EN
 / Главная / Публикации / О чём рассказывает герб России?

О чём рассказывает герб России?

Анна Ефремова30.11.2023

Государственный герб Российской Федерации

Ровно 30 лет назад, 30 ноября 1993 года, Россия получила свой герб. Он был утверждён указом Президента Российской Федерации № 2050. Семь лет спустя, в декабре 2000 года, был принят федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», в котором и содержится точное описание нынешнего российского герба. В нём говорится: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым ор­лом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соеди­нёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем пла­ще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

Герб любой страны, и Россия тут не исключение, это чистый символизм. Хотя в законе не сказано, что это за «серебряный всадник», очевидно, что он отсылает к каноническому изображению св. Георгия Победоносца. Это символ Москвы, столицы нашего Отечества, в гербе которой он также изображён. Как и в московском гербе, всадник поражает «дракона», или змия, что олицетворяет победу добра над злом.

В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, древний символ власти. Держава, или «яблоко», как её называли в Средневековой Руси, – это золотой шар с крестом наверху; это ещё один символ власти монарха над землей. Корона, скипетр и держава в России до революции 1917 года служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России.

Нужно понимать, что наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Герб – наследие Средневековья

В древности у многих народов существовали тотемические знаки, которые являлись принадлежностью того или иного племени. Затем, с развитием государств, люди стали выбивать знаки на монетах и на других изделиях. Однако непосредственное возникновение гербов имело место лишь в средневековой Европе в XI – XII вв. в среде западноевропейского рыцарства.

Герб изображался, прежде всего, на щитах, плащах, доспехах и знамёнах рыцарей. Он был принадлежностью рода, являясь постоянным наследственным знаком. Само слово «герб» происходит от немецкого erbe, что означает «наследство», оно пришло в русский язык в XVI – XVII вв.

Древнерусские символы правителей

Древняя Русь в первые века своего существования не знала еще гербов в полном смысле этого слова. Их функцию выполняли личные и родовые знаки русских князей. На древнерусских монетах X – XI вв. часто встречается изображение трезубца. Еще более древним знаком было изображение двузубца. Такое изображение встречается на самых разнообразных предметах – оружии, кирпичах, глиняной посуде.

Эти знаки были знаками собственности княжеской династии Рюриковичей (родовым знаком Рюриковичей). Самые древние из них относятся ко времени княжения Олега и Игоря. Неизвестно, что точно изображал этот знак. По различным версиям это могла быть воинская эмблема (секира, лук со стрелой), условное изображение птицы (сокола), наконец, символическое изображение варяжского корабля. Но эти знаки исчезли почти сразу после монгольского завоевания.

Во времена Золотой Орды на Руси распространяются преимущественно изображения другого типа (хотя они были известны и ранее). Среди них было наиболее характерно изображение святых патронов князей, т. е. тех святых, имена которых давались князьям при крещении (мы же знаем князей как правило под мирскими именами). Это уже не были родовые знаки, ведь у каждого князя был свой патрон.

Печать Ивана III 1497 г. – основа современного герба России

После свержения ордынского ига свободной и объединенной стране потребовались новые символы. Впервые они появились на новой государственной печати Ивана III 1497 г. От предшествующих эта печать отличалась не только изображением, но и цветом (красный воск), а ещё высоким качеством оттиска. По-видимому, печать была исполнена кем-то из итальянских мастеров, приглашенных Иваном III в Москву.

Уже сам красный воск, на котором была оттиснута печать, говорит о независимости страны: при ордынском владычестве такого цвета могли быть только ханские печати, подчинённые же им русские князья могли использовать только чёрный воск. На лицевой стороне печати помещалась эмблема московских князей – всадник, поражающий копьем змея; на оборотной – двуглавый орёл. Таким образом, впервые две значимые для российской символики эмблемы были объединены на одной печати. Именно с этого времени они стали восприниматься как официальные символы Российского государства.

Печать Ивана III Васильевича

Но откуда взялись эти два главных изображения российской геральдики – конного воина и двуглавой птицы?

Святой Георгий Победоносец

Изображение конного воина или князя было очень популярно в странах Европы, его можно назвать универсальным. Рыцарь (князь) с мечом (т. н. погоня) стал официальным символом соседа Московского государства – Великого княжества Литовского. Однако уже в конце XIV – начале XV века на московских монетах появляется новый сюжет: всадник, поражающий копьем змея.

На Руси было очень популярна пришедшая из Византии повесть, которая называлась «Чудо Георгия о змие». Святой Георгий был знатным воином, родом из Малой Азии. Он жил и был казнен в числе других христиан при римском императоре Диоклетиане (конец III – начало IV в.). Согласно христианской легенде, возле одного палестинского города, жители которого были язычниками, поселилось чудовище – дракон (змий). Жители были вынуждены приносить ему в жертву людей, которых дракон поедал. Наконец, очередь дошла и до прекрасной дочери правителя города. Когда её отвели к берегу озера, в котором жило чудовище, там оказался Георгий, возвращавшийся из похода домой. Он с помощью молитвы и начертанного на земле знака креста победил чудовище и спас царевну. Жители же города, уверовав в Бога, обратились в христианство.

Таким образом, всадник, поражающий змия, на печатях московских князей мог восприниматься двояко: и как изображение христианского святого, и как изображение рыцаря-князя.

Икона «Чудо Георгия о змие». Конец XIV — начало XV веков

Двуглавый орёл – древний символ

Этот символ имеет очень давнюю историю, он насчитывает более трех тысяч лет. Появился он на Ближнем Востоке и был известен уже шумерам. Древние хетты также хорошо знали этот символ. Позднее изображение двуглавого орла не было забыто на Ближнем Востоке – оно использовалось иранскими шахами из династии Сасанидов (первые века н. э.), а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту эмблему даже на своих монетах. В средневековье этот символ был очень распространён на мусульманском Востоке, в том числе и в Золотой Орде.

В Западной Европе изображение двуглавого орла появилось в результате крестовых походов – крестоносцы, завоевавшие Палестину, познакомились там с этой эмблемой и привезли её домой. В XV в. она утвердилась в качестве герба германских императоров. Постоянным же символом государства – Священной Римской (Германской) империи – двуглавый орёл становится в начале XVI в. Стоит заметить, что орёл с двумя головами был известен и в Византии, однако там он не стал государственным символом – гербом, являясь преимущественно религиозной эмблемой.

Герб императора Священной Римской империи 1545 г.

Таким образом, двуглавый орёл мог прийти на Русь как с Востока, так и с Запада. Большинство учёных склонно полагать, что, скорее всего, великий князь Московский, выходя на международную арену, хотел равняться первому монарху тогдашней Европы – императору Священной Римской империи.

Российский герб в XVI – XVII вв.

Внук Ивана III, Иван IV Грозный, употреблял различные печати. Именно при этом царе всадник был помещён на груди орла – с этого времени герб приобретает современные очертания.

Очень важным памятником времен Ивана Грозного является Большая государственная печать 1577 г. Печать отличается сложностью композиции. На её лицевой стороне изображён двуглавый орел с драконоборцем в щитке на груди. Орел увенчан одной большой короной. Его окружают еще 24 эмблемы, по 12 с каждой стороны печати. Это – «печати» тех земель, областей и княжеств, которые входили в государев титул.

В дальнейшем происходило изменение изображения на государственных печатях, однако основа изображения – двуглавый орёл с драконоборцем на груди – оставалась прежней.

Большая печать Ивана Грозного 1577 г.

В XVII столетии изображение еще усложнилось и приобрело совсем современные очертания. Все они отражены в новой Большой государственной печати 1667 года. В 1667 г. в деревне Андрусово после многолетней войны между Россией и Речью Посполитой было заключено перемирие. В связи с этим была изготовлена новая Большая государственная печать. Двуглавый орёл с распахнутыми крыльями на новой печати был изображён под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах.

Государственный герб на Большой государственной печати (изображение из «Титулярника» 1672 года)

В правление Петра I герб был несколько видоизменён. Орёл теперь стал изображаться чёрным, а помещался он в золотом (жёлтом) поле. Таким образом, в основу герба было положено имперское сочетание цветов – черного с жёлтым.

Во второй половине XIX века была проведена большая гербовая реформа, результатом которой стало появление в 1882 году, в правление Александра III, Большого государственного герба, который просуществовал без изменений вплоть до 1917 года. В качестве основных в нем сохранились старые эмблемы – двуглавый орел и всадник – драконоборец. Однако появилось и много новых элементов. В целом герб имел довольно сложную структуру. Особенно же бросается в глаза видоизменённый герб Москвы, расположенный на груди орла: всадник теперь изображался в западноевропейском шлеме и был развёрнут в непривычную для русского зрителя сторону – влево от зрителя. Это отступление от традиции было сделано в угоду следованию строгим правилам европейской геральдики.

Большой государственный герб соответствовал всем правилам геральдики, однако получился слишком тяжеловесным, что предопределило его непопулярность. Наибольшим распространением пользовался Малый герб (а ещё был Средний герб), который всего более походил на старый герб империи.

Большой герб Российской империи

Малый герб Российской империи

Герб России при Временном правительстве

Сразу после свержения монархии в 1917 году во многих городах началось стихийное уничтожение изображений двуглавых орлов: их срывали со зданий, выламывали из решеток, срезали пуговицы с их изображениями. Однако ни одно государство не может долго существовать без собственного отличительного знака, без своего символа. В нём была и совершенно определённая государственная необходимость: новый символ должен быть изображен на государственной печати, которой скреплялись все важнейшие документы.

Новый герб для печати Временного правительства изобразил художник И. Я. Билибин. За основу был взят двуглавый орёл времен Ивана III (с опущенными крыльями). На печати по кругу шла надпись: «Российское Временное Правительство». Под орлом был изображён Таврический дворец. Печать была утверждена 21 марта 1917 г.

Печать Российского Временного правительства, 1917 год

Временное правительство было свергнуто. В конце октября 1917 года власть захватили большевики, которые сделали своими символами совсем другие знаки (красная звезда, перекрещенные серп и молот). Возврат к древнему российскому гербу произошёл с падением Советского Союза и появлением нашего современного государства – Российской Федерации.

Согласно закону о «государственном гербе», его изображение помещается на зданиях правительства, суда, Государственной Думы и иных правительственных зданиях; на официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте (флаге) Президента РФ и проч.).

Наш современный герб является прямым наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV в. до 1917 г. Изображения герба является официальной эмблемой РФ, демонстрируя ее суверенитет. А ещё это интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с историей страны.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Молодёжь из многих стран мира охотно приезжает в Россию не только как туристы или на праздничные мероприятия, подобные фестивалю, но также и на учёбу. Получить высшее образование в России считается престижным и перспективным для многих иностранцев. Это подтверждают цифры.
В этом году исполняется пять лет Женскому собранию Парламентского клуба – общественной организации, призванной укреплять неформальные связи между соотечественниками в России и других странах. Председатель Женского собрания Людмила Семилетенко рассказала, как возникла идея объединить соотечественниц.
В российской столице при поддержке фонда «Русский мир» прошёл Международный форум «Память победителей» для организаторов шествия «Бессмертный полк» в странах ближнего и дальнего зарубежья. Москва собрала всех, кому дорога память о своих отцах, дедах и прадедах, спасших мир от нацизма.
27 февраля в Москве прошёл Второй конгресс Международного движения русофилов. Присутствие делегатов из более чем 130 стран мира со всех континентов говорит о том, что об изоляции России или отмене её культуры нужно забыть. А расширение влияния нашей страны в мире только усиливается.
«У матрёшки было сердце» – такое название дал своей новой книге писатель, педагог и профессиональный ветеринар из Коста-Рики Марвин Камачо Сото. Спустя 40 с лишним лет после возвращения домой из СССР он решил передать костариканцам впечатления о жизни и учёбе в сказочной стране, где царила подлинная дружба народов.
Николай Марков создал архитектурный облик Тегерана в 20-е – 30-е годы прошлого века. Один из иранских искусствоведов даже назвал архитектуру Маркова «вратами в XX век для Ирана». Но его имя сегодня практически неизвестно нашим соотечественникам. Чтобы восполнить этот пробел, крымский кинодокументалист Валентин Козубский собирает материалы для документального фильма о русском зодчем.
При употреблении подобных сочетаний возникают вопросы об их правильном отражении на письме: слитно или раздельно, в два или в три слова? Чтобы избавиться от сомнений, нужно определить, что перед нами: наречие или существительное в сопровождении служебных частей речи.
Цветаева