошлом году, но отсчёт ведут с 2018‑го. Тогда по просьбе русскоговорящих семей, живущих за рубежом, университет организовал что‑то вроде виртуальной школы выходного дня. Преподавали там три предмета, учеников было 70. Та школа существует и сейчас, но предметов уже 11, а учеников 3 тысячи из 25 стран.

А в прошлом году появилась уже «полная» онлайн-школа с обу­чением по всем 40 предметам, как в любой другой российской. И с госаттестатом по окончании.

В первый год набирали с пятого по десятый класс. С одиннадцатым решили повременить – надо было сориентироваться, как готовить к ЕГЭ. Заявления, по словам ректора СПбГУ Ни­колая Кропачева, пришли от 300 семей из 44 стран. Конкурс был почти три человека на место.

Поступали через испытания по русскому языку и математике, некоторым рекомендовали учиться классом ниже: например, если русский язык неуверенный.

В результате были зачислены 120 школьников из 30 стран: из постсоветского пространства, а также из Австралии, Германии, Канады, Италии, Великобритании, США, Сербии, Черногории, Хорватии, Финляндии, Турции, Румынии, Израиля, Индонезии, Камбоджи, с Кипра, из Мексики и Никарагуа.

– Мы принимаем не в «онлайн-школу СПбГУ». Мы принимаем в Академическую гимназию и с первого дня обучения стараемся включить ребят в ее жизнь, – подчёркивает Елена Казакова.

В знаменитой университетской Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева программа продвинутая, а в онлайн-школе – такая, чтобы помочь получить среднее образование, отвечающее требованиям государства. Правда, методика преподавания абсолютно другая, поскольку всё онлайн. Но это не просто виртуальные занятия – это и виртуальные классы (с классным руководителем), переменки, походы в музеи (пусть онлайн). Преподаватели те же, что сотрудничают с «очной» гимназией, в том числе учёные.

Большинство поступивших пытались учиться и в своей зарубежной общеобразовательной школе.

– Им казалось, что мы ненадолго, что надо обязательно учиться ещё где‑то, – комментирует Елена Казакова. – По мере развития событий всё больше детей оставались только с нами.

Читайте также:  Онлайн-школа СПбГУ: российское образование для детей соотечественников

Шамиль и Алексий

Мама Ксения и её десятилетний сын Шамиль – граждане Казахстана, но с 2010 года живут в Камбодже. Шамиль там и родился. Для него родной язык – русский, в семье говорят только на нём, чтобы «поддерживать». Мальчик до третьего класса учился в школе при посольстве РФ, но во время пандемии она «сосредоточилась» на детях дип­работников. Мама пыталась пристроить сына в другую. Потом узнала, что открывается онлайн-школа при СПбГУ.

– Я даже расплакалась от такой возможности дать ребёнку за рубежом шанс получить полноценное образование на русском языке, – рассказывает Ксения. – Что будет класс, где дети на переменах общаются, делают видеопрезентации, чтобы поздравить с Днём учителя…

Шамиль говорит, что «школа отличная, учителя не просто дают знания и забывают о нас, но и проверяют, чтобы эти знания у нас остались». У онлайн-школы есть минус, считает Шамиль. То, что она «онлайн».

Мама Татьяна родом из Петербурга, но 23 года живёт в Италии, замужем за итальянцем. Сын Алексий (да, произносится как‑то по‑церковному) родился в Италии, ему 11 лет. Ходил в итальянскую школу, и русский язык был вторым: не хватало среды.

– Я с ребёнком занималась, читала с ним на русском, он ходил в субботнюю школу русского языка в Милане, но её закрыли в ковид. Брали частные уроки, – рассказывает Татьяна.

Итальянское образование семью не устраивало: считает, что в европейских школах «очень активна транс-пропаганда», а семья традиционная. Искали с мужем другой вариант, но не могли найти даже в Милане.

– В онлайн-школе мы получили, наверное, даже больше того, чего я ожидала.

Алексий в начале учебного года говорил с акцентом, сейчас без акцента комментирует: учиться сложно, но интересно, и если что‑то непонятно, учитель всегда на связи.

ЕГЭ и Всерос

В начале учебного года средний балл по всем предметам на класс был чуть выше тройки, говорит Александр Бабич, первый проректор по молодёжной политике и организации приема СПбГУ. Сказывались разный уровень русского языка и подготовки по дисциплинам. В конце учебного года средний балл – четыре с небольшим.

– На целый балл поднялась успеваемость! – отмечает Александр Бабич.

В течение года ушли 28 школьников. По разным причинам. В основном либо программу двух школ было не потянуть, а бросать обучение в стране проживания родители не хотели, либо уровень подготовки всё‑таки не позволил учиться даже классом ниже.

На освободившиеся места объявили набор. Конкурс пока больше трёх человек на место, говорит первый проректор.

В этом году десятиклассники перешли в одиннадцатый, то есть у онлайн-школы в этом смысле дебют и ещё один вызов: готовить к ЕГЭ онлайн. И вновь набирают пятый класс, поскольку прежние пятиклассники перекочевали в шестой.

У инициаторов мечта: приобщить учеников к Всероссийской олимпиаде по школьным предметам. Сейчас это невозможно: олимпиада проводится очно. Не исключают, что специально соберут детей в России, а пока они тренируются на олимпиадных задачах.

Урок в час ночи?

Конкурс на места может радовать вуз, но для общеобразовательной школы при вузе это достижение, скажем так, двоякое. С одной стороны, спрос. С другой – задача образовательной школы всё‑таки учить всех желающих.

– Мы сейчас занимаемся не пиаром, а решаем труднейшую социальную задачу, – констатирует Николай Кропачев. – Факт существования нашей школы – это первая ласточка. Но если ласточка останется одна, то социальный результат будет минимальный.

По его мнению, проект должен расширяться. Даже онлайн-класс не резиновый – он обычный по вместимости, и классный руководитель должен уследить за всем. А ученики класса живут, мягко говоря, в разных часовых поясах. Когда в Петербурге начало учебного дня, у австралийского ученика уже вечер, а у мексиканского ещё предыдущая ночь.

Нет, никто их за компьютер в это время, конечно, не сажает, но приходится смотреть уроки в записи. А вот бы сложилась возможность учиться в онлайн-школе вуза, который чуть ближе по часовому поясу. Чтобы в прямом эфире…

Педагоги готовы поделиться всем пакетом наработанных онлайн-программ. Семь вузов уже планируют примкнуть к проекту.

…Онлайн-школа – лишь один из международных образовательных проектов университета. По данным Россотрудничества, из российских вузов СПбГУ самый популярный у иностранных граждан. Конкурс на обучение по линии Россотрудничества (это когда иностранец может поступить бесплатно) 21 человек на место. На платное – около пяти человек на место. Претенденты – из 140 стран, говорит Александр Бабич.

С 2020 года для граждан 18 стран проводятся очные и дистанционные курсы по русскому языку, в 50 государствах действуют 120 центров русского языка – это проект университета при поддержке Минпросвещения РФ и фонда гуманитарных проектов «Моя история». В этом году открывают 11 центров открытого образования, где русский язык преподают очно, из них 9 – в странах Африки. «Это важное направление работы», – комментируют в вузе.

Каждый год растёт набор на подготовительное отделение в сам университет – за год уровень знания русского языка нужно поднять порой с нулевого уровня. Сейчас на отделении учатся граждане из 60 с лишним стран.

Источник: «Санкт-Петербургские ведомости»

Также по теме

Новые публикации

Более 5000 художественных работ – картины, скульптуры, графика, фрески, мозаика, панно. Его картины хранятся в музеях и галереях разных стран, скульптуры украшают площади нескольких мировых центров, а выставки проходят ежегодно как в России, так и по всему миру. В своих работах он хотел запечатлеть историю, откликаясь на события, которые трогали его душу.
21 апреля стартовал очередной этап проекта «Восходящие звёзды», который проходит при поддержке фонда «Русский мир». На этот раз российских молодых музыкантов ждут в Индии, Бангладеш и Малайзии. ОБ этой программе и дальнейших планах рассказывает преподаватель Московской консерватории Маргарита Каратыгина
В русском языке существует не менее полусотни различных устойчивых выражений, включающих существительное «рука». Мы ежедневно используем их в своей речи автоматически, не вникая в тонкости значения фраз. Предлагаем рассмотреть самые популярные сочетания.
Глагол «кичиться» известен давно, но до сих пор не утратил актуальности и активно используется в речи. Каково его происхождение и значение? Что роднит его с существительным «кичка», обозначающим женский головной убор?
Те, кто на Западе интересуется большой культурой, знают, что в 2025 году ведущие лондонские сцены захватили пьесы Чехова, а опера «Евгений Онегин» собирает полные залы в Испании, Италии и Финляндии. А со сцен США русские классики и вовсе никуда не исчезали.
Современники называли Семёна Венгерова «символом и знаменем библиографической науки». Его вклад в литературоведение трудно переоценить: он издал 6 томов «Критико-биографического словаря русских писателей и учёных», для которого написал 600 статей. А всего он был автором более 2000 словарных статей по творчеству русских писателей и множества библиографических описаний книг.
С 13 по 16 апреля 2025 года в Джакарте прошёл масштабный международный культурно-просветительский проект «Слово о русском сердце» – одно из ключевых событий в рамках празднования 75-летия дипломатических отношений между Россией и Индонезией и 100-летия Россотрудничества.
Видеомост Москва — Минск — Астана — Ереван — Сухум — Кишинёв — Душанбе связал представителей координационных советов российских соотечественников, которые рассказали о ходе подготовки к празднованию 80-летия Победы и роли организаций соотечественников в укреплении гуманитарных связей.