EN

Знай наших! Русско-немецкий экспрессионист Алексей фон Явленский

Анна Генова25.03.2024

Алексей Явленский. Автопортрет, 1912

25 марта исполняется 160 лет художнику Алексею Георгиевичу Явленскому. Большинство его творений – портреты, в которых отражена суть экспрессии художника и его героев. Имя художника лучше известно за пределами России, однако, если присмотреться, его работы легко могут встать в один ряд с картинами русских модернистов. Не стоит также забывать, что в группу немецких экспрессионистов «Синий конь», кроме Явленского, входил и его близкий друг, знаменитый абстракционист Василий Кандинский.

Петербург – Мюнхен

Бывший штабс-капитан Алексей Георгиевич Явленский в 25 лет решил круто изменить жизнь и стать художником. В конце 1880-х это было доступно для человека, который жил в Петербурге и мог оплатить занятия в Академии художеств у знаменитого живописца Ильи Ефимовича Репина.

Там же на курсах он познакомился с Марианной Верёвкиной – талантливая художница происходила из высокопоставленной культурной семьи. Отец – генерал-комендант Петропавловской крепости, мать занималась иконописью и портретной живописью. Молодая пара была настолько «продвинутой», что вместо обычного церковного бракосочетания вступила в брак гражданский.

Лулу, как называла его Марианна, дал обещание родителям невесты всегда быть вместе с ней. Чему, впрочем, не суждено было сбыться. Родители Явленского были ниже статусом – он был сыном гусарского полковника, который, впрочем, мало принимал участие в воспитании мальчика. Известно, что Репин называл любимую ученицу «русским Рембрандтом», однако неизвестно, что он говорил про Явленского. Абсолютно очевидно одно – встреча с Марианной несомненно повлияла на Алексея.

Марианна Верёвкина и Алексей Явленский в мастерской. Санкт-Петербург, 1893. Фото: 1artchannel.com###https://www.1artchannel.com/single-post/sputnikinavsjuzhisnverevkinaijavlensky

Молодые переехали в Мюнхен в 1896 после смерти отца Марианны. Постепенно вокруг яркой пары начинает собираться артистический круг. Мюнхенская квартира Явленского и Верёвкиной становится местом притяжения русской творческой интеллигенции. Там бывали, в частности, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев.

Друзья называли Явленского Иваном Карамазовым, скорее всего, за его принципиальный атеизм и стремление к пересмотру нравственных устоев. Помимо этого, в художнике всегда жило желание выглядеть более значимым – наверное, поэтому он прибавил к своей фамилии приставку фон.

Неминуемо пара попадает на занятия в известную мюнхенскую школу словенского реалиста Антона Ажбе, у которого училась целая когорта русскоязычных мастеров, таких как Билибин, Грабарь, Бурлюк, Петров-Водкин, наконец, Василий Кандинский, встреча с которым стала судьбоносной.

Впрочем, Явленский не ограничивается школой Ажбе и дружбой с Кандинским. Его привлекают фовисты и импрессионисты – он находится под влиянием Ван Гога, а в 1907 году знакомится с Матиссом и другими фовистами, которые оказали огромное влияние на его цветовую палитру.

Между тем личная жизнь художника разворачивается в драматическую сторону – у него развивается роман с воспитанницей семьи Верёвкиных и прислугой жены Еленой Незнакомовой, которая в 1902 году рожает сына Андрея, впоследствии также ставшего художником. Эти две совершенно противоположные не только по статусу, но и по типажу женщины становятся двумя лейтмотивами картин Явленского: художник написал огромное количество женских портретов на протяжении своего творческого пути.

Алексей Явленский. «Мистическая голова», 1917

«Синий всадник»

Творческая пара, несмотря на разногласия личного плана, постоянно поддерживала вокруг себя атмосферу интеллектуальных открытий и революционных арт-идей. В 1909 году в Розовом салоне Верёвкиной было основано «Новое Мюнхенское художественное объединение», прообразом которого стала итальянская «Гильдия Святого Луки», которая появилась впервые в XV веке и представляла собой подобие Союза художников в СССР. За два года своего существования объединение организовало три крупные выставки, в которых участвовало до 30 художников. Реакция прессы была в основном негативной, что, впрочем, совершенно не волновало участников.

Через два года, вместе с Василием Кандинским, Максом Франком, Александром Канольдтом и Адольфом Эрбслё они основывают группу Der Blaue Reiter – «Синий всадник». Одной из отличительных черт объединения был решительный космополитизм. Помимо художников, в коллективе принимают участие композиторы и танцоры, таким образом утверждая связь между всеми искусствами и даже духовными практиками. Главная цель группы – окончательное освобождение от академических оков, живой интерес к примитивному искусству и искусству Средневековья, а также большая симпатия к современникам-новаторам – кубистам и фовистам.

Алексей Явленский. «Фабрика», 1910

Антитезой «Синему всаднику» была группа «Мост», которая считается основоположником немецкого экспрессионизма. Националистическая по духу группа, в которую входили Кирхнер, Нольде и другие художники. Они придерживались простых, выразительных форм и пытались объяснить стиль своих коллег через их «этническое наследие».

В этот период у Явленского родился целый ряд портретов, которые относят к вершине его творчества. Несмотря на распространённое мнение, что портреты продать сложно, работы Явленского были столь вдохновенны, что прекрасно раскупались. К этому периоду относятся такие работы, как «Шокко», «Испанка», «Женщина с пионами», «Портрет хореографа Александра Сахарова» и многие другие.

Алексей Явленский. Портрет танцовщика Александра Сахарова, 1909

Явленский часто возвращался на родину, чтобы повидаться с родными и поучаствовать в российских выставках. В последний раз он был в России в 1914, перед началом войны. Однако исследователи в один голос отмечают, что комфортнее всего Явленский себя чувствовал в «немецких Афинах» – так он называл Мюнхен. Мог ли художник предугадать, что, несмотря на свою любовь и преданность Германии, его работы будут включены в выставку «дегенеративного искусства», организованную нацистами в 1937, незадолго до начала Второй мировой?

Швейцарская ссылка

Уютная жизнь в доме № 23 по Гизельштрассе в Мюнхене оборвалась с началом Первой мировой. Явленский, Марианна, Елена и сын Андрей, которого всем представляли как племянника художника, были объявлены «нежелательными лицами» на территории Германии, поэтому вынуждены перебраться в нейтральную Швейцарию. «Синий всадник» распался в тот же год.

Перелом в жизни отразился и на творчестве. Художник вспоминал: «…я попытался продолжать писать так, как это делал в Мюнхене. Но что-то внутри меня помешало мне продолжать в этом стиле – чувственном, расцвеченном, мощном. Я понял, что страдания изменили меня, и что мне нужно было искать новые формы и иные цвета для выражения моих чувств». Художник начал цикл ландшафтов «Вариации на пейзажную тему». В 1921 году наступил окончательный перелом и в семейной ситуации – Явленский окончательно расстался с Марианной и соединился законным браком, более того – обвенчался с матерью своего сына Еленой Незнакомовой.

Алексей Григорьевич фон Явленский, Елена Незнакомова, Андреас фон Явленский-Незнакомов. Германия, 1920-е годы

Где бы Явленский ни был, он не мог не стать частью какого-либо сообщества. В Висбадене, куда он переехал с Еленой и Андреем, в 1924 году появляется ещё одно «синее» объединение. На этот раз называется оно «Синяя четвёрка», и туда, помимо Явленского, вошли очень серьёзные художники – его близкий друг Василий Кандинский, а также Пауль Клее и Лионел Фейнингер. Правда, из-за общей недоброжелательной ситуации в Германии выставки группы проводятся главным образом в США.

Явленский упорно не хотел понимать настрой немцев, и в 1930 году подал заявление на получение немецкого гражданства. Гражданство пришлось ждать целых четыре года. К тому же с приходом к власти национал-социалистов выставлять его картины запретили.

Алексей Явленский. «Медитация»

Однако Явленский всё равно продолжает активно писать, хотя последние годы страдает от артрита. Он создал более 1000 полуабстрактных «медитаций» в середине 1930-х, для которых характерны нарочито грубые, широкие мазки и мрачный колорит. В упомянутый 1937 год для выставки «дегенеративного искусства» нацисты конфисковали 72 работы художника, которые он больше никогда не увидел.

С 1938 года и до конца жизни уже глубоко больной художник больше не писал. Алексей фон Явленский умер в Висбадене в 1941 году, в самом начале Второй мировой войны.

Слава к художнику возвращается посмертно – после окончания Второй мировой войны. Первые выставки были организованы в Германии и Швейцарии, а сейчас они проходят по всему миру. Несмотря на то, что большая часть коллекции работ находится за границей, в Третьяковской галерее, Русском музее и Художественном музее Омска хранятся работы мастера. 

Также по теме

Новые публикации

Обособление зависит от контекста и той роли, которую «понятно» выполняет в предложении. Согласно справочникам по русскому языку, оно может выступать в качестве вводного слова, частицы, наречия или быть кратким прилагательным. Частеречная принадлежность определяет условия обособления.
Ещё в юности, будучи филологическим гением и обладая почти абсолютным чувством языка, Бодуэн де Куртенэ проявлял незаурядные способности. В дальнейшем это позволило ему поражать окружающих знанием множества языков. Но главная заслуга учёного в том, что он сделал лингвистику действительно передовой наукой.
«Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон!» – писало лёгкое перо Боратынского. Поэт прожил недолгую, но счастливую жизнь. Он никогда не претендовал на звание «великого поэта», тем не менее им безусловно является. О поэте, его месте в литературе и знаменитых современниках «Русскому миру» рассказывает старший научный сотрудник Музея Е. А. Боратынского в Казани, создатель «Поэтического театра» Алексей Гомазков.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году, ставшей триумфом российской промышленности и культуры, изумлённые посетители восхищались не только акварельной панорамой Транссиба (950 метров!), ажурным каслинским литьём и картой Франции из уральских самоцветов. Восторг вызывали и невиданные ранее древнерусские наряды из коллекции Натальи Шабельской, представленные на манекенах в окружении предметов русской старины. Такую Россию иностранцы ещё не видели.
Последние три года показали, что традиционная русофобия в Европе, казалось бы, канувшая в лету, никуда не делась. Бывают случаи травли, дискриминации по этническому признаку, но даже в большей степени многих наших соотечественников беспокоят всесилие ювенальной юстиции, насаждение «сексуального просвещения» в школах.  Всё это заставляет всерьёз  задуматься о возвращении на родину.
Что объединяет российский Курск и Индию? Тысяча индийских студентов, которые получают высшее образование в регионе. Сельхозпродукция, поставки которой из Курской области в южноазиатскую республику в 2024 году выросли в 12,4 раза по сравнению с 2023-м. А ещё – целый депутат Сингх. Самый, что ни на есть курский, но с индийскими корнями.
Институт русского зарубежья отмечает своё 20-летие. Это одна из старейших российских общественных организаций, занимающихся укреплением связей с соотечественниками за рубежом и сохранением культурно-цивилизационной общности Русского мира. За два десятилетия институт стал платформой для диалога, поддержки русской культуры и языка, а также содействия интеграции соотечественников в глобальное русскоязычное сообщество.
В столице Бангладеш Дакке вышел первый сборник стихов русского поэта Николая Рубцова в переводе на бенгальский язык. Это стало крупным литературным событием не только для Бангладеш, где бенгали является государственным языком, но и для Индии и Пакистана, в которых на бенгальском также говорят миллионы людей.