EN
 / Главная / Публикации / Кругосветка по правилам. Как житель Тамбова пересёк все континенты на велосипеде

Кругосветка по правилам. Как житель Тамбова пересёк все континенты на велосипеде

Светлана Сметанина17.08.2023

Фото: Александр Осипов / Вконтакте###https://vk.com/id26676388

Велопутешественник из Тамбова Александр Осипов проехал на своём велосипеде уже более 70 тысяч километров – он объехал вокруг Земли и пересёк все континенты. О своей любви к путешествиям Александр рассказал «Русскому миру».

– Путешествовать по всему миру на велосипеде – это ваша мечта с детства или вы уже во взрослом возрасте к этому пришли?

– Наверное, такое желание было всю жизнь, когда ещё был совсем маленьким. В прошлом году, когда я объехал на велосипеде все районы Тамбовской области в честь её 85-летия, тоже много спрашивали: откуда это тяга к путешествиям. Я там во всех наших районах побывал – 23 района, 8 городов, каждый день по две – три встречи, а иногда и по пять, а всего поездка заняла три недели. И в конце концов до меня дошло, откуда взялись эти стишки, которые мне девчонки-одноклассницы написали в классе шестом: «Желаем Туром Хейердалом стать, чтобы в своей огромной лодке весь наш класс мог покатать».

– Ваше первое путешествие на велосипеде было во Владивосток в 1995 году?

– Нет, конечно – кто же с первой попытки может так далеко уехать? В первый свой поход я пошёл в четвёртом классе. Поэтому в шестом мне уже пожелали стать «Туром Хейердалом». А путешествие 1995 года получилось так: я уже отслужил армию в погранвойсках, где приходилось и в горах бывать, и на горных реках сплавляться. И на велосипеде тоже катался. А до армии я уже успел проехать из Питера через Прибалтику и обратно домой. И вот в армии меня спросили: а слабо тебе сюда доехать на велосипеде? Да легко, ответил я. Это был 1989 год.

Вернулся домой и начал готовиться к путешествию во Владивосток. Первым делом мне нужны были карты для составления маршрута. Но в Тамбове можно купить карты Тамбовской области, а, к примеру, Саратовской уже не купишь. И вот мне пацаны, с которыми я служил, стали присылать карты, – Новосибирской области, Кемеровской, Дальнего Востока. Мне моя тогдашняя работать позволяла скопировать карты: делать так называемые кроки – чертежи участка местности с обозначенными важнейшими объектами.

Но в 1991 году у нас в стране случилась «революция» и все планы немного поменялись. Пришлось в срочном порядке зарабатывать деньги, потому что их стоимость менялась каждый день. И вот, заработав денег, я решил в 1994 году поехать всё-таки в запланированное путешествие во Владивосток. Сумел доехать до Уфы, а там у меня велосипед развалился. Не выдержал такого перегруза – всё же с собой приходилось везти: главным образом продукты, которые были в дефиците.

Пришлось вернуться домой и ремонтировать велосипед. Пришёл в местный велосипедный клуб, где мне предложили собрать другой велосипед, так я стал собирать велосипеды. Я и так изобретатель был, а тут ещё такая возможность появилась. С велосипедами я всегда дружил – даже пытался выполнить разряд по велосипедному спорту. Меня всегда интересовали спортивные нормативы, и в одном журнале я вычитал, что нужно пять километров проехать за восемь минут. И вот я пыжился на своём велосипеде – отмерял пять километров, засекал 8 минут. Только я не знал, что нужно для этого брать спортивный велосипед! Ну а во Владивосток я всё-такие приехал на велосипеде – в 1995 году.

Фото: Александр Осипов / Вконтакте###https://vk.com/id26676388

– Наверное, в детстве любили читать книги про путешествия?

– У нас в классе был мальчик, у него мама работала в библиотеке. Она прекрасно знала всех детей класса и кто чем интересуется. И каждому подбирала читать книжки по их увлечениям. И мне, кроме как про путешествия, ничего не давали – «Робинзон Крузо», «Таинственный остров». Потому что она знала, что ничего другого я читать не буду. У меня любимые предметы в школе всегда были география и математика. У нас учитель географии такую игру устраивал: показывал место на карте, и мы должны были рассказать, что там находится. Со мной играть в города было бесполезно – я всегда выигрывал. Даже сейчас, когда мы едем с женой и детьми на соревнования в машине, и я предлагаю сыграть в города, сын говорит: «Да что с ним играть – мы даже с атласом у него не выиграем». А я разрешаю им пользоваться атласом – алфавитным перечнем городов, но с условием, что дети скажут, где конкретный город находится. Например, называете город Александрию, скажите, где он находится.

В наш Тамбовский музей спорта я отдал свои школьные тетрадки, где рисовал флаги всех стран, а также расписывал свои маршруты вокруг Евразии. И в конце концов, всё так и получилось.

– На кругосветное путешествие на велосипеде вас вдохновил пример нашего первого российского велопутешественника Онисима Панкратова, совершившего кругосветку в 1911 – 1913 годах?

– История Онисима Панкратова – это был прекрасный повод отправиться в кругосветное путешествие в честь 100-летия первой кругосветки. Его путешествие не было в полной мере кругосветным. Если взять глобус, то он проехал примерно по его верхушке: из Китая до Европы и пересёк Северную. Америку. На плоской карте это смотрится вроде как ого-го, а если мы закрутим шар, то это не так уже и много. Например, Африка на картах выглядит как не самый большой континент, хотя она, наверное, самая огромная. А Гренландию, наоборот, на картах рисуют как континент, хотя она гораздо меньше.

И вот когда я прочитал о его путешествии в 1911 году, мне пришла в голову идея совершить кругосветное путешествие в честь первого российского велопутешественника. В спорткомитете области меня поддержали и даже помогли приобрести билет в США, откуда я начал путешествие.

Читайте также: На двух колёсах вокруг света: как первый русский велогонщик обогнул земной шар

Сперва я хотел повторить маршрут Онисима Панкратова, но оказалось, что для кругосветного путешествия требуется соблюдение определённых правил. Многие говорят – вот я объехал вокруг света, но там есть свои правила: сколько километров нужно проехать, в каких точках мира побывать. Мне это всё объяснили в Союзе кругосветчиков. Ну что ж, будем выполнять, решил я. И вот, мне пришлось за семь лет выполнить эти правила полностью: пересечь все континенты. Я пересёк всю Северную Америку – прямо до Северного ледовитого океана. Добрался практически до Антарктического побережья – до края земли Южной Америки. Потом пересёк всю Африку – с южной точки до северной. А Австралию пересёк с северной точки до южной. Похоже, что в Австралии таким образом на велике никто не проезжал – там же пустыни, километров по триста от точки до точки.

Фото: Александр Осипов / Вконтакте###https://vk.com/id26676388

В пустыне Сечура в Южной Америке как-то встретил японского путешественника. Он такой весь модный – компьютеры, гаджеты… У меня тогда только телефон обычный был. Мы в одном посёлке остановились, предлагаю ему – давай переночуем в местной гостинице, на двоих номер дешевле выйдет. Он – нет, не пойдёт, здесь вайфая нет. Какой вайфай – для меня тогда это ещё как тёмный лес было. Это 2011 год. Тогда японец открывает свой ноутбук, и у него показывает, что через два квартала будет гостиница с вайфаем. На следующее утро нужно выезжать. А там пустыня – поперёк 180 километров, а в объезд 250. Я ему: давай, погнали поперёк, а японец: нет, я поеду в объезд – мне это как раз на пять дней. Я поперёк пустыни за день планирую проехать, а он в объезд – пять дней! Удивил, в общем.

Ещё как-то по Америке едем, навстречу швейцарец. И вдруг он мне: «О! привет, Александр!» Оказывается, видел меня в интернете и узнал.

Фото: Александр Осипов / Вконтакте###https://vk.com/id26676388

– А с кем-то потом продолжали общаться – из тех, кого в дороге встретили?

– У нас там разница в десятилетия. Мне тогда 39 было, а им – кому 60, кому за 70. Там в основном путешествуют на велосипедах пенсионеры.

Фото: Александр Осипов / Вконтакте###https://vk.com/id26676388

– Когда вы в прошлом году ездили по родной Тамбовской области, то выступали во многих школах. А как дети реагируют на ваши рассказы? Для них, наверняка, это очень интересно?

– У меня даже в детском саду встречи были. Пригласили меня выступить в детский сад «Подснежник» у нас в Тамбове. Там дети были 6 – 7 лет. Я пришёл к ним к девяти утра, а ушёл в половине двенадцатого!

– Дети не отпускали?

– Воспитатели удивлялись: как так можно удерживать внимание шестилетних детей почти три часа. А у меня с собой флешка, на которой разные тематические фотографии. Студентам спортфака я показывал спортивные сооружения и виды спорта, которые культивируются в разных странах. А для малышей у меня отдельная подборка экзотических фруктов и животных. Как растут кокосы, киви, манго… Вот вы знаете, как манго растёт?

Фото: Александр Осипов / Вконтакте###https://vk.com/id26676388

– На дереве?

– Это огромное дерево – типа наших яблонь, только каждый фрукт висит на десятисантиметровой «верёвочке» как будто ёлочные игрушки развесили. Представляете, огромное дерево, и там «развешаны» манго. И мы начинаем обсуждать с этой малышнёй, а какой вкус у разных фруктов, кому что больше нравится. А кроме фотографий, у меня с собой были сувениры из разных страны – томагавк, сомбреро, африканские маски, флейта перуанская. Конечно, детям всё это безумно интересно – и посмотреть, и потрогать.

Фото: Александр Осипов / Вконтакте###https://vk.com/id26676388

– Вы столько мест уже посетили, столько всего видели. А планы на перспективу есть? Готовитесь к новым путешествиям?

– Буквально недавно у нас был тур в честь 150-летия Рахманинова. В 150 километрах от Тамбова есть деревня Ивановка, где было родовое имение его деда, а также жили родственники его жены, и сам Рахманинов жил там после женитьбы. В Ивановке родились его дети – в 1903 и 1907 годах. А после революции он уехал на концерт в Швецию и уже больше не возвращался в Россию.

И вот мы решили организовать тур в честь юбилея Рахманинова. 12 человек на велосипедах проехали по рахманиновским местам в Тамбовской области. А потом уже в в Москву в дом Рахманинова мы ехали втроём.

Читайте также: 150-летие Сергея Рахманинова отмечают на Сицилии

– То есть теперь планируете больше путешествия по России?

– Нет, не только. Во время пандемии – да, ездил по России, в Дагестан доехал. А сейчас разработал маршрут по Африке – большой, красивый и интересный. В середине октября планирую туда поехать, чтобы успеть вернуться до Нового года. Ёлку-то без меня никто не поставит!

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Пятый Международный старообрядческий форум, прошедший в Москве 7 декабря, собрал представителей древлеправославной  веры не только из России. В столицу приехали гости из Уганды, Бразилии, Пакистана, Австралии.
Эти слова встречаются довольно часто как в устной, так и в письменной речи. При этом, чтобы не допустить лексической или орфографической ошибки, следует учитывать разницу в семантике данных наречий и принимать во внимание несколько несложных правил.  
В рамках одного из путешествий молодёжного географического клуба Atlas NRW активисты посетили город Детмольд (Германия), который до начала 20-го века был столицей княжества Липпе-Детмольд, здесь же находится и резиденция князей Липпе, правивших этим регионом с 1780-х до 1910-х годов.
После Второй мировой войны в Европе было воздвигнуто примерно 4000 памятников советским воинам-освободителям. На территории Центральной и Восточной Европы захоронены более миллиона красноармейцев. Сейчас в некоторых странах Европы и бывшего СССР эта память стирается, а памятники советским воинам целенаправленно уничтожаются.
Как получилось, что украинский национализм Галичины выродился в неонацизм, ядром которого стали русскоговорящие выходцы с северо-востока Украины? Участники международной конференции «Украинский нацизм в XXI веке: корни и ветви» попытались дать ответ на этот вопрос.
Лидеры культурной Ассоциации «Друзья великой России» в Италии считают, что политика Запада в отношении отмены русской культуры в Европе окончательно провалилась. Она изначально была обречена на провал.
5 декабря исполняется 220 лет со дня рождения Фёдора Тютчева, чьи знаменитые строки «Умом Россию не понять…» хоть однажды слышал, наверное, каждый. Впрочем, сам он миссией своей жизни поэзию отнюдь не считал – его волновали более глобальные вопросы. Россия и Запад, истоки взаимного непонимания и ростки русофобии – вот поприще, на котором Тютчев вёл свою личную войну. Читая сегодня его труды, невозможно не воскликнуть: как в воду глядел…