«Через русский язык наши дети смогут получить глубокие знания»
Редакция портала «Русский мир»13.09.2023
Участница XV Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы из Казахстана Жанар Маликова преподаёт русский язык студентам-айтишникам в Astana IT University. По мнению Жанар, только с русским языком её студенты могут полноценно реализоваться в своей профессии.
– Насколько программистам в Казахстане нужен русский язык?
– Русский – это мировой язык, на нём говорят многие. Нашим студентам очень важно быть грамотными в устной и письменной речи, поэтому они пишут и разговаривают друг с другом на русском языке. Несмотря на то, что у нас трёхъязычный университет, английский, казахский и русский языки сосуществуют вместе. Мы хотим показать универсальность наших студентов, в том числе благодаря изучению русского языка.
– Понятно, что русский язык нужен для работы, для общения. А вот что касается любви к русскому языку: часто ли вы видите, что студенты учат не для галочки, а по велению сердца?
– Не только наши, но и в целом студенты во многих вузах Казахстана знают русский язык на высоком уровне – это уровень С1. Заканчивая школу, они выходят с уровнем В2. Приходя в вуз, я замечаю студентов, которые блестяще пишут эссе, цитируют классиков. Которые могут пересказать сложный текст – допустим, роман «Идиот» Достоевского. Это студенты IT-специальностей, которые могли бы и не знать русский язык и литературу на таком уровне. Тем не менее они демонстрируют глубокое владение языком.
Читайте также: «Распространение русского языка в Индии в полной мере продолжается»
– Это прекрасно! По вашим наблюдениям, положение русского языка в Казахстане стабильно или есть тенденция к улучшению, к ухудшению, как обстоят дела с русскими школами?
– В целом в настоящее время роль русского языка не то что угасла, но понемногу становится меньше. Например, сократилось количество часов русского языка в классах с казахским языком обучения. Несмотря на это, я как специалист в области русского языка вижу свою востребованность. Также я замечаю на примере студентов: например, в этом году в наш вуз мы взяли больше преподавателей русского языка, нежели преподавателей казахского. А значит, растут группы студентов с казахским языком обучения, у которых есть потребность по программе государственного образования в практических занятиях русским языком.
То есть роль русского языка не угасла: есть спрос у студентов, потребность в нём в аудиториях растёт. Я вижу у моих студентов живой интерес изучать русский язык. Потому что если они будут знать только казахский и английский, они не смогут так активно общаться в своём пространстве – в профессиональном кругу, в личной переписке.
У меня трое детей, они учатся в школе с русским языком обучения. Я сама и мой супруг, работая в сфере образования, понимаем, что через русский язык наши дети смогут получить глубокие знания.
Читайте также: «Сотрудничество русистов из Узбекистана с российскими коллегами налажено на всех уровнях образования»
Беседовала Любовь Курьянова