EN
 / Главная / Публикации / В Париже прошёл Девятый салон «Русская литература»

В Париже прошёл Девятый салон «Русская литература»

Елена Якунина06.12.2023

Фото: Елена Якунина / «Русский очевидец»###https://rusoch.fr/ru/events/francais-v-parizhe-proshel-devyatyj-salon-russkoj-knigi-russkaya-literatura.html

Салон «Русская литература» — мероприятие ежегодное и, что особенно приятно, продолжающее свою деятельность, несмотря на все бури и ветра, бушующие в Европе и, соответственно, во Франции.

Скажем больше, в этом году количество посетителей Салона, равно как и его участников, заметно возросло. К традиционным стендам издательств, предлагающим новинки, так или иначе связанные с темой Россией, в этом году присоединился крупный книжный магазин – Librairie Vincent, – специализирующийся на книгах Как рассказала постоянный директор Салона Ирина Рекшан, «темы Салона подсказаны издателями и издаваемыми ими книгами. И трёхдневный литературный марафон стремится в первую очередь сохранить трибуну живого слова, пришедшего из России».

Из России в Париж приехали писатели Павел Кренёв, Лола Звонарёва, Владимир Рекшан, молодые поэтессы из Сибири Екатерина Малиновская и Оксана Горошкина.

На круглом столе «Взгляд из России» говорили о месте книги в современной жизни. Павел Кренёв, автор 29 книг, переведённых на семь языков, был прям, как его великий земляк, пришедший когда-то пешком из Поморья в Санкт-Петербург: «Все торговые площади завалены книгами, но мало что продаётся, — с горечью констатировал Павел Кренёв, — Нет отбора продукции, поступающей на книжные полки. Мешанина хорошей и плохой литературы порождает коллапс, и читателю трудно сделать свой выбор».

«Среди тысяч писателей есть человек двадцать достойных, — продолжал писатель, — тех, кого любит народ. Да и стимулов для хорошей литературы мало. Существует система грантов, но этого недостаточно».

Лола Звонарёва, литературовед, критик и искусствовед, остановилась на редком феномене, наблюдающемся в последнее время в русской литературе, — в неё стали приходить музыканты. Так, Борис Евсеев — прозаик, вице-президент Русского ПЕН-центра, лауреат многих премий — по первому образованию скрипач, выпускник знаменитой Гнесинки.

Максим Замшев, писатель и поэт, тоже окончил Музыкальное училище имени Гнесиных. Его роман «Концертмейстер» в 2020 году получил литературную премию им. Фёдора Абрамова. Еще более необычна судьба Елены Крюковой. Окончив Московскую консерваторию по классу органа (!), она обратилась к поэзии и прозе, не раз становилась лауреатом литературных премий не только в России, но и в Германии, и Латвии.


Владимир Рекшан, основатель и лидер рок-группы «Санкт-Петербург», а ныне и писатель, вспоминал, как в 1980-е годы в журнале «Нева» вышла его повесть «Кайф», тогда тираж составлял 550 тысяч. В последние же годы журнал выпускается в объёме 500 экземпляров. По словам питерского рокера, теперь он сам выпускает и продаёт свои книги в знак протеста против издательской политики.

Лола Звонарёва представляла на Салоне свою книгу о почти неизвестном в России художнике Александре Алексееве, удивительном иллюстраторе русской классики, изобревшем игольчатый экран –инновационный метод съёмки анимационного кино, в своем роде предтечу компьютерной графики. Алексеев эмигрировал во Францию в 1920-е годы, в этой стране состоялась его творческая карьера, похоронен художник в Ницце.

Книжный салон проходил под знаком чествования 130-летия со дня рождения Владимира Маяковского. Чтобы выступить перед французской публикой, в Париж из Москвы прилетел Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея. «В СССР Маяковский был поэтом номер один, в постсоветское время его прочно забыли, и вот теперь наблюдается воскресение поэта. Он оказался важным, актуальным, это – абсолютный классик», — так Дмитрий Бак охарактеризовал нынешнее отношение к поэту.

Директор самого большого литературного музея страны (более миллиона единиц хранения) говорил о Маяковском как о законодателе стиля не только в поэзии, но и в моде, в образе жизни. Много сил Маяковский отдавал кино, снимаясь, в том числе, со своей музой Лилей Брик.

В 1930 году, за несколько месяцев до гибели поэта, прошла выставка «20 лет работы». На ней были представлены все издания, когда-либо печатавшие Маяковского. Выставка не имела большого успеха, поэт считал (предвосхищая время), что экспозиция должна быть, как сказали бы сейчас, интерактивной. Т. е. посетитель был в праве брать с полок любой экспонат, читать его или просматривать. В новаторстве поэту отказали. В 1973 году в московском Доме писателей экспозиция была повторена, благо её материалы попали в литмузей и там сохранились. Напомним, что поэт был еще неплохим художником-графиком, многие свои книги он оформлял сам.

На встречу с читателями пришли французские авторы, исследующие свои семейные корни. Анн Андронников опубликовала на французском языке «Воспоминания баронессы Мейендорф», своей тёти. Французская писательница с русскими и армянскими корнями Марина Дедеян рассказала о своём последнем романе «Там, где сумерки сливаются с рассветом" (Là où le crépuscule s’unit à l’aube). Это биографическая фреска из жизни старшего поколения её семьи, покинувшего революционный Питер. Мария Генко в своём повествовании «Рим, Константинополь, Киев: дорога к расколу» (Rome, Constantinople, Kiev- le chemin vers le schisme»), над которым она работала четыре года, обращается к событиям куда более отдалённым, но знания о которых остро необходимы для осмысления нынешнего мира.

Ну а современный контекст, спросит читатель. Был и он. Достаточно взглянуть на ассортимент Librairie Vincent.

На круглом столе «Два взгляда на конфликт на Украине» Люсьен Сериз и Никола Миркович рассказали о своих последних книгах.

«Украина между войной и миром» — такова была тема выступления Жака Бо, швейцарца, специалиста в области разведки и терроризма. Впрочем, вопросы из зала касались не только конфликта на востоке Европы, но и судьбы сектора Газа, действий Израиля, позиции арабского мира и фактора американской силы в становлении глобального мира.

Источник: «Русский очевидец» 

Также по теме

Новые публикации

Молодёжь из многих стран мира охотно приезжает в Россию не только как туристы или на праздничные мероприятия, подобные фестивалю, но также и на учёбу. Получить высшее образование в России считается престижным и перспективным для многих иностранцев. Это подтверждают цифры.
В этом году исполняется пять лет Женскому собранию Парламентского клуба – общественной организации, призванной укреплять неформальные связи между соотечественниками в России и других странах. Председатель Женского собрания Людмила Семилетенко рассказала, как возникла идея объединить соотечественниц.
В российской столице при поддержке фонда «Русский мир» прошёл Международный форум «Память победителей» для организаторов шествия «Бессмертный полк» в странах ближнего и дальнего зарубежья. Москва собрала всех, кому дорога память о своих отцах, дедах и прадедах, спасших мир от нацизма.
27 февраля в Москве прошёл Второй конгресс Международного движения русофилов. Присутствие делегатов из более чем 130 стран мира со всех континентов говорит о том, что об изоляции России или отмене её культуры нужно забыть. А расширение влияния нашей страны в мире только усиливается.
«У матрёшки было сердце» – такое название дал своей новой книге писатель, педагог и профессиональный ветеринар из Коста-Рики Марвин Камачо Сото. Спустя 40 с лишним лет после возвращения домой из СССР он решил передать костариканцам впечатления о жизни и учёбе в сказочной стране, где царила подлинная дружба народов.
Николай Марков создал архитектурный облик Тегерана в 20-е – 30-е годы прошлого века. Один из иранских искусствоведов даже назвал архитектуру Маркова «вратами в XX век для Ирана». Но его имя сегодня практически неизвестно нашим соотечественникам. Чтобы восполнить этот пробел, крымский кинодокументалист Валентин Козубский собирает материалы для документального фильма о русском зодчем.
При употреблении подобных сочетаний возникают вопросы об их правильном отражении на письме: слитно или раздельно, в два или в три слова? Чтобы избавиться от сомнений, нужно определить, что перед нами: наречие или существительное в сопровождении служебных частей речи.
Цветаева